Культура XVII века
Все статьи сайта → Культурология → Исторические типы культуры → Культура XVII века
В XVII веке в странах Западной Европы интенсивно развинается общественная мысль. В трудах Г.Гоббса — «Основы естественного права и политики» и Дж.Локка — «Два трактата об управлении» сформированы основные нормы раннебуржуазного государства. Последний выступает в своих трактатах за создание конституционного правительства на основе суверенитета народа.
XVII век — век формирования классической буржуазной морали. Протестантизм освящал успехи в мирских делах, считал добросовестный труд условием снисхождения божьей благодати и стал духовно-нравственной основой Нового времени. Этика труда, пусть и с религиозной окраской, стимулировала человеческую свободу, рыночные отношения, элементы буржуазного предпринимательства.
Уровень науки Нового времени определяется именами Лейбница, Ньютона, Декарта, Галилея, Кеплера. Эти ученые начали научную революцию. При этом подход к науке был иным, чем в средние века. Не схоластика и мистика (на чем настаивала церковь), а опыт, научный эксперимент стали определяющими в деятельности ученого. «Знание — сила», — такой подход к науке сформулировал Ф.Бэкон — родоначальник науки Нового времени. Созданы алгебра, геометрия, волновая теория света и т.д.
Экономика Европы XVII века базировалась на мануфактурах и использовании энергии водяного колеса. Усилилось разделение труда, развивалась кооперация. Начинается переход на использование в производстве каменного угля. Фактами европейской жизни становятся фондовые и товарные биржи, банки, ярмарки и рынки. В торговый оборот включаются богатства колоний.
В XVII веке изобретен винтовой пресс, появились пружинные и маятниковые часы, широко распространено книгопечатание. Социальная структура общества постепенно изменяется: потерявшие землю крестьяне превращаются в арендаторов, ремесленники — в работников мануфактур, часть дворянства обуржуазивается. В Англии появляются фермеры, класс буржуазии численно растет.
В XVII веке интенсивно развивается европейская философская мысль. Декарт создает рационалистическую теорию познания, объявляет разум критерием истины. Ф. Бэкон утверждает, что целью познания является природа, и человек призван господствовать над ней. И.Ньютон доказывает с помощью опытов главные положения материального устройства мира.
В художественной культуре XVII века формируются национальные школы. Искусство Франции, Испании, Нидерландов приобретает неповторимые национальные черты.
В политическом отношении Западная Европа ХVII века представляет пеструю картину. Маленькие, но очень богатые Нидерланды задают тон политическим процессам. Голландия — крупнейшая провинция Нидерландов, становится буржуазной республикой, где к власти впервые приходит буржуазия.
В Англии происходит буржуазная революция (1640—1688), влияние которой на политические процессы в Западной Европе было огромным. Кромвель привел к победе буржуазных пуритан, а казнь короля Карла I потрясла королевские дома Европы.
Во Франции расцвела абсолютная монархия. XVII век для Франции — это век Людовика XIV, короля-Солнца, которому принадлежит известная фраза: «Государство — это Я!». Версальский двор становится эталоном роскоши и вкуса для всей Европы. Один монарх, один закон, один король — такой принцип осуществляют французские короли.
В то же время XVII век — век религиозных войн. Это тридцатилетняя война кальвинистов и католиков во Франции, которая унесла тысячи жизней. Это и чудовищная резня «Варфоломеевской ночи» (столкновение пуритан с католиками), и религиозные войны в Англии.
Читайте продолжение темы «Культура Нового Времени»:
Культура Нового Времени
Культура XVIII века
Западноевропейская культура XIX века
Читайте также:
Первобытная культура
Культура Древнего Востока
Античная культура
Средневековая культура
Культура Западноевропейского Возрождения
Культурное значение Реформации
Культура Европы рубежа XIX-XX веков
Культура Европы XX века
Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей в соцсетях: