Культура Петербургской империи. Культура России XIX века

Все статьи сайтаКультурология Культура России → Культура Петербургской империи. Культура России XIX века


Лев Толстой

Культура России XIX века — это пример невиданного взлета, вершинных дос­тижений, «золотой век» русской культуры, которая дала столько гениев мировой величины, что можно говорить о существенном вкладе в общечеловеческие достиже­ния. Очень образно сказал об этом М.Горький: «Гигант Пушкин, величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России, а рядом с ним вол­шебный Глинка и прекрасный Брюллов, беспощадный к себе и людям Гоголь, тоскующий Лермонтов, груст­ный Тургенев, гневный Некрасов, великий бунтовщик Толстой и больная совесть наша Достоевский, Крамс­кой, Репин, неподражаемый Мусоргский, Лесков; все силы на то, чтобы создать положительный тип русско­го человека и, наконец, великий лирик Чайковский и чародей языка Островский, непохожие друг на друга, как это может быть только у нас на Руси, где в одном и том же поколении встречаются люди как бы из разных веков, до того они психологически несовместимы. Все это создано Русью меньше, чем за сотню лет».

«Золотой век» был подготовлен всем предшествую­щим развитием русской культуры, особенно петровс­кими реформами. Война России с Наполеоном (1812 г.) вызвала высокий патриотический подъем в русском об­ществе. Искусство активно взаимодействовало с обще­ственным сознанием, усиливало развитие нацио­нальных и реалистических черт культуры.

В начале XIX века выходит в свет «История госу­дарства Российского» — труд Н.М.Карамзина. Появле­ние этой книги наделало много шуму, т.к. Карамзин показал соотечественникам, что у них есть отечество с национальной культурой. Вслед за ним А.С.Пушкин сво­им творчеством решил задачу соотнесения своей на­циональной культуры с другими культурами. Затем появилось «Философское письмо» П.Я.Чаадаева, ставшее основой русской философии (дискуссия между славя­нофилами и западниками).

Особое место в русской культуре XIX в. занимала литература. Классики русской литературы ставили мно­гомерные проблемы жизни. Она формировалась по об­разу западной светской литературы, но сохранила свою систему ценностей, связь с прошлой традицией. По сути, литература выполняла роль нравственного эталона, на который равняется общество, строгого судьи окружа­ющей жизни. Художественная литература в XIX веке оказалась в России универсальной формой обществен­ного самосознания. Многие просвещенные люди рус­ского общества строили свою жизнь, ориентируясь на высокие литературные образцы.

Достаточно обратиться к творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, чтобы убедиться в самобытности великих тво­рений этих авторов и включенности их в общемиро­вой культурный процесс.

Достоевский

Рассматривая культуру России, О.Шпенглер выде­лял два ее крупнейших представителя: Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского. Немецкий философ считает, что Л.Толстой — это человек западного склада мысли. Дос­тоевский, напротив, — человек народного слада мысли, в глубине души связанный с почвой. Л.Толстой, по мне­нию Шпенглера, рационалист, интеллигент, просвещен­ный и думающий ум. Его ненависть к собственности имеет экономическую природу, ненависть к обществу — социально- этическую природу, ненависть к государ­ству — это политическая теория. Отсюда его сильное влияние на Запад. В его философских работах подняты многие важнейшие проблемы: человеческой свободы и ее границ, культуры и цивилизации, смысла жизни и др. Кроме того, широчайший резонанс в мире вызвала его теория непротивления злу насилием.

У Достоевского Шпенглер подмечает религиозность, возможность появления нового, русского христианства. Русских Шпенглер определял как гениев в религиоз­ном отношении и считал, что русский народ пойдет за Достоевским, т.к. он — ученик Достоевского. Вывод Шпенглера таков: христианство Толстого было недора­зумением. Он говорил о Христе, а подразумевал Марк­са. Христианству Достоевского принадлежит будущее.

К середине XIX века русская культура становится все более известной на Западе. Первым, прославившимся за рубежами России ученым, стал Н.И.Лобачевский, ко­торый положил начало современным представлениям о Вселенной. П.Мериме открыл Европе А.С.Пушкина. В Париже был поставлен «Ревизор» Н.В.Гоголя. Во вто­рой половине XIX века европейская и мировая извест­ность русской культуры усиливается благодаря в пер­вую очередь литературе, произведениям И.С.Тургене­ва, Л.М.Толстого, М.Ф.Достоевского.

В русской живописи появляются художники-пере­движники: Перов, Саврасов, Шишкин, Суриков, Леви­тан, Репин, Ярошенко и др. Их творчество отличалось вниманием к социальной тематике, сочувствием про­стому народу. В музыке сложилась группа композито­ров (Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков и др.), вошедших в историю русской культуры под именем «могучей кучки». Их отличал интерес к народной му­зыкальной культуре.

К концу XIX ст. раскол в русском обществе привел к концу «золотого века» русской культуры, несмотря на ее грандиозные достижения. Этот раскол был во мно­гом стимулирован петровскими реформами. По пере­писи населения в России в 1897 году было немногим более 20% грамотных. Террор народовольцев, убийство Александра III нарушило равновесие в русской культу­ре. В ней возобладали радикальные марксистские идеи в своем разрушительном виде. Впереди был еще "серебряный век'', но созидательный культурный подъем уже не мог обуздать волну революционного нигилиз­ма.

Читайте также:

Культура языческой и Киевской Руси
Русская культура периода Золотоордынского ига (XIV-XV вв.)
Культура Московского государства
Культура Петербургской империи. Русская культура XIII века
Художественная культура России «Серебряного века»
Русская культура Советского периода

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Подписаться на новые статьи по e-mail
Новые статьи блога
Комментариев нет

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :mrgreen: :lol: :evil: :cry: :cool: :P :-(