Культура Петербургской империи. Русская культура XVIII века
Все статьи сайта → Культурология → Культура России → Культура Петербургской империи. Русская культура XVIII века
В XVIII веке в истории русского государства произошел крутой и решительный поворот в сторону Европы. Реформы Петра I носили не только экономический, государственный, политический и военный характер. Они коснулись также просвещения, науки и искусства. В это время шел процесс европеизации во всех областях русской жизни. Переход от древней Руси к новой России был многотруден, т. к. задержалась Россия почти на 300 лет. Нужно было догонять Европу, где сформировалась новая культура.
Главное достижение петербургского периода русской культуры — высвобождение творческих сил личности, расцвет личностного творчества, осуществление известного лозунга Ломоносова, «что будет собственных Платонов и быстрых разумом Ньютонов Российская земля рождать».
Но при этом оставались неизменными некоторые глубинные механизмы функционирования русской культуры. Отсюда противоречия и несоответствие шага времени и шага пространства. Петровские перемены не могли охватить сразу всех и вся. Углубился разрыв между верхами общества, которые европеизировались, и низами. Церковь оказалась полностью подчиненной государству и потеряла возможность быть духовной воспитательницей народных низов, которые остались беспризорными. Сложность нововведений петровской эпохи видна и на перемене быта, и на вторжении в Россию новой моды, и на отношении к искусству. Петр посылает людей учиться за границу наукам, ремеслу и искусству. Он сам знакомится с учеными, художниками, приветствует развитие наук, приглашает в Москву массу заграничных ученых, зодчих. При нем открывается Академия наук, при нем выдвигаются люди из низов: Ломоносов, Меньшиков и другие.
Реформы Петра I подготовили почву для идей Просвещения в России. В его царствование появились такие новшества культурной жизни, как газеты, журналы, портретная живопись и др. В страну стали проникать философские и общественно-политические идеи западноевропейских мыслителей, так называемое «вольтерьенство». Деятели Просвещения верили в общее благоденствие и искренне желали его. Просветители бичевали жадность, лицемерие, ханжество как общественные пороки, стремились путем просвещения устранить их, воспитать естественного человека. Конечно, это была иллюзия, и в ней заключался глубокий трагизм.
В России Просвещение не было подготовлено внутренним развитием, здесь еще не сложилось «третье сословие», как во Франции. Русские просветители: Н. Новиков, Фонвизин, Ломоносов поддерживали идею «просвещенного самодержавия» и «просвещенного дворянства», но не обсуждали вопрос о существовании Бога. Яркой чертой русского просвещения был патриотизм. Русские просветители были гуманистами в том смысле, что настаивали на усилении просветительской роли государства, открытии доступа к науке, государственной и общественной жизни талантливым выходцам из низших слоев общества. В этом отношении совпадали взгляды таких разных мыслителей, как Контемир, М.Щербатов, Н.Новиков, А.Радищев, Н.Карамзин, Д.Фонвизин.
Большую роль сыграли ученые-просветители, и прежде всего Ломоносов, в создании русского научного языка.
В 1764 году Екатерина II утвердила, положение «о воспитании особого пола юношества». Ставилась цель воспитать новую породу, новых отцов и матерей. Надлежало воспитывать такие качества, как страх божий, трудолюбие, учтивость, благопристойность, опрятность, соболезнование бедным.
В русском искусстве XVIII века произошел перелом: рождалась новая русская культура под грохот петровских салютов. Россия, по меткому определению Пушкина, вошла в Европу при стуке топора и при громе пушек. Сам Петр как личность имел определенное влияние на формирование нового искусства. Он стал первым русским императором, положил конец ведущей роли церкви в общественной жизни. Для России это был конец Средневековья. Пафос познания и государственности пронизывает русское искусство XVIII века. Оно выходит на общеевропейские пути развития.
Основателем новой живописи считается Иван Никитин (портрет канцлера Головкина, Строганова и др.). Художник А.Матвеев руководит всеми монументально-декоративными работами в Петербурге. Появляется и светская скульптура, первые памятники которой созданы Б. -К.Растелли (бюст Петра I).
В середине XVIII века в русском искусстве складывается стиль русского барокко. В архитектуре это дворец М.И.Воронцова, Екатерининский дворец в царском селе. Растрелли строит Зимний дворец, в Москве строятся триумфальные арки и ворота. Это отразилось и в русской живописи. Портреты И.Я.Вишнякова («Сарра Фермер»), А.П.Антропова (портрет М.А.Румянцевой, гетьмана Ф.И.Краснощюкова) — типичные образцы парадного портрета. В творчестве такого русского художника, как И.П.Аргунов проявляются черты и нового направления — классицизма. На русском искусстве середины XVIII века сказалась бурная, энергичная деятельность М.В.Ломоносова. Изобретение им смальты для мозаик способствовало созданию мозаичных портретов.
Вторая половина XVIII ст. в России — это расцвет абсолютной монархии, могущества русского дворянства. В то же время это начало кризиса феодальной системы, крестьянская война под предводительством Пугачева.
Радищев, Новиков, Фонвизин, Сумароков — передовые деятели русской дворянской культуры протестуют против крайностей феодальной системы.
В искусстве ведущим направлением становится классицизм. В 1757 году основана Академия художеств — крупнейший центр русского изобразительного искусства. Появляются «ампирные» портреты Боровиковского, «сентиментальные» портреты Левицкого и Шубина. В архитектуре величайшим мастером русского классицизма считается В.И.Баженов (проект кремлевского дворца, ансамбль в Царицыне). Вместе с ним работают такие выдающиеся архитекторы, как М.Ф.Казаков, И.Е.Старов, Д.Кварени, Львов, Камерон.
В это время начинается настоящий расцвет русской скульптуры. Скульпторы Шубин, Гордеев, Козловский, Щедрин, Мартос оставили свой след в этом виде изобразительного искусства своей яркой индивидуальностью. Вместе с отечественными мастерами в России работал французский скульптор Этьен Морис Фальконе, который создал знаменитый памятник Петру I («Медный всадник»). Это монументальная скульптура, в основе которой лежит высокая идея России, ее юной мощи и победного восхождения по дорогам истории.
Вторая половина XVIII века — расцвет русской живописи. Целое поколение русских художников 60 — 70-х годов выдвигают жанр портрета в ряд лучших произведений мирового искусства. Это Ф.С.Рокотов (портреты А.П.Струйской, В.Е.Новосильцевой), Д.Г.Левицкий (портреты П.А.Демидова, М.А.Дьяковой), В.Л.Боровиковский (портреты М.И.Лопухиной, Лобановых-Ростовских). В произведениях последнего классицизм достигает своих высот (портрет А.Б.Куракина и др.).
С картин С.Ф.Щедрина начинается пейзажный жанр в русской живописи, с произведений Ф.Алексеева — городской пейзаж. Расцветает книжная графика, пейзажные рисунки, лубок.Ниже предлагаем посмотреть видео о царе всея Руси и первом Императоре Всероссийском Петре І.
Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей в соцсетях: