Философский словарь. Ц
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х [Ц] Ш Э Ю
ЦЕЛИБАТ (от лат. caelebs — неженатый) — обязательное безбрачие католического духовенства; узаконено папой Григорием VII (11 в.), практически утвердилось в 12 в. В 1967 папа Павел VI подтвердил незыблемость целибата.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ — элементы внутренней (диспозиционной) структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое (существенное для данного человека) от незначимого (несущественного) через (не) принятие личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве рамки (горизонта) предельных смыслов и основополагающих целей жизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации. В диспозиционной структуре личности Ц.О. образуют высший (как правило, осознаваемый — в отличие от социальных установок) уровень иерархии предрасположен-ностей к определенному восприятию условий жизнедеятельности, их оценке и поведению как в актуальной (здесь-и-теперь), так и долгосрочной (прежде всего) перспективе. Ц.О. наиболее четко эксплицируются в ситуациях, требующих ответственных решений, влекущих за собой значимые последствия и предопределяющих последующую жизнь индивида. Ц.О. обеспечивают целостность и устойчивость личности, определяют структуры сознания и программы и стратегии деятельности, контролируют и организуют мотивационную сферу, инструментальные ориентации на конкретные объекты и (или) виды деятельности и общения как средство достижения целей. Таким образом, Ц.О. — это прежде всего предпочтения или отвержения определенных смыслов как жизнеорганизующих начал и (не) готовность вести себя в соответствии в ними.
ЦЕННОСТЬ - термин, используемый в философии и социологии для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных объектов и явлений, отсылающий к миру должного, целевого, смысловому основанию, Абсолюту. Ц. задают одну из возможных предельных рамок социокультурной активности человека (любого другого социального субъекта). Им приписывается внеличностный, надличностный, а в ряде случаев и внеисторический характер. Они трактуются как порождаемые культурой и (или) задаваемые трансцендентно содержания, вплетаемые в изменчивое многообразие социальной жизни как ее инварианты, позволяющие: связывать разные временные модусы (прошлое, настоящее, будущее); семиотизировать пространства человеческой жизни, наделяя все элементы в нем аксиологической значимостью; задавать системы приоритетов, способы социального признания, критерии оценок; строить сложные и многоуровневые системы ориентации в мире; обосновывать смыслы.
«ЦЕНТРИЗМ» — структурный и смысловой модуль таких понятий постмодернистского дискурса, как «фоноцентризм», «логоцентризм», «фаллоцентризм» и др., результат процесса «централизации», т. е. подчинения всех элементов некоторой системы всеобщему эквиваленту, занимающему выделенное положение. В процессе «централизации» одна сторона множества отношений, из которых составлена система, приобретает преимущественное положение, а другая вытесняется на периферию («окраину»), так что разнообразие отношений между всеми элементами заменяется их единственным отношением к «центру».
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х [Ц] Ш Э Ю
Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей в соцсетях: