Культурное значение Реформации

 
   

Все статьи сайтаКультурологияИсторические типы культуры → Культурное значение Реформации

Культурное значение Реформации

 

Реформация — это народное движение XVI столетия, на­правленное против католической церкви и приведшее к воз­никновению протестантизма. Лидерами этого движения были Лютер в Германии и Кальвин в Швейцарии. Это движение оказало на общественно-европейское общество гораздо бо­лее сильное влияние, чем Возрождение. Гуманизм предше­ствующей эпохи сыграл в возникновении протестантизма двоякую роль: с одной стороны, он подорвал престиж церкви и расчистил путь для Реформации, возвысив светскую уче­ность и искусство. С другой стороны, Реформация была вос­станием не только против католической церкви, но и против гуманизма, т.к. ее деятели отличались фанатичной религиоз­ностью в борьбе за концепцию «новой церкви».

Реформация была вызвана распадом феодального спосо­ба производства и зарождением новых капиталистических от­ношений. Дело в том, что движение за преобразование като­лической церкви поддерживали бюргеры, мелкие торговцы, ремесленники, крестьяне, которым был присущ религиозный фанатизм и чужд дух нравственной свободы деятелей эпохи Возрождения. Фактически Реформация требовала такой трансформации католической церкви, которая отвечала бы интересам не феодальной власти, а буржуазии.

Толчком к массовому выступлению за Реформацию стал Поступок немецкого монаха Мартина Лютера, который при­бил к двери городской церкви знаменитые 95 тезисов, кото­рые осуждали продажу индульгенций, ставшую привычной для католической церкви. Можно было «искупить» самое страш­ное преступление, купив отпущение грехов за деньги — бумаж­ку — грамоту, которую продавали папские посланники в общественных местах.

Продажа индульгенций стала настолько важной статьей дохода католической церкви, что она вынуждала людей по­купать эти бумаги за еще несовершенные грехи. Эта пороч­ная практика вызвала возмущение у верующих — слишком откровенной стала алчность церковнослужителей.

Интересно, что прихожане порицали не право церкви осуждать и миловать грешников, а именно грязную денеж­но-торгашескую форму отпущения грехов. М. Лютер пошел дальше этого вполне очевидного и понятного морального пре­ступления: он считал, что путем подобного рода торгашеской практики человек освобождается от необходимости внутреннего покаяния. А это нарушало известный евангелистский призыв: «Покайтесь, ибо приблизилось царство Божье!». Получалось, что католическая церковь фактически отброси­ла главное требование христианства и условие человеческо­го спасения — внутреннее покаяние человека.

Спасение человека, по мнению М. Лютера, в личной вере человека. Человек настолько грешен, утверждает он, что ни­какие религиозные заслуги не могут приблизить его к спасе­нию. Спастись можно только верой в искупительную жертву Иисуса Христа. «Нельзя предписывать вере соединяться с доб­рыми делами, ибо истинная вера не может по сущности своей не оказаться в праведной жизни» — этот тезис повторялся им неоднократно. При этом вера в искупительную жертву Христа не является личной заслугой человека, а выступает как проявление божеской милости — избранности, т.е. по-настоящему веруют лишь те, кого Бог избрал для спасения, — утверж­дал М. Лютер.

В связи с таким пониманием веры и спасения М. Лютер считал, что нужно ликвидировать монашество, отменить по­сты, сделать из монастырей школы, упразднить практику па­ломничества к святым местам и т.п. Нет различия между свя­щенниками и мирянами. Каждый имеет право на общение с Богом, а не только священнослужитель, как это трактовалось в догматике католицизма. Лютер идет дальше и отвергает всю церковную иерархию во главе с «бесовским князем» — па­пой. Он называет папство «антихристовым установлением», ведущим к искушениям и грехам. Папство украло у человека Бога и занялось спекулятивной продажей его милости. По сути, Лютер потребовал возвращения к нравственным прин­ципам раннего христианства, выступал за чистую и искрен­нюю веру в Бога.

Идейным источником Реформации явилась Библия. Жак Кальвин, Ульрих Цвингли и Мартин Лютер — основные по­борники Реформации католической церкви утверждали, что источником истины в религии является не священная уст­ная традиция, а Святое письмо, прежде всего Евангелие. Они настаивали на непререкаемости авторитета писания, на пра­ве каждого верующего иметь собственное понимание его со­держания. Дело в том, что до Реформации библия издавалась только на латыни, которая была «мертвым» языком и была недоступна для понимания широким массам верующих. Ла­тынь изучали и знали только священнослужители. Они, а в их лице вся церковь, выступала посредником между Откро­вением Бога, изложенным в Библии, и людьми. А церковь трак­товала Библию в соответствии со священным преданием. В результате такого положения вещей, решение папы в вопро­сах веры становились последней инстанцией. М. Лютер и его сторонники, отвергая священное предание (в отличие от пра­вославия и католичества), провозгласили Библию единствен­ным источником вероучения. Не папские распоряжения и дек­реты, не устная традиция, а только канонические книги Ста­рого и Нового Завета (Святое письмо) могут быть источником истины. Лютер впервые перевел Библию на немецкий язык и провозгласил право каждого верующего на ее изучение и тол­кование. Тем самым он лишил католическую церковь права творить от имени Священного писания (ведь все люди одина­ково поражены первородным грехом). На таких основаниях сложилось новое направление христианства — протестантизм.

Этика протестантизма отличалась простотой в отношениях между людьми, проповедью ограничения собственных по­требностей, отрицательным отношением к роскоши, расточи­тельности, праздности. Это отвечало интересам мелкой бур­жуазии, присущего капитализму духу предпринимательства, формированию высокой самооценки, исходящей из того, что именно они являются носителями божественной историчес­кой миссии. Воспитание и пропаганда таких нравственных качеств сыграли определенную роль в том, что именно пуритане, вынужденные в результате религиозных и политических гонений мигрировать в начале XVII века из Европы в Север­ную Америку, стали лидерами западной цивилизации.

Отказавшись от церковной организации католического типа, протестанты открыли путь буржуазно-демократичес­ким свободам, развитию буржуазного индивидуализма. Был упрощен и пышный религиозный католический культ. М. Лютер упразднил монашество, сам сбросил монашеский сан и женился на монашке, что было нарушением монашеского обета безбрачия (целибат). Литургия, которая обычно прово­дилась на латыни, была сведена к проповеди. Было также от­менено почитание икон и мощей, из семи религиозных таинств протестанты стали соблюдать лишь крещение и причастие. Протестанты не признают святых, ангелов, не чтят культ Богородицы, отрицают представление о чистилище. Религиозный культ упростился и стал дешевым. Протестантское духовенство избирается мирянами. Все это было близко первичному христианству.

Сложилась концепция «новой церкви», произошло рефор­мирование католицизма. Стержнем протестантского мировоззрения стало положение: «Все от Бога». Это избавило челове­ка от бесполезных переживаний о ходе мирских дел. Человеку осталось только надеяться на Бога и верить в свое спасение.

Как подчеркивалось, связь Реформации с Возрождением несомненна, но она неоднозначна. Их союз был временным. Союз с молодыми гуманистами был вызван необходимостью последних, в целях национальных интересов, стать под рели­гиозные знамена. Уже в 1521 году между ними произошел идейный разрыв. Учения Лютера в «всеобщем священном сане верующих» опасно действовал на умы — ведь оно допус­кало духовенство в мир людей как учителей и проповедни­ков Евангелия, создавало гарантии сохранения существую­щих порядков.

Буржуазный характер протестантизма более четко про­являлся в учении Ж. Кальвина — идеолога Реформации в Швейцарии. Он провозгласил главными ценностями самоог­раничение, обогащение, аскетизм, выдвинул две идеи: о бо­жественном невмешательстве в закономерности мира (от­чуждение Бога от мира) и о том, что люди еще до рождения якобы предопределены — одни к спасению и блаженству, другие — к гибели и вечным мукам. Но это божественное предопределение скрыто от людей, поэтому каждый верую­щий должен вести себя так, как будто бы он предопределен к спасению. Никто не знает, учит Кальвин, что его ждет, но каж­дый человек должен думать, что именно он является Божьим избранником. И, напрягая все силы, доказывать своей жиз­нью, что он достоин спасения.

В бытовом плане, в практической жизни этот аскетизм приобрел характер буржуазной бережливости, привел к со­кращению религиозных праздников, увеличению рабочих дней. Добросовестный труд и покорность, по мнению каль­винистов, являются обязанностью человека, предопределен­ной Богом. Эта установка радикального протестантизма спо­собствовала его разрыву с ренессансным гуманизмом.

Интересно, что и сам Ж. Кальвин, проповедуя скромность, прилежание, постоянный упорный труд и осуждая праздное времяпровождение, скоро приобрел такое влияние в Жене­ве, что шумная, веселая жизнь этого процветающего города притихла, сменилась серьезностью и строгой религиознос­тью. Кальвин разработал систему принуждений и наказаний, что бы заставить граждан города молиться и работать. Он наложил запреты на различные увеселения и развлечения, свободное времяпровождение. Дело дошло даже до запрета на художественное творчество, занятие литературой и искусством, а в мелочах до регламентации причесок, одежды, кушаний и т.д. По определению известного культуролога Макса Вебера (1864—1920), честный упорный труд в протестантизме низводится в ранг религиозного подвига, становится своеоб­разной «мирской аскезой».

Произошло обожествление протестантизмом трудолюбия и ненависти к социальному паразитизму. Кальвинисты зап­ретили монашество и нищенство. Всем был предложен аске­тический идеал жизни. Это была логика буржуазного образа жизни, которая в реальном плане рисовалась как безрадостная. По словам Вольтера, «Кальвин широко распахнул двери монастырей, но не для того, чтобы все монахи вышли из них, а для того, чтобы загнать туда весь мир».

Учение М. Лютера и Ж. Кальвина способствовало возникновению новой морали, которая получила название пуритан­ской по названию одной из протестантских сект. Это название стало общим для всех течений и сект — баптистов, пресвите­риан, кальвинистов и т.д. Этика пуританства вытекала из ре­лигиозного мировоззрения и стиля жизни, которые рекомендовали аскетическую строгость нравов, трудолюбие, высокое чувствово долга, бережливость, мелкое благочестие. Источником нравственных принципов и норм считалась воля Бога.

Читайте также:
Первобытная культура
Культура Древнего Востока
Античная культура
Средневековая культура 
Культура Западноевропейского Возрождения
Культура Нового Времени
Культура Европы рубежа XIX-XX веков
Культура Европы XX века

   

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей в соцсетях:

   

Один комментарий

  • Анонимный

    Вильям шекспир мне кажется что всякий муж предпочитает хорошее блюдо без музыки музыке без хорошего блюда
    !!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *