Философский словарь. Н

 
   

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М [Н] О П Р С Т У Ф Х Ц Ш Э Ю

 

НАРТЕКС — вход в храм, преддверие.

НАТУРАЛИЗМ (лат. — природа) — в философии означает стремление объяснить развитие общества законами природы (климатическими условиями, географической средой, биологическими и расовыми особенностями людей и т.д.).

НАТУРФИЛОСОФИЯ — философия природы, получившая свое развитие в XVII-XVIII вв.

НАУКА — это итог, совокупность знаний о природе, обществе и мышлении, накопленных в ходе общественно-исторической жизни.

НАУЧНОЕ ПРЕДВИДЕНИЕ — основанное на знании объективных законов науки предвидение явлений, событий, процессов, которые могут или должны возникнуть в будущем.НЕОБХОДИМОСТЬ — основная форма внутренних причинно-следственных связей, неразрывно связанная со случайностью.

НЕОПЛАТОНИЗМ — это мистическая философия эпохи упадка Римской империи (III-VI вв.), идеология рабовладельческой аристократии. Идеалистическое учение Платона о реальном мире как тени сверхчувственного мира «идей» приняло в неоплатонизме форму мистической эманации (излучения, истечения) материального мира из духовного первоначала. Материя для неоплатонизма — лишь низшее звено в иерархии вселенной, эманация «мировой души», над которой возвышается «дух», а над последним возвышается «первосущность». Высшая ступень философии достигается, согласно неоплатоникам, не посредством опыта и разума, а путем мистического экстаза. Идеализм преобразовался в этой философии в теософию. Неоплатоновская школа первоначально возникла в Александрии (Египет). В 244 г. Плотин (204-270) основал неоплатоновскую школу в Риме. В IV в. в Сирии появилась школа Ямвлиха (ум. ок. 330 г.). Последняя неоплатоновская школа была организована Проклом (410-485) в Афинах. Неоплатонизм сыграл решающую роль в христианской патристике и оказал огромное влияние на все развитие философии феодального общества как в христианских, так и в мусульманских странах.

НЕОТОМИЗМ, или НЕОФОМИЗМ — это официальная философская доктрина католической церкви, одно из наиболее влиятельных течений буржуазной философии эпохи империализма. Неотомизм целиком и полностью воскрешает богословско-идеалистическую систему средневекового схоласта Фомы Аквинского, которую Ватикан (папская резиденция) признает наиболее соответствующей догмам католицизма. В 1879 г. папа Лев XIII призывал всех католических епископов к воскрешению томизма. В 1891 г. в Риме была организована «Академия св. Фомы». Главным организатором реставрации томизма был орден иезуитов.

НЕПОДВИЖНАЯ ПРАДЖНЯ — особое состояние в буддизме и тантризме, которое исключает остановку сознания на каких-то стадиях развития или отдельных фрагментах действительности.

НЕФ — интервал между двумя рядами опор-колонн в храме.

«НОВАЯ ВЕЩЕСТВЕННОСТЬ» — направление в немецком изобразительном искусстве 1919—1933 гг., противопоставившее гегемонии абстрактного искусства обращение к «экспрессионистическому реализму» с отображением реальных форм.

НОМИНАЛИЗМ (от лат. — имя, название) — это направление в средневековой философии, считавшее общие понятия лишь именами единичных предметов. В противоположность средневековому реализму номиналисты утверждали, что реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами, а общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только не существуют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств. Номиналисты выдвигали тезисы: «вещи существуют раньше общих понятий», «общие понятия суть имена». Номинализм был неразрывно связан с материалистическими тенденциями: он ограничивал вмешательство Бога в природу. Сильная сторона номинализма заключалась в том, что он признавал первичность предмета и вторичность понятия. Виднейшими номиналистами в XI-XIV вв. были Иоанн Росцелин, Дунс Скот, Вильям Оккам.

НООСФЕРНЫЕ ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ — попытка гармонизировать на основе человеческого разума гео- и биосферные процессы с космическими закономерностями. Антропологизация пространственно-временных процессов.

НОУМЕН, ФЕНОМЕН — это понятия, играющие большую роль в идеалистической философии Канта. В философии Канта «ноумен» — «вещь в себе»; «феномен» — явление, принципиально отличное от «ноумена». Лишь «феномены» составляют, по Канту, предмет опыта. Они образуются в результате воздействия неизвестного нечто («вещей в себе») на человека. «Ноумены» же якобы находятся по ту сторону явлений и представляют собой непознаваемые сущности. Они принципиально непознаваемы. В этом смысле понятие «ноумен» имеет у Канта ограничительный характер, указывает на границу нашего познания. Разрыв явлений и «вещей в себе» — один из коренных устоев кантовской идеалистической философии.

НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА — особая форма отношения к нравственным и эстетическим ценностям как к жизненным целям.

 

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М [Н] О П Р С Т У Ф Х Ц Ш Э Ю

Сохранить

   

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей в соцсетях:

   

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *