Культура Петербургской империи. Культура России XIX века
Все статьи сайта → Культурология → Культура России → Культура Петербургской империи. Культура России XIX века
Культура России XIX века — это пример невиданного взлета, вершинных достижений, «золотой век» русской культуры, которая дала столько гениев мировой величины, что можно говорить о существенном вкладе в общечеловеческие достижения. Очень образно сказал об этом М.Горький: «Гигант Пушкин, величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России, а рядом с ним волшебный Глинка и прекрасный Брюллов, беспощадный к себе и людям Гоголь, тоскующий Лермонтов, грустный Тургенев, гневный Некрасов, великий бунтовщик Толстой и больная совесть наша Достоевский, Крамской, Репин, неподражаемый Мусоргский, Лесков; все силы на то, чтобы создать положительный тип русского человека и, наконец, великий лирик Чайковский и чародей языка Островский, непохожие друг на друга, как это может быть только у нас на Руси, где в одном и том же поколении встречаются люди как бы из разных веков, до того они психологически несовместимы. Все это создано Русью меньше, чем за сотню лет».
«Золотой век» был подготовлен всем предшествующим развитием русской культуры, особенно петровскими реформами. Война России с Наполеоном (1812 г.) вызвала высокий патриотический подъем в русском обществе. Искусство активно взаимодействовало с общественным сознанием, усиливало развитие национальных и реалистических черт культуры.
В начале XIX века выходит в свет «История государства Российского» — труд Н.М.Карамзина. Появление этой книги наделало много шуму, т.к. Карамзин показал соотечественникам, что у них есть отечество с национальной культурой. Вслед за ним А.С.Пушкин своим творчеством решил задачу соотнесения своей национальной культуры с другими культурами. Затем появилось «Философское письмо» П.Я.Чаадаева, ставшее основой русской философии (дискуссия между славянофилами и западниками).
Особое место в русской культуре XIX в. занимала литература. Классики русской литературы ставили многомерные проблемы жизни. Она формировалась по образу западной светской литературы, но сохранила свою систему ценностей, связь с прошлой традицией. По сути, литература выполняла роль нравственного эталона, на который равняется общество, строгого судьи окружающей жизни. Художественная литература в XIX веке оказалась в России универсальной формой общественного самосознания. Многие просвещенные люди русского общества строили свою жизнь, ориентируясь на высокие литературные образцы.
Достаточно обратиться к творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, чтобы убедиться в самобытности великих творений этих авторов и включенности их в общемировой культурный процесс.
Рассматривая культуру России, О.Шпенглер выделял два ее крупнейших представителя: Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского. Немецкий философ считает, что Л.Толстой — это человек западного склада мысли. Достоевский, напротив, — человек народного слада мысли, в глубине души связанный с почвой. Л.Толстой, по мнению Шпенглера, рационалист, интеллигент, просвещенный и думающий ум. Его ненависть к собственности имеет экономическую природу, ненависть к обществу — социально- этическую природу, ненависть к государству — это политическая теория. Отсюда его сильное влияние на Запад. В его философских работах подняты многие важнейшие проблемы: человеческой свободы и ее границ, культуры и цивилизации, смысла жизни и др. Кроме того, широчайший резонанс в мире вызвала его теория непротивления злу насилием.
У Достоевского Шпенглер подмечает религиозность, возможность появления нового, русского христианства. Русских Шпенглер определял как гениев в религиозном отношении и считал, что русский народ пойдет за Достоевским, т.к. он — ученик Достоевского. Вывод Шпенглера таков: христианство Толстого было недоразумением. Он говорил о Христе, а подразумевал Маркса. Христианству Достоевского принадлежит будущее.
К середине XIX века русская культура становится все более известной на Западе. Первым, прославившимся за рубежами России ученым, стал Н.И.Лобачевский, который положил начало современным представлениям о Вселенной. П.Мериме открыл Европе А.С.Пушкина. В Париже был поставлен «Ревизор» Н.В.Гоголя. Во второй половине XIX века европейская и мировая известность русской культуры усиливается благодаря в первую очередь литературе, произведениям И.С.Тургенева, Л.М.Толстого, М.Ф.Достоевского.
В русской живописи появляются художники-передвижники: Перов, Саврасов, Шишкин, Суриков, Левитан, Репин, Ярошенко и др. Их творчество отличалось вниманием к социальной тематике, сочувствием простому народу. В музыке сложилась группа композиторов (Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков и др.), вошедших в историю русской культуры под именем «могучей кучки». Их отличал интерес к народной музыкальной культуре.
К концу XIX ст. раскол в русском обществе привел к концу «золотого века» русской культуры, несмотря на ее грандиозные достижения. Этот раскол был во многом стимулирован петровскими реформами. По переписи населения в России в 1897 году было немногим более 20% грамотных. Террор народовольцев, убийство Александра III нарушило равновесие в русской культуре. В ней возобладали радикальные марксистские идеи в своем разрушительном виде. Впереди был еще "серебряный век'', но созидательный культурный подъем уже не мог обуздать волну революционного нигилизма.
Читайте также:
Культура языческой и Киевской Руси
Русская культура периода Золотоордынского ига (XIV-XV вв.)
Культура Московского государства
Культура Петербургской империи. Русская культура XIII века
Художественная культура России «Серебряного века»
Русская культура Советского периода
Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей в соцсетях: