Культура Петербургской империи. Русская культура XVIII века

Все статьи сайтаКультурологияКультура России → Культура Петербургской империи. Русская культура XVIII века

Петр I

В XVIII веке в истории русского государства про­изошел крутой и решительный поворот в сторону Ев­ропы. Реформы Петра I носили не только экономичес­кий, государственный, политический и военный харак­тер. Они коснулись также просвещения, науки и ис­кусства. В это время шел процесс европеизации во всех областях русской жизни. Переход от древней Руси к новой России был многотруден, т. к. задержалась Рос­сия почти на 300 лет. Нужно было догонять Европу, где сформировалась новая культура.

Главное достижение петербургского периода русской культуры — высвобождение творческих сил личности, расцвет личностного творчества, осуществление изве­стного лозунга Ломоносова, «что будет собственных Платонов и быстрых разумом Ньютонов Российская земля рождать».

Но при этом оставались неизменными некоторые глубинные механизмы функционирования русской культуры. Отсюда противоречия и несоответствие шага времени и шага пространства. Петровские перемены не могли охватить сразу всех и вся. Углубился разрыв меж­ду верхами общества, которые европеизировались, и низами. Церковь оказалась полностью подчиненной го­сударству и потеряла возможность быть духовной вос­питательницей народных низов, которые остались бес­призорными. Сложность нововведений петровской эпо­хи видна и на перемене быта, и на вторжении в Россию новой моды, и на отношении к искусству. Петр посы­лает людей учиться за границу наукам, ремеслу и ис­кусству. Он сам знакомится с учеными, художниками, приветствует развитие наук, приглашает в Москву мас­су заграничных ученых, зодчих. При нем открывается Академия наук, при нем выдвигаются люди из низов: Ломоносов, Меньшиков и другие.

Реформы Петра I подготовили почву для идей Про­свещения в России. В его царствование появились та­кие новшества культурной жизни, как газеты, журна­лы, портретная живопись и др. В страну стали прони­кать философские и общественно-политические идеи западноевропейских мыслителей, так называемое «воль­терьенство». Деятели Просвещения верили в общее бла­годенствие и искренне желали его. Просветители биче­вали жадность, лицемерие, ханжество как обществен­ные пороки, стремились путем просвещения устранить их, воспитать естественного человека. Конечно, это была иллюзия, и в ней заключался глубокий трагизм.

В России Просвещение не было подготовлено внутренним развитием, здесь еще не сложилось «третье со­словие», как во Франции. Русские просветители: Н. Новиков, Фонвизин, Ломоносов поддерживали идею «про­свещенного самодержавия» и «просвещенного дворян­ства», но не обсуждали вопрос о существовании Бога. Яркой чертой русского просвещения был патриотизм. Русские просветители были гуманистами в том смысле, что настаивали на усилении просветительской роли го­сударства, открытии доступа к науке, государственной и общественной жизни талантливым выходцам из низ­ших слоев общества. В этом отношении совпадали взгля­ды таких разных мыслителей, как Контемир, М.Щербатов, Н.Новиков, А.Радищев, Н.Карамзин, Д.Фонвизин.

Большую роль сыграли ученые-просветители, и прежде всего Ломоносов, в создании русского научно­го языка.

В 1764 году Екатерина II утвердила, положение «о воспитании особого пола юношества». Ставилась цель воспитать новую породу, новых отцов и матерей. Над­лежало воспитывать такие качества, как страх божий, трудолюбие, учтивость, благопристойность, опрятность, соболезнование бедным.

В русском искусстве XVIII века произошел перелом: рождалась новая русская культура под грохот петровс­ких салютов. Россия, по меткому определению Пушки­на, вошла в Европу при стуке топора и при громе пу­шек. Сам Петр как личность имел определенное влия­ние на формирование нового искусства. Он стал пер­вым русским императором, положил конец ведущей роли церкви в общественной жизни. Для России это был конец Средневековья. Пафос познания и государствен­ности пронизывает русское искусство XVIII века. Оно выходит на общеевропейские пути развития.

Основателем новой живописи считается Иван Ни­китин (портрет канцлера Головкина, Строганова и др.). Художник А.Матвеев руководит всеми монументально-декоративными работами в Петербурге. Появляется и светская скульптура, первые памятники которой созда­ны Б. -К.Растелли (бюст Петра I).

В середине XVIII века в русском искусстве склады­вается стиль русского барокко. В архитектуре это дво­рец М.И.Воронцова, Екатерининский дворец в царском селе. Растрелли строит Зимний дворец, в Москве стро­ятся триумфальные арки и ворота. Это отразилось и в русской живописи. Портреты И.Я.Вишнякова («Сарра Фермер»), А.П.Антропова (портрет М.А.Румянцевой, гетьмана Ф.И.Краснощюкова) — типичные образцы па­радного портрета. В творчестве такого русского худож­ника, как И.П.Аргунов проявляются черты и нового направления — классицизма. На русском искусстве се­редины XVIII века сказалась бурная, энергичная дея­тельность М.В.Ломоносова. Изобретение им смальты для мозаик способствовало созданию мозаичных порт­ретов.

Вторая половина XVIII ст. в России — это расцвет абсолютной монархии, могущества русского дворянства. В то же время это начало кризиса феодальной системы, крестьянская война под предводительством Пугачева.

Радищев, Новиков, Фонвизин, Сумароков — передовые деятели русской дворянской культуры протестуют про­тив крайностей феодальной системы.

В искусстве ведущим направлением становится классицизм. В 1757 году основана Академия художеств — крупнейший центр русского изобразительного искус­ства. Появляются «ампирные» портреты Боровиковс­кого, «сентиментальные» портреты Левицкого и Шу­бина. В архитектуре величайшим мастером русского классицизма считается В.И.Баженов (проект кремлевс­кого дворца, ансамбль в Царицыне). Вместе с ним рабо­тают такие выдающиеся архитекторы, как М.Ф.Каза­ков, И.Е.Старов, Д.Кварени, Львов, Камерон.

В это время начинается настоящий расцвет русской скульптуры. Скульпторы Шубин, Гордеев, Козловский, Щедрин, Мартос оставили свой след в этом виде изоб­разительного искусства своей яркой индивидуальнос­тью. Вместе с отечественными мастерами в России ра­ботал французский скульптор Этьен Морис Фальконе, который создал знаменитый памятник Петру I («Мед­ный всадник»). Это монументальная скульптура, в ос­нове которой лежит высокая идея России, ее юной мощи и победного восхождения по дорогам истории.

Вторая половина XVIII века — расцвет русской жи­вописи. Целое поколение русских художников 60 — 70-х годов выдвигают жанр портрета в ряд лучших произ­ведений мирового искусства. Это Ф.С.Рокотов (порт­реты А.П.Струйской, В.Е.Новосильцевой), Д.Г.Левицкий (портреты П.А.Демидова, М.А.Дьяковой), В.Л.Боровиковский (портреты М.И.Лопухиной, Лобановых-Ростовс­ких). В произведениях последнего классицизм достига­ет своих высот (портрет А.Б.Куракина и др.).

С картин С.Ф.Щедрина начинается пейзажный жанр в русской живописи, с произведений Ф.Алексеева — го­родской пейзаж. Расцветает книжная графика, пейзаж­ные рисунки, лубок.Ниже предлагаем посмотреть видео о царе всея Руси и первом Императоре Всероссийском Петре І.

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Подписаться на новые статьи по e-mail
Новые статьи блога
Комментариев нет

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :mrgreen: :lol: :evil: :cry: :cool: :P :-(