Философский словарь. В

 
   

А  Б  [В]  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ш  Э  Ю

 

ВЕДАНТА (санскр. — завершение) — мощная и влиятельная религиозно-философская система, составляющая основу индуизма. Означает совокупность религиозно-философских школ, разрабатывающих учение о Брахмане и Атмане. Полемизируя с буддизмом, отстаивает идеи элитарности (адептами ее могли быть представители только касты брахманов), монизма и высшей реальности Брахмана как основы единства бытия. Являясь ортодоксальным направлением философии, Веданта утверждает непререкаемый авторитет Вед, все содержание которых рассматривается как высшее откровение, поскольку они существуют от начала мира и возникли из дыхания Брахмана. Веданта развивает учение о переселении душ.

ВЕДЫ (санскр. — знание) — древнейшие памятники индийской литературы, написанные на древнеиндийском (ведийском) языке. Относятся к концу ІІ — первой половине І тыс. до н. э. Складывались в течение многих веков. Включают четыре сборника: 1) Ригведа (веда гимнов); 2) Самаведа (жертвенные песни); 3) Яджурведа (жертвенные изречения); 4) Атхарваведа (песни-заклинания). Самым древним и наиболее ценным в культурно-историческом отношении является сборник Ригведа, содержащий поэтически выполненное обращение к богам — Агни, Индре, Митре, Варуне, Соме, Ушас, Ашвинам, Маритам и др. Эти обращения дополняются гимнами о могуществе слова. Ригведа содержит также космогонические гимны (о происхождении гимна, о тех или иных явлениях природы). К Ведам тесно примыкают многочисленные комментарии, поясняющие символический смысл священных текстов, и философские трактаты — Упанишады.

ВЕРА -  понятие, с помощью которого философия описывает личностно свободное самоопределение человека по отношению к духовной и нравственной стороне жизни. Олицетворяет главное и ведущее тяготение человека к тому, что определяет его жизнь, его воззрения и поступки, представляя собой служение некой ценности. Понятие веры имеет два значения: верить и веровать. Верят все люди, веруют немногие. Верят в карты, гадание, гороскопы и т. д. Веруют в Бога. Предмет веры накладывает отпечаток на поведение и даже облик человека. Если он верит в чувственные наслаждения, считает их главной для себя ценностью, то со временем превратиться в наслаждающееся животное, что будет выражаться и во взгляде его глаз, и в общем выражении лица. Поэтому не все заслуживают веры, ибо вера, напр., в деньги и власть, питает тело и душу, но разрушает дух. Вера — ответственно осознанное движение сознания (М. Бахтин), воля и знание одновременно. Люди сами выбирают предмет своей веры и стремятся к нему: они ответственны за свой выбор. Веровать в Бога — значит стремиться к созерцанию Его, молитвенно «медитировать» о Нем. От этого душа становится «вся — светом, вся — оком, вся — радостью, вся — упокоением, вся — любовью, вся — милосердием, вся — благостью и добротою» (Макарий Великий). От такого «перерождения души изменяется и внешний вид человека, о чем он сам может и не знать, но что другим людям бывает трудно не заметить» (И. А. Ильин).

ВЕРИЗМ — это тенденция в искусстве, выражающаяся в наиболее полном, правдивом, подлинном отображении действительности. Синоним понятия «реализм».

ВЕРИФИКАЦИЯ (от лат. verus — истинный и  facio — делаю) — доказательство, подтверждение; процедура установления истинности научных положений в процессе их эмпирической проверки, т. е. с помощью наблюдения, измерения или эксперимента. В современной логике и методологии науки различают непосредственную верификацию (прямо «выходящую» на факты) и опосредованную (доказывающую истинность через логические следствия из проверяемого положения). Однако, строго говоря, любая верификация является опосредованной (косвенной), ибо факты всегда так или иначе «теоретически нагружены». «Чистого опыта», зафиксированного в т. н. протокольных предложениях, быть не может, как полагали представители логического позитивизма. Тем не менее верифицируемость научных выводов может быть отнесена к одним из важных признаков (критериев) научности.

ВЕРОЯТНОСТЬ — понятие, которое выражает меру возможности, дает количественную характеристику ее осуществимости при данной совокупности конкретных условий. Если вероятность равна единице, то это уже действительность, если она равна нулю — невозможность. Обычно выделяют три концепции вероятности в научном познании: классическую, статистическую и логическую (индуктивную), которая широко используется в вероятностной и индуктивной логиках. Понятие «вероятность» является исходным для разработки вероятностно-статистических методов, основанных на учете действия множества случайных фактов.

ВЕЧНОСТЬ — бесконечность времени, атрибут материального мира в целом, характеризующий несотворимость и неуничтожимость его. «Вмещает» в себя все возможные события мира. К ней не приложима мера длительности, как не приложима и характеристика «раньше» — «позже». По отношению к вечности любое время есть лишь «подвижный образ» ее (Платон). В духовном переживании человека время и вечность выступают в единстве — как ощущение бренности жизни и вместе с тем веры в ее абсолютный, непреходящий смысл и значение.

«ВЕЩЬ В СЕБЕ» и «ВЕЩЬ ДЛЯ НАС» — это понятия, впервые введенные в философию Кантом. «Вещь в себе», по Канту, означает вещь, которая хоть и существует независимо от сознания, но абсолютно непознаваема и не может стать «вещью для нас», т.е. познанной. С точки зрения Канта, мы не можем иметь никакого понятия о том, каковы «вещи в себе». Кант вырывал пропасть между «вещами в себе» и явлениями. Человеческое познание, по Канту, имеет дело только с явлениями, т.е. с субъективными представлениями, ощущениями; проникнуть же в «вещи в себе» оно неспособно.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ — понятие, отражающее процесс и итог воздействия различных объектов друг на друга, вследствие чего изменяется их первоначальное состояние. Взаимодействие — основная форма взаимосвязи и единства вещей и процессов в материальном мире и в определенном смысле их первопричина. В европейской философской традиции рассматривается вопрос о взаимодействии духа, души и тела.

ВИДИМОСТЬ (кажимость) — ложный образ, отражающий сущность явления неадекватно либо односторонне. Он зависит как от особенностей восприятия объекта, так и от объективных связей и отношений данного объекта с другими, когда они затемняют и искажают проявления его сущности. В этом коренится один из источников гносеологических ошибок и заблуждений, особенно в познании явлений жизни человека и общества.

ВИМПЕРГ — это конструктивная деталь, придающая устойчивость конструкции.

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ — это особая сфера пространственно-временных представлений, сформированная на основе достижений компьютерной техники, позволяющая неограниченно изменять пространственно-временные характеристики, манипулировать ими на основе фантазии, желания человека, что в конечном счете приводит к созданию нового мира, новой реальности — виртуальной.

ВОЗМОЖНОСТЬ — философская категория, отражающая совокупность предпосылок (элементов, процессов и т. п.), которые при определенных условиях могут стать действительным бытием (см. Действительность). Возможность выражает объективную тенденцию развития предмета, его потенциальное бытие, формирующееся в недрах как целое в виде «зачатков», «зародышей» будущего в настоящем. Различают два вида: 1) Реальная (конкретная) возможность обладает всеми необходимыми условиями для своей реализации при определенных обстоятельствах. Она согласуется с объективными законами и выражает главную на данном этапе тенденцию развития предмета. 2) Абстрактная (формальная) возможность характеризуется отсутствием целого ряда условий для своей реализации в данных обстоятельствах. Она выражает побочную, второстепенную тенденцию развития предмета, которая противоречит объективным законам. Классификация возможностей может быть проведена и по другим основаниям. В ходе реального развития всегда формируется «веер возможностей» и — особенно в социальной сфере — существует проблема выбора конкретных возможностей.

ВОЛЬТЕР ФРАНСУА МАРИ АРУЭ (1694—1778) – виднейший французский просветитель XVIII в., писатель, философ. Боролся с католической церковью. В философии является последователем Локка. Считал, что опыт – искочник познания. Вольтер настаивал на практической «пользе» религии, как гарантия «порядка». («Если бы бога не было, его следовало бы выдумать»). Вольтер выступал как борец против католицизма, суеверий, предрассудков, фанатизма. Вольтер утвердил мысль о бесконечных возможностях человеческого разума. Призывал к построению царства разума на обломках невежества. Основные философские произведения Вольтера: «Философские письма», «Основы философии Ньютона», «Философский словарь»,  «Кандид».

ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. voluntas — воля) — признание примата воли над другими проявлениями духовной жизни человека, включая мышление. Корни волюнтаризма содержатся в христианской догматике, учении Канта, Фихте, Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ницше. Воля считается слепым неразумным первоначалом мира, диктующим свои законы человеку. Как крайнее выражение этического релятивизма, волюнтаризма в основном проявляется в социально-политической политической практике как попытка, не считаясь с объективными законами, произвольно решать проблемы жизни общества.

ВОЛЯ — сознательное и свободное устремление человека к осуществлению определенной цели, которая для него представляет определенную ценность. Волевой акт имеет характер духовного явления, коренящегося в структуре личности человека и выражающий долженствование. Воля противоположна импульсивным стремлениям и влечениям, а также в ряде ситуаций и жизненным потребностям человека (в случаях самоубийства). Как правило, понятие воли относят к зрелой личности, полностью отдающей себе отчет в своих действиях и поступках. В истории философской мысли воля трактовалась двояко: 1) как следствие природной или сверхприродной детерминации (Бог, Абсолют); 2) как самополагающая сила, обусловливающая весь жизненный процесс человека (Шопенгауэр, Ницше). Волевые качества человека определяются отчасти генетически, а отчасти воспитываются окружающей средой, входя в структуру характера личности. В русском языке термин «воля» идентичен понятию свободы, дозволенности.

ВООБРАЖЕНИЕ — способность психики человека либо воспроизводить мысленно прошлые образы, либо порождать чувственные и мысленные образы в таком сочетании, которое не имеется в реальности. Особое значение имеет творческое воображение, связанное с научной и художественной деятельностью человека. Процесс воображения сильнее всего развит в детском возрасте, в процессе открытия нового в любой сфере человеческой деятельности. Без воображения, фантазии не рождается ничего великого в жизни и творчестве.

ВОСТОК — термин социальной философии и культурологии, который обозначает не географическое пространство, а особого рода общую идею, складывающуюся из таких частных идей, как государственность, религиозность, нравственность, философия, искусство. Помимо этого означает одну из частей внутриевропейского раскола, начавшегося в IX в. н. э. в христианском мире. К Востоку стали относить все то, что связано с Византийской религиозной догматикой и государственностью. В своих истоках Восток характеризовался религией, самодержавием как формой государственного устройства, принижением земной человеческой жизни. В настоящее время данный термин трактуется расширительно для обозначения всего культурного региона, расположенного географически восточнее России.

ВОСТОЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ — общая характеристика цивилизаций Индии, Китая, Японии, стран Юго-Восточной Азии, имеющих общие черты в генезисе, функционировании и развитии. К ним относятся: установка на единство человека со средой обитания и отказ от активного вмешательства в природные процессы; проникновение личностного начала в процесс познания и его результаты, связанное с необходимостью Учителя (см. Гуру); образное выражение понятий в иероглифическом письме; акцент на познание ценностного значения и смысла явлений и стремление к личному самосовершенствованию при строгом соблюдении традиций данной социальной группы.

ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ — метод теоретического исследования и изложения, состоящий в движении научной мысли от исходной абстракции («начало» — одностороннее, неполное знание) через последовательные этапы углубления и расширения познания к результату — целостному воспроизведению в теории исследуемого предмета. В качестве своей предпосылки данный метод включает в себя восхождение от чувственно-конкретного к абстрактного, к выделению в мышлении отдельных сторон предмета и их «закреплению» в соответствующих абстрактных определениях. Движение познания от чувственно-конкретного к абстрактному — это и есть движение от единого к общему (см. Всеобщее), здесь преобладают такие логические приемы, как анализ и индукция. Восхождение от абстрактного к мысленно-конкретному — это процесс движения от отдельных общих абстракций к их единству, конкретно-всеобщему; здесь господствуют приемы синтеза и дедукции. Такое движение познания — не какая-то формальная, техническая процедура, а диалектически противоречивое движение, отражающее противоречивое развитие самого предмета, его переход от одного уровня к другому в соответствии с развертыванием его внутренних противоречий.

ВРЕМЯ — всеобщая форма бытия, выражающая длительность и последовательность событий мира. Свойства времени определяются характером и уровнем материального движения, в соответствии с чем правомерно различать физическое, биологическое, социальное, художественное время и т. д. Отражением объективного времени является субъективное время (время осознания и переживания человеком реальных событий и процессов). Трем модусам времени (прошлому, настоящему, будущему) соответствуют три состояния сознания: память, созерцание, творчество. В философской онтологии существуют два противоположных понимания времени. 1) Это постоянный поток, непрерывный переход будущего через мгновение настоящего в прошлое. В потоке времени все старится и приближается к превращению в ничто; настоящее время бессильно. Оно срывает покров с вещей и показывает иллюзорность их бытия, их неукорененность в настоящем. Жизнь превращается в бессмысленно обольщение земными надеждами. Такое понимание времени свойственно, напр. буддизму. 2) Время течет безостановочно, оно безжалостно к настоящему, но, срывая внешний облик устойчивости с вещей, обнажает не пустоту и ничто, а сущность, вечное, безусловную реальность, которая воспринимается и переживается только сквозь время. Оно не всесильно над вечностью, которая только и дает смысл жизни. Такое понимание времени близко русской религиозной философии.

ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ — это идеи, которые согласно некоторым идеалистическим учениям изначально, независимо от опыта, присущи человеческому сознанию. В античной философии это идеалистическое учение развивал Платон. В истории новой философии такая точка зрения наиболее полно была сформулирована Декартом.

ВСЕЛЕННАЯ — понятие, употребляемое в трех основных смыслах. Во-первых, как синоним ойкумены, т. е. обитаемой части мира, во-вторых, как совокупность всех вещей, находящихся в мире, т. е. реально существующих предметов, и в-третьих, как объект космологии, ибо Вселенная — та часть мира, которая на современном уровне познания доступна астрономическому наблюдению и исследованию.

ВСЕОБЩЕЕ (ОБЩЕЕ) — философская категория, отражающая сходные, повторяющиеся черты и признаки, которые принадлежат некоторым единичным явлениям или всем предметам данного класса. 1) абстрактно-общее как простая одинаковость, внешнее сходство, поверхностное подобие ряда единичных предметов (т. н. «абстрактно-общий признак»; напр., «белизна», характерная для мела и молока); 2) конкретно-общее как закон существования и развития ряда единичных явлений в их взаимодействии в составе целого, как единство в многообразии. Данный вид общего и выражает внутреннюю, глубинную, повторяющуюся у группы сходных явлений основу — сущность в ее развитой форме, т. е. закон. Общее неотрывно от единичного (отдельного) как своей противоположности, а их единство составляет особенное.

ВСЕСТОРОННОСТЬ — философский, диалектический принцип познания и иных форм деятельности, выражающий всеобщую связь всех явлений действительности. Включает в себя следующие основные требования: а) вычленение предмета исследования и проведение его границ; б) его целостное «многоаспектное» рассмотрение; в) изучение в чистом виде каждой из сторон предмета; г) осуществление познания как процесса, развертывающегося вглубь и вширь, в единстве интенсивной и экстенсивной его сторон; д) вычленение сущности, главной стороны предмета, субстанциального его свойства. Принцип всесторонности наиболее тесно связан с философским принципом конкретности и общенаучным принципом системности.

А  Б  [В]  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ш  Э  Ю

   

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей в соцсетях:

   

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *