Культура Московского государства

 
   

Все статьи сайтаКультурологияКультура РоссииКультура Московского государства

Иван Грозный

После освобождения от монгольского ига и круше­ния Византии Россия оказалась единственным право­славным государством. Русские государи стали имено­ваться царями. В 1547 г. Иван IV (Грозный) венчался на царство. Слово «царь» стало носить божественный смысл. Царь имел власть и над светскими, и над духов­ными особами, распоряжался жизнью и имуществом всех. Воля царя была и волей Бога. По сути русский царь занял место византийского императора. Иван Гроз­ный воспринял это как возможность творить полный произвол.

В XV веке образуется единое Российское государ­ство, столицей которого является Москва. Государствен­ная система России с середины XVI ст. до середины XVII в. представляет собой сословно-представительную монархию, т.е. все сословия участвуют в государствен­ной и политической жизни. Возникают земские собо­ры. В состав земских соборов входила Боярская дума, высшие представители духовенства, служилых и посад­ских людей. Особую роль сыграли земские соборы в эпоху Смутного времени. В 1612 г. после освобождения Москвы от поляков (Минин и Пожарский) был образо­ван постоянный совет всея земли с признаками выс­шего государственного учреждения. Этот совет провоз­гласил в 1613 г. царем России Михаила Романова. Земс­кие соборы занимались изысканием средств для попол­нения казны и внешними отношениями. Власть строи­лась по модели религиозных отношений: Бог — во все­ленной, царь — в государстве, отец — в семье.

Москва в этот период — оплот русского правосла­вия, «третий Рим». Это отразилось на искусстве. При Иване III обновились стены и храмы Кремля. Кирпич­ные стены, 18 башен. Возводятся Архангельский собор, Колокольня Ивана Великого, строится Успенский со­бор (конец XV — начало XVI вв.). Из гражданской архи­тектуры сохранилась Грановитая палата. В Новгороде, Туле, Коломне, Нижнем Новгороде воздвигаются свои Кремли. В архитектуре появляются не только куполь­ные храмы, но и шатровые (церковь вознесения в селе Коломенском). Известность получил городовой мастер Федор Конь, который возводил Смоленский Кремль. В XVI веке архитекторами Бармой и Постником возво­дится Собор Василия Блаженного.

Собор Василия Блаженного в Москве
Собор Василия Блаженного в Москве

Искусство носит религиозный характер. В живописи ведущую роль играет Рублевское направление — пи­шутся иконы. Крупнейшим художником этого направ­ления был Дионисий. От иконописцев и зодчих требовалось прославление Ивана Грозного и его деяний.

В XV веке видоизменяется русская книга, пергамент заменяется бумагой. Рукописные книги (Четьи — Ми­неи) наполняются огромным количеством иллюстра­ций. Первая печатная русская книга — Евангелие 1556 г. В Кремле открывается Оружейная палата, там рабо­тают лучшие ювелиры, чеканщики, эмальеры, резчики по дереву и т.п.

XVII век вошел в историю русской культуры как «бунташное время» — по русской земле прокатились «медные», «соляные» бунты. Это время крестьянских войн Ивана Болотникова и Степана Разина. Время боль­ших перемен в русской церкви. Реформы патриарха Никона вызвали оппозиционное движение — раскол. Защитники старой веры — «старообрядцы» подвергались гонениям. Идет ломка старого мировоззрения, пробуж­дается интерес к наукам, литературе, светским сюже­там. Идет обмирщение искусства, освобождение его от религиозных догм. В архитектуре появляется новый стиль — «нарышкинское барокко» (церкви в подмосков­ных усадьбах знати).

Одним из крупных достижений русской культуры является начало книгопечатания. Еще Иван IV обра­тился к митрополиту Макарию с предложением орга­низовать в России книгопечатание. Точная дата начала печатного дела в России — 1553 г. В 1563 г. на средства царской казны была открыта типография в Москве. Иван Федоров и Петр Мстиславец стояли во главе этой типографии.

Глубокий историко-культурный смысл имело про­движение русских землепроходцев на Восток, к бере­гам Тихого Океана. Ермак в 1582 г. овладел столицей Сибирского ханства. Иван Московитин в 1639 г. поставил на берегу Охотского моря зимовье, и русские выш­ли к Тихому океану. В 1648 г. Семен Дежнев проплыл проливом, отделяющим Америку от Азии. Это было при­соединением Сибири и сыграло огромную роль в ее ис­тории. Территория России гигантски выросла. Истори­ки охарактеризовали это явление как «несоответствие шага пространства и шага времени». Н.А.Бердяев оха­рактеризовал культуру Московского царства как «вос­точную культуру христианизированного татарского царства». Но это была цельная культура, сформировав­шая человека необыкновенной выдержки и жажды слу­жения Родине.

Влияние Византии не прекратилось и после падения Византийской империи. Возникла концепция Москвы - Третьего Рима, что переносило мировое значение на Русь, как на последнее православное государство. Чис­тоту веры нужно было отстаивать перед остальным ми­ром. Русский царь пытается во всех деталях вести себя как вели себя византийские императоры. В 1649 г. со­здается так называемое Соборное Уложение — что-то вроде кодекса власти. Появилось понятие «святая Русь». В области морали, семейного права большую роль сыг­рал «Домострой».

В XVII веке во всех областях культурной жизни по­является много новых явлений. Главная суть перемен заключалась в заметном падении влияния религии и церкви, усилении светских элементов. В это время в Москву приезжает много образованных людей из Ук­раины и Белоруссии, бежавших от польского гнета. Они переводили иностранные книги, стали вести обучение латинскому и польскому языку. Видный общественный деятель Ф.М.Ртищев пригласил из Киева около 30 уче­ных монахов, чтобы организовать школу. Все это под­готовило почву для образования в 1687 г. знаменитой Славяно-греко-латинской академии.

Славяно-греко-латинская академия
Славяно-греко-латинская академия

В зодчестве сформировался стиль так называемого московского барокко. Это свидетельствовало об усиле­нии западноевропейских архитектурных образцов, ко­торые стали проникать после воссоединения Украины с Россией. Общение России с Западной культурой уси­ливается и расширяется — это диктовали торговые от­ношения, развитие промышленного производства. Ху­дожественным центром всей страны в середине XVII века становится Оружейная палата, где работает один из главных живописцев Симон Ушаков («Спас Неру­котворный», «Троица»). Формируется мастерство рус­ской гравюры, фресковой живописи. Это росписи цер­кви Троицы в Никитинках, Коломенского дворца. По­является портретный жанр — первые светские портреты русских царей, патриарха Никона и др.

В заключение следует отметить, что древнерусское искусство формировалось в самой тесной связи с ре­лигией, Христианское православие породило особые формы храмов и монастырских построек, породило оп­ределенные каноны в иконописи и монументальной рос­писи.

Читайте также:

Культура языческой и Киевской Руси
Русская культура периода Золотоордынского ига (XIV-XV вв.)
Культура Петербургской империи. Русская культура XIII века
Культура Петербургской империи. Культура России XIX века
Художественная культура России «Серебряного века»
Русская культура Советского периода

   

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей в соцсетях:

   

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *