Философский словарь. О

 
   

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н [О] П Р С Т У Ф Х Ц Ш Э Ю

 

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ — это отношения между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной деятельности. Общественные отношения делятся на материальные и идеологические.

ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ — природа, материя, существующие вне человеческого сознания и независимо от него. В противоположность идеализму, утверждающему, что подлинной реальностью являются «абсолютная идея», сознание, ощущения, понятия и т.д., а материальное существует лишь как вторичное, производное, возникшее из идеального начала, материализм считает объективной реальностью материальный мир с его закономерностями, существующий вне и независимо от сознания человека и отображаемый в этом сознании.

ОБЪЕКТИВНЫЙ — в противоположность субъективному означает существующий вне человеческого сознания и независимо от него.

«ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ» — одна из основных разновидностей идеализма, признающая некую мистическую идею, существующую независимо от людей, от человеческого сознания и порождающую в своем развитии материальный мир. Таков, например, «объективный» идеализм Гегеля.

ОККАЗИОНАЛИЗМ — религиозно-идеалистическая доктрина XVII в., пытавшаяся преодолеть необъяснимость взаимодействия души и тела, к которой неизбежно приводил дуализм Декарта, ссылкой на прямое божественное вмешательство. Французский спиритуалист Мальбранш довел окказионализм до признания того, что всякая причинная обусловленность есть божественный акт.

ОККУЛЬТИЗМ (лат. — тайный) — это теория, проповедующая существование в природе тайных, необъяснимых, сверхъестественных сил, с которыми якобы могут общаться избранные люди.

ОНТОЛОГИЯ (др. -греч. - учение о сущем) - это термин, означающий учение о бытии, о сущем, в отличии от гносеологии — учении о познании.

ОПОСРЕДСТВОВАНИЕ. — В применении к познанию объективного мира опосредование означает обобщение мышлением материала ощущений. Данные ощущений являются непосредственным результатом воздействия внешнего мира на наши органы чувств. Поэтому чувственное познание — непосредственное познание. Абстрактное мышление — опосредствованное познание: оно опирается на данные ощущений, живого созерцания, и без них немыслимо. В применении к объективной действительности опосредствование означает, что каждая вещь связана с другой вещью, существует благодаря этой связи.

ОПЫТ - Под опытом в узком смысле обычно понимают экспериментальную проверку наших знаний лабораторным путем или путем наблюдения явлений в окружающей действительности. Опыт в широком смысле включает в себя всю совокупность общественной практики людей. Он создается в процессе взаимодействия людей с внешним миром, в процессе практической деятельности, в которой человек изменяет природу и изменяется сам. В этом смысле опыт — основа познания и критерий истины.

ОРТОСТАТ — большой камень или плита, установленная вертикально.

ОРДЕР — один из видов архитектурной композиции, состоящий из вертикальных опор (колонн) и горизонтальных частей (антаблемента); наиболее распространенные в античности ордера: дорический, ионический, коринфский.

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ, или высший вопрос философии , — вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к природе. Этот вопрос является основным, ибо в зависимости от его решения трактуются определенным образом и все остальные вопросы мировоззрения. Философы разделились на два больших лагеря — идеалистов и материалистов, в зависимости от того, что они считали первичным — бытие, природу или сознание, мышление. Все представители идеалистической философии за первичное принимают сознание, идею, дух. Материалисты же, наоборот, считают первичным природу, материю, а сознание — производным от материи, вторичным. Материалистическое решение основного вопроса философии в корне враждебно и дуализму, который полагает, что материальная и духовная стороны существуют отдельно одна от другой в качестве самостоятельных сущностей.

Вопрос об отношении мышления к бытию имеет еще вторую сторону — вопрос о познаваемости мира: может ли человек познать окружающий мир? Представители гносеологического оптимизма считают, что мир познаваем. Гносеологический пессимизм (агностицизм) утверждает, что мир непознаваем.

ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ — это философское понятие, выражающее одно из сторон диалектического процесса развития. Понятие «отрицание отрицания» впервые появилось в философии Гегеля. У Гегеля «отрицание отрицания» выступает преимущественно как орудие, с помощью которого он создает свои идеалистические конструкции. Весь процесс развития подводится у него под «триады» (тезис, антитезис, синтез). Тезис отрицается антитезисом, который в свою очередь отрицается синтезом.

ОЩУЩЕНИЕ — отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений материального мира в результате их воздействия на органы чувств. Наши ощущения суть образу внешнего мира. Являясь простейшей первоначальной формой отражения материального мира в нашем сознании, ощущения дают материал для более сложных форм отражения действительности в сознании человека: для восприятия, представления, для различных форм мысли (понятие, суждение, умозаключение). Поэтому ощущения являются источником всех знаний об окружающей нас материальной действительности. Материальные предметы и явления воздействуют на наши органы чувств, вызывают возбуждение нервной ткани, когда же это возбуждение передается в кору больших полушарий головного мозга по центростремительным нервам, возникает ощущение.

 

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н [О] П Р С Т У Ф Х Ц Ш Э Ю

   

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей в соцсетях:

   

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *