Феноменология Эдмунда Гуссерля

Феноменология Эдмунда Гуссерля

Эдмунд Гуссерль (1859—1938) считается основателем феноменологии как философского течения. Философские взгляды Э. Гуссерля формировались под влиянием крупнейших философов XIX в., а именно Бернардо Больцано (1781 – 1848) и Франца Брентано (1838 – 1917). Б. Больцано критиковал психологизм, полагая, что истины могут существовать независимо от того, выражены они или нет. В дальнейшем Гуссерль стремился очистить познавательный процесс от наслоений психологизма.

Брентано подал Гуссерлю идею интенциональности, которая «есть то, что позволяет типизировать психологические феномены». Интенциональность в феноменологии понимается как направленность сознания на предмет, свойство переживать.

Идеи Э. Гуссерля были изложены в следующих работах: «Логические исследования» (1901), «Философия как строгая наука» (1911), «Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии» (1913), «Трансцендентальная логика и формальная логика» (1921), «Картезианские размышления» (1931) и др.

Особенность философии Э. Гуссерля – выработка нового метода, суть которого в лозунге «Назад к вещам!». Вместо предметов, ценностей, целей, вспомогательных средств, мы рассматриваем тот субъективный опыт, в котором они «являются». Эти «явления» суть феномены, которые по своей природе должны быть «сознанием-о» их объектов, независимо от того, реальны ли сами объекты или нет. Таким образом, понять, что такое вещи можно лишь через описание «феноменов», т.е. явлений, «которые предстают сознанию после осуществления «эпохе», т.е. после заключения в скобки наших философских воззрений и убеждений, связанных с нашей естественной установкой, которая навязывает нам веру в существование мира вещей».

Наше универсальное «эпохе» заключает мир в скобки, т.е. исключает мир (который просто здесь есть), из поля субъекта, представляющего на его месте определенным образом переживаемый-воспринимаемый-вспоминаемый-выражаемый в суждении-мыслимый-оцениваемый и пр. мир как таковой, «заключенный в скобки мир»

Всякий феномен имеет свою собственную интенциональную структуру, анализ которой показывает, что она есть постоянно расширяющаяся система индивидуально интенциональных и интенционально связанных компонентов.

По мнению Э. Гуссерля, феноменологический метод помогает постичь сущность вещей, а не факты. Феноменологический анализ вникает в определенное состояние с точки зрения его сущности.

«Предмет феноменологиицарство чистых истин, априорных смыслов – как актуальных, так и возможных, как реализовавшихся в языке, так и мыслимых». Гуссерль определяет феноменологию как «первую философию», т.е. науку о чистых принципах сознания и знания, универсальное учение о методе, выявляющее априорные условия мыслимости предметов и чистые структуры сознания независимо от сферы их приложения. Познание – поток сознания, внутренне организованный и целостный, относительно независимый от конкретных психических актов, от субъекта познания и его деятельности.

Универсальная задача феноменологической психологии состоит в систематическом изучении типов и форм интенциональных переживаний, а также в редукции их структур к первичным интенциям и таким образом в изучении природы психического, а также постижении душевной жизни.

Феноменология реализуется с помощью метода редукции (эпохе), после чего достигается понимание субъекта познания не как эмпирического, а как трансцендентального субъекта, т.е. выходящего за пределы эмпирического мира.

Гуссерль вводит понятие «идеация», т.е. способность к непосредственному усмотрению объективно-идеальной основы языковых выражений. Допущение возможности исследований этой способности в рамках феноменологии превращает ее в науку о способе постижения мира через анализ «чистого сознания». Так как сознание, субъективность нельзя взять в скобки, оно и выступает основанием всякой реальности. Мир, по мнению Гуссерля, конструируется сознанием.

Чтобы преодолеть кризис европейских наук и недостатки прежней философии, необходимо «привести латентный (скрытый) разум к самопознанию своих возможностей и тем самым прояснить возможность метафизики как истинную возможность – таков единственный путь действительного осуществления метафизики или универсальной философии». Приведение разума к познанию своих возможностей и раскрытие возможностей мудрости осуществляется для Гуссерля с помощью философии. К правильному пониманию рациональности приводит феноменологическая философия, которая строится на анализе и прояснении феноменов сознания и черпает из них подлинное знание, которое призвано сложиться в философию как строгую науку, объединяющую все человечество.

 

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

  • Гусейн Гурбанов, Баку, Азербайджан

    РЕШЕНИЕ ПАРАДОКСОВ:

    1. «Что было раньше: яйцо или курица?»

    Даются два понятия «ЯЙЦО» и «КУРИЦА» и в РЯДУ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО РАЗВЁРТЫВАЕМЫХ ПОНЯТИЙ (РПРП) требуется найти понятия предшествующие к каждому из них.

    В РПРП для «ЯЙЦА» предшествующим является «КУРИЦА», ибо понятием «эмбрион» (или другими ) не интересующим нас по постановке вопроса мы можем пренебречь.

    В РПРП для «КУРИЦА» пренебрегаемым понятием является «цыплёнок», но не «треснувшееся яйцо (из которого старается вылупиться цыплёнок)», ведь в постановке вопроса не акцентировано внимание на обязательности рассмотрения лишь яйца целостного состояния, т. е. для «КУРИЦА» предшествующим является не то понятие на котором акцентирован вопрос, а его разновидность.

    ВЫВОД: «КУРИЦА»

    2. Даётся понятие «Недвижущегося (Ахиллес)» , который не состоит в РПРП и отсутствие динамического состояния у которого завуалировано перемещениями, которую следуя Зенону производим и мы переставляя это понятие на предыдущие позиции в РПРП понятия «Движущегося (черепаха)» — вот в этом и вся загадка этого апория Зенона. В такой постановке вопроса даже Усейну Болта не тягаться с черепахой...