Культура Московского государства
Все статьи сайта → Культурология → Культура России → Культура Московского государства
После освобождения от монгольского ига и крушения Византии Россия оказалась единственным православным государством. Русские государи стали именоваться царями. В 1547 г. Иван IV (Грозный) венчался на царство. Слово «царь» стало носить божественный смысл. Царь имел власть и над светскими, и над духовными особами, распоряжался жизнью и имуществом всех. Воля царя была и волей Бога. По сути русский царь занял место византийского императора. Иван Грозный воспринял это как возможность творить полный произвол.
В XV веке образуется единое Российское государство, столицей которого является Москва. Государственная система России с середины XVI ст. до середины XVII в. представляет собой сословно-представительную монархию, т.е. все сословия участвуют в государственной и политической жизни. Возникают земские соборы. В состав земских соборов входила Боярская дума, высшие представители духовенства, служилых и посадских людей. Особую роль сыграли земские соборы в эпоху Смутного времени. В 1612 г. после освобождения Москвы от поляков (Минин и Пожарский) был образован постоянный совет всея земли с признаками высшего государственного учреждения. Этот совет провозгласил в 1613 г. царем России Михаила Романова. Земские соборы занимались изысканием средств для пополнения казны и внешними отношениями. Власть строилась по модели религиозных отношений: Бог — во вселенной, царь — в государстве, отец — в семье.
Москва в этот период — оплот русского православия, «третий Рим». Это отразилось на искусстве. При Иване III обновились стены и храмы Кремля. Кирпичные стены, 18 башен. Возводятся Архангельский собор, Колокольня Ивана Великого, строится Успенский собор (конец XV — начало XVI вв.). Из гражданской архитектуры сохранилась Грановитая палата. В Новгороде, Туле, Коломне, Нижнем Новгороде воздвигаются свои Кремли. В архитектуре появляются не только купольные храмы, но и шатровые (церковь вознесения в селе Коломенском). Известность получил городовой мастер Федор Конь, который возводил Смоленский Кремль. В XVI веке архитекторами Бармой и Постником возводится Собор Василия Блаженного.
Искусство носит религиозный характер. В живописи ведущую роль играет Рублевское направление — пишутся иконы. Крупнейшим художником этого направления был Дионисий. От иконописцев и зодчих требовалось прославление Ивана Грозного и его деяний.
В XV веке видоизменяется русская книга, пергамент заменяется бумагой. Рукописные книги (Четьи — Минеи) наполняются огромным количеством иллюстраций. Первая печатная русская книга — Евангелие 1556 г. В Кремле открывается Оружейная палата, там работают лучшие ювелиры, чеканщики, эмальеры, резчики по дереву и т.п.
XVII век вошел в историю русской культуры как «бунташное время» — по русской земле прокатились «медные», «соляные» бунты. Это время крестьянских войн Ивана Болотникова и Степана Разина. Время больших перемен в русской церкви. Реформы патриарха Никона вызвали оппозиционное движение — раскол. Защитники старой веры — «старообрядцы» подвергались гонениям. Идет ломка старого мировоззрения, пробуждается интерес к наукам, литературе, светским сюжетам. Идет обмирщение искусства, освобождение его от религиозных догм. В архитектуре появляется новый стиль — «нарышкинское барокко» (церкви в подмосковных усадьбах знати).
Одним из крупных достижений русской культуры является начало книгопечатания. Еще Иван IV обратился к митрополиту Макарию с предложением организовать в России книгопечатание. Точная дата начала печатного дела в России — 1553 г. В 1563 г. на средства царской казны была открыта типография в Москве. Иван Федоров и Петр Мстиславец стояли во главе этой типографии.
Глубокий историко-культурный смысл имело продвижение русских землепроходцев на Восток, к берегам Тихого Океана. Ермак в 1582 г. овладел столицей Сибирского ханства. Иван Московитин в 1639 г. поставил на берегу Охотского моря зимовье, и русские вышли к Тихому океану. В 1648 г. Семен Дежнев проплыл проливом, отделяющим Америку от Азии. Это было присоединением Сибири и сыграло огромную роль в ее истории. Территория России гигантски выросла. Историки охарактеризовали это явление как «несоответствие шага пространства и шага времени». Н.А.Бердяев охарактеризовал культуру Московского царства как «восточную культуру христианизированного татарского царства». Но это была цельная культура, сформировавшая человека необыкновенной выдержки и жажды служения Родине.
Влияние Византии не прекратилось и после падения Византийской империи. Возникла концепция Москвы - Третьего Рима, что переносило мировое значение на Русь, как на последнее православное государство. Чистоту веры нужно было отстаивать перед остальным миром. Русский царь пытается во всех деталях вести себя как вели себя византийские императоры. В 1649 г. создается так называемое Соборное Уложение — что-то вроде кодекса власти. Появилось понятие «святая Русь». В области морали, семейного права большую роль сыграл «Домострой».
В XVII веке во всех областях культурной жизни появляется много новых явлений. Главная суть перемен заключалась в заметном падении влияния религии и церкви, усилении светских элементов. В это время в Москву приезжает много образованных людей из Украины и Белоруссии, бежавших от польского гнета. Они переводили иностранные книги, стали вести обучение латинскому и польскому языку. Видный общественный деятель Ф.М.Ртищев пригласил из Киева около 30 ученых монахов, чтобы организовать школу. Все это подготовило почву для образования в 1687 г. знаменитой Славяно-греко-латинской академии.
В зодчестве сформировался стиль так называемого московского барокко. Это свидетельствовало об усилении западноевропейских архитектурных образцов, которые стали проникать после воссоединения Украины с Россией. Общение России с Западной культурой усиливается и расширяется — это диктовали торговые отношения, развитие промышленного производства. Художественным центром всей страны в середине XVII века становится Оружейная палата, где работает один из главных живописцев Симон Ушаков («Спас Нерукотворный», «Троица»). Формируется мастерство русской гравюры, фресковой живописи. Это росписи церкви Троицы в Никитинках, Коломенского дворца. Появляется портретный жанр — первые светские портреты русских царей, патриарха Никона и др.
В заключение следует отметить, что древнерусское искусство формировалось в самой тесной связи с религией, Христианское православие породило особые формы храмов и монастырских построек, породило определенные каноны в иконописи и монументальной росписи.
Читайте также:
Культура языческой и Киевской Руси
Русская культура периода Золотоордынского ига (XIV-XV вв.)
Культура Петербургской империи. Русская культура XIII века
Культура Петербургской империи. Культура России XIX века
Художественная культура России «Серебряного века»
Русская культура Советского периода
Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей в соцсетях: