Культура Древней Греции

Все статьи сайтаКультурологияИсторические типы культуры → Культура Древней Греции

 Античный полис

Чтобы понять причины расцвета древнегреческой культу­ры, нужно знать ее полисный характер. Полис — это город-го­сударство . Он представлял собой сравнительно небольшой кол­лектив полноправных граждан: несколько десятков тысяч че­ловек, часто значительно меньше. Гражданский коллектив мо­нополизировал в своих руках владение землей. Ополчение граждан-земледельцев, вооружавшихся на свои собствен­ные средства, было ядром вооруженных сил полиса. Граждане полиса держали в своих руках основную часть жизненно важ­ных для функционирования экономики рабов (например, в Афинах было 90 тыс. свободных граждан и 360 тыс. рабов). Воля большинства гражданского коллектива определяла внешнюю политику полиса.

Все дела полиса решались на заседании народного собра­ния. Это обстоятельство также диктовало определенную ог­раниченность территории и численности граждан. Пока граж­данский коллектив защищал свое право влиять на государ­ственные дела, государство не могло перерасти рамки поли­са. Без определенного минимума гражданской активности полис вообще не мог существовать.

Своими корнями полис уходил в доклассовую племенную эпоху. Стремление племени завоевателей, находящихся на грани перехода к государственному быту, сохранить элемен­ты племенной демократии, не допускать в своей среде слиш­ком резкого неравенства и в то же время успешно эксплуати­ровать покоренное население, было вполне естественным и широко распространенно в истории человечества.

Самыми крупными полисами были Спарта, потом Афи­ны, Сиракузы, Коринф. Нередко они между собой воевали. Мужское население истреблялось, женщины и дети прода­вались в рабство. Однако, присоединение завоеванных поли­сов и территорий в Древней Греции не было принято. Гре­кам мысль о единстве и объединении казалась нестерпимой. Дело в том, что в объединенной Греции они опасались поте­рять самое для себя драгоценное — свободу. Полисная жизнь для них была непременным условием их подлинной свободы.

Как понимали в Древней Греции свободу? Прежде всего как независимость ни от чего внешнего. Достижение согласия с самим собой, достижение внутренней гармонии. Но свобода не в каком-то уединении или изоляции человека от других лю­дей. Аристотель называет человека существом общественным и политическим, то есть — полисным. Именно в полисе, в го­роде, как общении, человек приходит к самому себе, соответ­ствует своей природе. Полис был для грека возможностью ре­ализовать свою свободу. Такое отношение к своему государ­ству для нас непривычно. Сейчас нам странно, точнее трудно представить, что отношение греков к своему полису (городу) было пронизано теплотой, чуть ли не интимностью. В полисной жизни человек чувствовал себя так, как мы чувствуем себя в своем домашнем кругу, среди родных и близких.

Полисные обязанности: управление своим государством, выполнение своего долга, участие в культовых действиях. Сельскохозяйственные работы, ремесло и торговля, хотя и со­ставляли материальную основу существования полиса, соб­ственно в полисную жизнь не входили. Это были так называ­емые низменные занятия. Они не выводили человека в сфе­ру свободы.

Полисный человек в полном смысле должен быть «мужем совета» и «мужем войны», то есть воином и государственным деятелем. Великий полководец и мудрый законодатель (поли­тик) могли быть в Древней Греции одним и тем же лицом (на­пример: Перикл, Александр Македонский). Бюрократии в по­лисах не было, как и постоянной армии, профессиональных политиков или государственного аппарата. Все значимые дол­жности были выборными. Каждый гражданин в полисе с де­мократическим устройством имел право и обязан был участвовать в народном собрании. За свою жизнь он неоднократно избирался в различные органы власти, успевал побывать и на­чальником и подчиненным, и должностным лицом, и частным человеком. Его частная жизнь — хозяйство, семейные заботы, досуг — обязательно дополнялась государственными забота­ми. Причем некоторые из них сегодня не воспринимаются как явление государственной жизни. Например, театр.

Главными сферами греческой культуры становятся фило­софия и искусство. Они вырастают из мифологии и пользу­ются ее образами. Но вместе с тем они приобретают значе­ние, выходящее за ее пределы. Древнегреческая философия — дитя мифологии — созда­ла принципиально отличный от мифологического тип мыш­ления. Мифологическое сознание удовлетворяется описани­ями, философское же требует доказательств. Философское мышление стремится дать объяснение действительности пу­тем рационального, логического рассуждения с помощью аб­страктных понятий. Философия считает необходимым четко отличать факты и логические выводы от вымыслов и предпо­ложений; вместе с ней развиваются и зачатки научных зна­ний — астрономии, математики, биологии, медицины.

 Геракл

В древнегреческой культуре можно выделить три знако­вых фигуры, три типа личности или человеческого архетипа. Это герой, раб и человек «золотой середины». Героизм дела­ет человека свободным. Для античности герой был самым до­стойным из людей, человеком по преимуществу. Можно даже утверждать, что греческая культура была героична. Всем из­вестны подвиги Геракла, Ахиллеса, ПрометеяГерой — это и не совсем человек, и не совсем божество — это что-то сред­нее. Герой всегда родственник богов, рожденный или смерт­ной женщиной от бога (Геракл) или богиней от смертного (Ахиллес). Своей мощью, величием, мудростью герой может быть равным богам. На более высоком уровне — герой — жертва обстоятельств. Жизнь и смерть героя — это скорее самопожертвование (Прометей). Герой нередко становится царем. Он первый среди равных, выбранный или признан­ный другим (Агамемнон). Героическое обретается человеком через битву, через поединок с равным ему соперником.

Геракл посмертно причислен к сонму Олимпийских богов, так как он совершал подвиги в основном в борьбе с природны­ми силами (гидра, лев, Авгиевы конюшни), но он не бился с себе равными. В нем меньше от героя, больше от богов.

Герою нужен другой герой, чтобы быть первым среди рав­ных. Герои — всегда избранное меньшинство, но в то же вре­мя и сообщество. Царь-бог царствует по праву происхожде­ния, а царь-герой — по праву копья, подкрепленного проис­хождением. Царь-бог восседает на троне с седой бородой, с посохом в руке, а царь-герой на коне, в шлеме и в доспехах.

Второй тип индивидуальности, кроме героя — раб. Ра­бы — тоже люди. Они служат царю. Быть рабом унизительно. Раб как бы человек низшей природы. Но статус раба в Древ­ней Греции очень неустойчив. Аристотель пишет, что раб — такой же член семьи, как муж и дети. Если так, то раб прежде всего человек, а потом уже все остальное. Рабство возникает потому, что есть героизм. На одном полюсе человек пытается себя преодолеть, превозмочь — и он герой. На другом — он ничтожное существо — раб. Но перед судьбой они равны. Толь­ко, если герой сумел противостоять судьбе, то раб — человек, судьбой перечеркнутый.

Герой — это человек, рабство в себе изживший, раб же его принимает и уживается с ним. Герои в архаическом со­знании невероятно сильны, ловки, дальновидны — они побеж­дают врага, равного себе соперника, раб же слаб.

Между этими полюсами — раб-герой, лежит еще один тип древнегреческого общества — человек золотой середины. Он вправе сказать о себе: «Я человек и ничто человеческое мне не чуждо». Или: «Я герой, но в меру; я раб, но не слишком». Житейская мудрость и здравый смысл — вот те боги, кото­рым он поклоняется. Человек золотой середины пытается ужиться с судьбой. Его жизнь проходит по формуле: «Пока я существую — судьбы нет, когда она появится — не будет меня». Единоборство с судьбой для него исключено. Он зна­ет, что судьба способна сделать из человека раба. Но это не означает, что он живет как страус, засунув голову в песок. Он стоек перед лицом невзгод и опасностей, у него есть муже­ство, но его претензии далеко не распространяются. Он жи­вет спокойно и рассудительно, невозмутимо.

Агонистика — понятие, обозначающее состязание, борь­бу, спорт, опасность, соревнования, соперничество. Агонис­тика пронизывала все сферы жизни древних греков: военную, спортивную, культурную, политическую, судебную. «Вечно блистать, над собой никакого не знать превосходства» — пи­сал Гесиод об идеале древнего грека.

Военные сражения во многом раскрывали дух соперни­чества. Но с не меньшим накалом проходили у греков спортивные соревнования, в ходе олимпийских игр проводились со­стязания поэтов, ораторов, драматургов. Греки соревновались о выращивании урожая, в искусстве, спорте и т.п. Почести, которыми награждались победители, считались божествен­ными. В политической борьбе применялось оружие остракиз­ма — изгнание противников за пределы города.

«Агональный» или состязательный дух во имя стяжания сливы, высокая оценка свободы, внешним выражением которой была греческая демократия, стали отличительными черта­ми характера древних эллинов. Эти черты национального ха­рактера греков, требовавшие огромного напряжения духовных и физических сил, способствовали достижению многих выдающихся результатов в различных областях жизни и культуры.

Одиссей говорит как о чем-то естественном о соревнова­ниях при сельскохозяйственных работах. Соревновательный характер воспитания воинов в древней Спарте граничил с жестокостью.

В «Илиаде» и «Одиссее» описываются состязания, являю­щиеся демонстрацией богатства, досуга и энергии господству­ющей верхушки. Видимо, состязательность, соперничество, расценивались как проявление «лучшего», специфически ари­стократического образа жизни. Следует отметить, что в цент­ре внимания состязающихся, в том числе и спорте, была не выгода, а успех, слава. Так, победа на общегреческих играх рас­сматривалась как успех всего города — родины победителя, который в виде награды получал лишь лавровый венок. Побе­дитель получал право воздвигнуть монумент в честь своей по­беды на месте, где она одержана, или у себя на родине.

Грек не ждал лучших времен или обстоятельств, чтобы проявить себя. Он не оправдывал свое бездействие тем, что нет подходящих условий или людей, способных оценить и поддер­жать его. Натура древнего грека искала реализации, как гово­рится «здесь и теперь», а не «завтра», да чтобы «всем вместе». Он действовал безоглядно, не озираясь на правила или инст­рукции. Дух грека возбуждался самой природой. Море, неболь­шие острова, расположенные в пределах видим оста. Слабохол­мистая местность делала для него мир доступным и понятным. Он земледелец и моряк. Но далеко греки не плавали. За Гиб­ралтаром для них начинался не просто океан, а Хаос, и туда они не совались. Конечно, небольшой клочок пространства самой Греции стеснял активность личности. Но греки это пре­одолевали колонизацией: далеко за пределами Греции были ос­нованы сотни колоний.

Выдающиеся личности Древней Греции

Перикл (ок. 490-429 гг. до н.э.) — стратег, главнокоман­дующий в Афинах. При нем было так много сделано, что тот период, пока он правил в Афинах (всего 15 лет), называют «Золотым веком» Афин.

Сократ (470-399 гг. до н.э.) — был славой Афин. Он был убежден, что истина рождается в сопоставлении противопо­ложных мнений. Он ходил по улицам и площадям Афин, убеж­дая граждан больше задумываться над своей жизнью, прислу­шиваться к голосу совести. Он «опустил философию с небес на землю», обратил внимание на человека, его душу, указал на связь общественного порядка с нравственными ценностя­ми. Философия для него — это самопознание человека.

Протагор (ок.480 — ок. 410 гг. до н.э.) — выдающийся философ Древней Греции. Ему принадлежат слова: «Человек есть мера всех вещей». Эта мысль стала первым провозгла­шением в истории европейской культуры идей гуманизма.

Пифагор (VI век до н.э.) — знаменитый математик, счи­тал число основой всего существующего.

Гераклит (кон VI — нач.твв. до н.э.) — философ, уче­ный, первоначалом всего сущего считал огонь. Все рождено борьбой противоположностей, «все течет, все меняется».

Демокрит — родоначальник атомистической концеп­ции. «В мире есть только атомы и пустота», — самое сжатое определение науки.

Анаксагор (ок.500-428 гг. до н.э.) — философ, ученый. По его мнению, исходное состояние мира составляет непод­вижную смесь неразрушимых элементов — «семян вещей».

Платон — открыл европейской культуре мир идей, кото­рый существует за пределами видимого мира. Платон (427-347 гг. до н.э.) — это «царь» философской мысли. Он создал учение об идеальном государстве, высказал мысль о сущнос­ти человека, написал книгу «Законы», в которой изобразил жизнь тоталитарного государства. Действительным миром Платон считал идеи, а чувственный мир — копией мира идей.

Аристотель — ученик Платона, отошедший потом от уче­ний своего учителя. Аристотель пытался создать логически стройную аргументированную картину мира. Бог Платона был идеальным математиком, а Бог Аристотеля — идеальным логиком. Свое учение о законах человеческого мышления он изложил в научном труде под названием «Органон». Политические взгляды Аристотеля были интересны. Платон был про­тив частной собственности в идеальном государстве, Арис­тотель — за. Он признавал образцовым государство, где спо­собствует среднее сословие, где умеренной собственностью должен владеть каждый. Наиболее приемлемая форма госу­дарства, по его мнению, абсолютная монархия.

Аристотель воспитал великого полководца — Александ­ра Македонского. Тот и осуществил идею всемирной монар­хии. Александр Македонский стал рассматривать отдельные страны как часть мирового пространства. Уже будучи царем, он был полон решимости устранить все националистические предрассудки. Ему виделись слитыми воедино Запад и Вос­ток. Он дошел до Индии, завоевал Египет, создал огромную империю. В завоеванных странах строил города по типу гре­ческих, вел с собой греков-ученых, писателей, считая, что выполняет великую миссию освобождения и приобщения народов к сверхдержаве.

Культура Древней Греции стала прообразом развития ев­ропейской и, следовательно, мировой культуры. Платоновс­кая академия и Лицей Аристотеля стали прообразами профес­сиональных исследований, а деятельность Сократа — образ­цом внеакадемического философствования. Александр со­здал научный центр в Александрии (Египет) с огромной биб­лиотекой, лабораториями, зоопарком и ботаническим садом. Там работали Эвклид и Архимед.

Итак, Древняя Греция — колыбель европейской цивили­зации. Основанием для такого утверждения является тот факт, что многие идеи, определившие собой своеобразие ев­ропейской цивилизации, были рождены в Элладе. Это каса­ется и философских, и научных, и политических, и нравствен­но-эстетических взглядов.

Использованная литература:

1. Афонин В. А., Афонин Ю. В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. — Луганск: Элтон-2, 2008. — 296 с.

Читайте продолжение темы «Античная культура»:
Античная культура
Культура Древнего Рима


Читайте также:
Первобытная культура
Культура Древнего Востока
Средневековая культура
Культура и протофилософия Древней Месопотамии
Культура Западноевропейского Возрождения
Культурное значение Реформации

Культура Нового Времени

Западноевропейская культура XIX века
Культура Европы рубежа XIX-XX веков
Культура Европы XX века

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Подписаться на новые статьи по e-mail
Новые статьи блога
3 комментария
  • Анонимный

    скажите, пожалуйста, какие источники у этой информации?

    2014-10-13 в 6:18 | Ответить
    • admin

      Афонин В. А., Афонин Ю. В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. — Луганск: Элтон-2, 2008. — 296 с.

      2014-11-16 в 12:30 | Ответить
  • Referat MD

    Cпасибо за информацию.

    2015-10-01 в 3:07 | Ответить
;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :mrgreen: :lol: :evil: :cry: :cool: :P :-(