Культура Нового Времени

Все статьи сайтаКультурологияИсторические типы культуры → Культура Нового Времени

Культура Нового времени

Временные рамки культуры Нового времени XVII—XIX вв. И это время западноевропейская культура приобрела та­кую форму, которая выделила Европу из всего остального мира и получила статус «Новоевропейской» культуры. Заро­дышем этой культуры стала Реформация, которая положила конец монополии католической церкви на посредничество человека с богом. Английская революция XVII века и французская XVIII века ознаменовали наступление новой эры в истории Европы и ее культуры.

Европейская культура Нового времени базируется на бур­жуазном способе производства и отличается одним общим ориентиром на развитие личности. Ее общие черты — гума­низм и антропоцентризм, рационализм и европоцентризм. 

1. XVII век вошел в культуру Европы как «век революци­онной критики феодализма» в Нидерландах и Англии, рацио­налистической критики схоластики во Франции и других странах.

2. XVIII веквек Просвещения в то же время «галант­ный век», век проверки идеалов Просвещения, век великой французской и американской революций.

3. XIX век — эпоха расцвета буржуазной культуры, «пол­нота времен» и противоречий.

Отличительными чертами культуры Нового времени в це­лом являются следующее:

1. Многонациональность и многоязычность

В Европе XVII века наблюдается подъем национальных культур, латынь средних веков уступает место национальным языкам: английскому, французскому, испанскому, итальянс­кому и т.д. В каждой европейской стране складываются ори­гинальные художественные школы и литературные течения барокко и классицизм.

Искусство барокко распространено преимущественно в католических странах (Италия, Испания, Франция). Оно от­личается динамичностью, вниманием к чувственному нача­лу. Изображение чудес, видений, религиозных экстазов в ис­кусстве барокко используется для того, чтобы подчеркнуть пышность и блеск государства и мест обитания, приближен­ных к Королевскому двору. (В живописи — это П. -П.Рубенс, Буше, в архитектуре — Л.Бернини, в музыке — Моцарт). На картинах художников барокко пышнотелые дамы, мускули­стые мужчины, роскошные обеденные столы с яствами, раз­вевающиеся узорчатые ткани одежд дворянской знати. В ли­тературных произведениях — вычурность слова, витиева­тость, запутанность. В архитектуре — пышная отделка фасадов дворцов знати, декоративность, ассиметричность постро­ек, помпезность.

В тоже время барокко — это кризис ренессанского гума­низма, ощущение дисгармоничности жизни, порыв к неведо­мому, Демонстрация роскоши, богатства, которые становят­ся синонимом общественной устойчивости. Отсюда театраль­ный блеск, монументальность, мистика и фантастичность. Это находит выражение в культовой архитектуре, в декоративной живописи и скульптуре, в парадном портрете, а позже — в натюрморте и пейзаже.

Классицизм (теоретики Н.Буало и Ф.Малерб).

Ориентировался на античность, ее идеалы красоты. Клас­сический — значит образцовый, а таким было искусство Древ­ней Греции и Рима. Но теперь классицизм требует соблюде­ния обязательных канонов: правило трех единств в литерату­ре, колонны и портики в архитектуре; образцовые телосложе­ния героев живописи и скульптуры; сюжетов из греческой и римской мифологии и истории; тщательной отделки формы ху­дожественных произведений. Классицизм — это ясность, чет­кость, простота, симметрия, пафос гражданского подвига. Иде­алом становится гражданин, совершающий подвиг при усми­рении хаотического общества, верный долгу, подчиняющий чувства и страсти разуму. Классицизм стал культурой дворянства и дал объяснения дворянским привилегиям: «благородно­му сословию они дарованы за беззаветное служение государ­ству » ( Мушкетеры А.Дюма — слуги короля).

Классицизм как художественно-стилевое течение импонирует абсолютистским государством, так как прославляет идею величавого порядка («Государство — это я» — сказал Людовик IV), строгой соподчиненности, внушительного единства. Гражданская направленность, нравственный пафос, героически возвышенное начало — все это в теории и практике и классицизма отвечает интересам и идеологии королевских домов Европы.

Особенно широко классицизм распространен во Фран­ции. В литературе это творчество Корнеля, Расина, Мольера, Лафонтена, Буало. В живописи — картины Н.Пуссена и придворных художников, в архитектуре — парковый и архитек­турный ансамбль Версаля.

В XVII веке складывается еще одно направление в искус­стве — реализм. В протестантской Голландии — это реалис­тическая живопись таких художников, как Рембрандт, Халс, Рейнсдал, Вермер. В Испании — творчество Риберы, Сурбарана, Эль Греко, а в литературе оформляется национальная школа в лице Сервантеса и Лопе де Веги.

2. Контакт и взаимодействие культур 

Контакт и взаимодействие культур явились решающими факторами культурного прогресса Европейской культуры Но­вого времени. Ширится взаимообмен культурными достиже­ниями европейских государств, и это позволяет Европе занять ведущее положение в мире.

3. Индустриализация общественного производства

Индустриализация общественного производства, начина­ется с XVIII столетия, века Просвещения. Это находит выра­жение в росте городов, развитии предпринимательства, по­вышении уровня технической культуры общества. Культура

Нового времени поворачивается к человеку. Разрабатывают­ся новые, более совершенные формы организации обще­ственной жизни в экономике, политике, нравственно-правовой сфере. В искусстве появляются новые художественные стили — сентиментализм и романтизм.

4. Дух практицизма, деловитости, утилитаризма, порож­денный буржуазным предпринимательством.

Он проникает в европейскую культуру Нового времени. Протестантизм (стра­ны Северной Европы) утверждает приоритет этики труда, доб­росовестного отношения к семье, к собственности. Природа становится ареной деятельности человека, а он — ее хозяином.

5. Небывалый рост авторитета научного знания. 

«Зна­ние — сила» — эта фраза принадлежит Ф.Бэкону. Знание рас­сматривается как движущая сила общественного прогресса. Общеобразовательный и культурный уровень масс быстро повышается, а грамотность становится общей культурной нормой. Закладывается фундамент классической европейс­кой философии в трудах Беркли, Юма, Вольтера, Руссо, Дид­ро, Канта, Фихте, Гете.

6. Ускоренный темп технического прогресса  особенно характерен для культуры XIX века. Происходят многочисленные научные открытия, развивается горнорудное дело, стан­костроение. Появление новых материалов (цемент, бетон) и металлоконструкций придает невиданный темп городскому строительству. Налажена передача электричества на большие расстояния. Пароходы, железные дороги, телеграф, телефон, пищущая машинка, а к концу XIX века кинематограф, радиосвязь, автомобиль — меняют условия коммуникации людей. В науке XIX века разрабатывается классическая система знаний, основанная на математике и механике. В художествен­ной литературе главным направлением становится реализм.

Читайте продолжение темы «Культура Нового Времени»:
Культура XVII века
Культура XVIII века
Западноевропейская культура XIX века

Читайте также:
Первобытная культура
Культура Древнего Востока
Античная культура
Средневековая культура 
Культура Западноевропейского Возрождения
Культурное значение Реформации
Культура Европы рубежа XIX-XX веков
Культура Европы XX века

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Подписаться на новые статьи по e-mail
Новые статьи блога
Комментариев нет

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :mrgreen: :lol: :evil: :cry: :cool: :P :-(