Основной вопрос философии и две его стороны

Все статьи сайтаФилософия Основной вопрос философии и две его стороны

 

Проблема основного вопроса философии является основной для понимания специфики философского знания. И в данной статье мы кратко рассмотрим суть основного вопроса философии и две его стороны.

Основной вопрос философии раскрывает смысловую направленность философии, ее стремление найти ключи к решению главной проблемы человечества – «быть или не быть».

Основной вопрос философии не совпадает всецело с ее предметом. Предмет философии представляет собой исследование принципов взаимоотношения и взаимодействия человека и мира в их всеобщих характеристиках, в то время, как основной вопрос определяет, какой стороной это всеобщее «повернуто» к человеку.

Онтологическая сторона основного вопроса философии

Итак, главный вопрос философии – вопрос об отношении духа, сознания к бытию, материи; вопрос о том, что является первичным – мышление или бытие, природа или дух, материальное или идеальное? Кто кого порождает и определяет?

В зависимости от решения данного вопроса различают материалистические и идеалистические концепции, два основных направления философской мысли: материализм и идеализм.
В таблице, изображенной ниже, отражены основные философские течения касательно первой стороны основного вопроса философии. Их описание и представителей ищите ниже по тексту.

Основной вопрос философии. Онтологическая сторона. Схема. Материализм, идеализм, монизм, дуализм, плюрализм.

Материализм

Материализм провозглашает материю вечной, независимой, неуничтожимой и первичной – источником всех вещей, которая существует и развивается по своим собственным законам. Природа, бытие, материя, материальное – первоисточники всего, а в свою очередь сознание, мышление, дух, идеальное – вторичны, определяются и порождаются материальным. В честь крупнейшего материалиста Древней Греции материализм именуется линией Демокрита в философии.

Согласно материализму мир – материален, существует сам по себе, никем не создан и неуничтожим, закономерно изменчив, развивается в силу своих собственных причин; представляет собой единую и последнюю реальность, которая исключает любую свехъестественную силу. Сознание, мышление и дух – свойства материи, ее идеальное отражение.

Достоинства материализма – опора на науку, логическая доказуемость многих положений. Слабая сторона – недостаточное объяснение сущности сознания (его происхождения) и всего идеального.

В различные периоды истории материализм приобретал разные формы и виды:

Материализм Древнего Востока и Древней Греции (стихийный и наивный) – первоначальный вид материализма, представляющий окружающий мир состоящим из четырех основных материальных элементов (воды, земли, воздуха, огня, всех первоначал, атомов и т. п.), который рассматривается сам по себе независимо от сознания человека и богов. Представители: Фалес Милетский, Левкипп, Демокрит, Гераклит, Эмпедокл и др.

Метафизический (механистический) материализм Нового времени. Его основа – изучение природы. При этом все многообразие ее свойств сводится к протяженности материи и ее механической форме движения. Представители: Г.Галилей, Ф. Бэкон, Дж. Локк, Ж. Ламерти, П. Гольбах, К. Гельвеций и др.

Диалектический материализм (марксизм) – единство материализма и диалектики. Вечная и бесконечная материя находится в постоянном движении и развитии, происходящем по законам диалектики. В процессе самодвижения материя приобретает новые формы и проходит различные этапы развития. Идеальное признается особой реальностью, которая существует относительно автономно. Сознание – свойство материи отражать саму себя. Бог представляет собой идеальный образ, который был создан человеком для объяснения неизведанных и непонятных явлений. Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс. 

Вульгарный материализм все мыслительные процессы сводит к физиологической основе. Сознание отождествляется с материей, материя производит сознание как «печень желчь». Представители: Фохт, Молешотт, Бюхнер.

Идеализм

Согласно идеализму первичным началом всего существующего является духовное начало (Бог, дух, идея, индивидуальное сознание), материя возникает из духа и подчиняется ему, природа, материальные мир — вторичное. Данный термин ввел немецкий философ Г. Лейбниц в начале XVIII века. Родоначальником идеалистического направления в философии для Лейбница стал Платон. Именно по этой причине идеализм именуют линией Платона в философии.

Идеализм имеет две основные формы: объективный и субъективный идеализм.

Объективный идеализм, согласно которому идеальное существует объективно, независимо от человека и природы в виде мирового разума, космической души, абсолютной идеи. Представители: Платон и неоплатоники, философы средних веков, Гегель и неогегельянцы). 

Субъективный идеализм определяет идеальное формой внутреннего человеческого опыта. Внешний мир, его свойства и отношения зависят от сознания человека.Представители: Дж. Беркли, Д. Юм, Э. Мах и др. Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм (от лат. solus — один, ipse — сам, sum — существую), предполагающий, что реально лишь мое сознание, собственное «Я», мои ощущения, в то время, как существование всего, что меня окружает, — проблематично.

Все вышеперечисленные разновидности материализма и идеализма являются различными разновидностями философского монизма (от греч. monos — один, единственный).

Однако, основной вопрос философии допускает и двойственный ответ: и материя, и сознание являются изначальными сущностями и не сводятся друг к другу. Данное направление в философии получило название дуализма (лат. duo — два). Таким образом, дуалисты признавали существование двух самостоятельных субстанций (первооснов). Яркий представитель дуализма — французский философ Рене Декарт.

Возможен также ответ, в котором утверждается множество первоначал, в предельном случае множества неограниченного. Такое направление получило название плюрализма (лат. pluralis — множественный) и было предложено немецким мыслителем XVII века Г. Лейбницем.

Гносеологическая сторона основного вопроса философии

 Основной вопрос философии. Гносеологическая сторона. Схема. Таблица. Гносеологический оптимизм, гносеологический пессимизм, агностицизм

Данная сторона рассматривает еще одну проблему основного философского вопроса: «Познаваем ли мир? Способен ли человек постигнуть сущность окружающей действительности?». Эта проблема получила в работе Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» наименование второй стороны основного вопроса философии: «Великий и основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию» ( Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21, С.220).

Данный вопрос допускает два ответа:

— «мир познаваем», такое решение называется гносеологический оптимизм или гностицизм от греческого gnoseo — знаю;

— «мир непознаваем» — гносеологический пессимизм или агностицизм. Представители: Давид Юм, Иммануил Кант.

Варианты решения первой и второй сторон основного вопроса философии — это основные типы философских построений, которые эволюционируют, меняют формы и составляют дальнейшую классификацию философских решений.

Видеоматериалы по теме:

Читайте также:

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Подписаться на новые статьи по e-mail
Новые статьи блога
11 комментариев
  • Светлака

    мне очень понравилась наглядность этого сайта — всё в таблих, что отлично систематизирует ответ)))...

    2013-12-09 в 2:10 | Ответить
  • Анонимный

    все супер)

    2014-01-16 в 3:15 | Ответить
  • admin

    Благодарим!

    2014-05-31 в 4:42 | Ответить
  • Анонимный

    Основной вопрос философии, рожденный в лоне марксизма, поставлен неправильно. Истинно человеческая философия будет ставить его по-другому. Тогда вышеуказанные гносеологический и онтологический аспекты отпадут сами собой как менее общие.

    2014-07-17 в 6:59 | Ответить
    • Анонимный

      лол, чел упоролс

      2014-08-14 в 7:33 | Ответить
    • Анонимный

      Основной вопрос философии, рожденный в лоне марксизма... Что за предубеждение? — Марксизм целостен от А до Я. После индивидуализирующего экзистенциализма в антропоцентризме нынче имеем социоцентризм как замена его. Личность растворяется в социуме. Но это же не целостные системы, а значит — они не имеют преимуществ перед диаматом. Тогда зачем гнобить диамат в пользу несистемного, внецелостного мышления.

      2014-10-12 в 5:51 | Ответить
  • Анонимный

    Супер

    2014-09-18 в 3:41 | Ответить
  • Сергей

    Кто, что видит, стоя в начале железнодорожного туннеля:
    — песимист — полный мрак
    — оптимист — свет в конце туннеля
    — реалист — мчащийся паровоз с включеными фарами

    2014-09-30 в 9:33 | Ответить
  • Сергей Речка

    Отвечаю на все вопросы:

    Философия(онтология) — Бытие.

    Бытие есть Материя, реализующаяся в Потребностях (и осознаваемая, соизмеряемая Разумом); — настоящее является единым, фундаментальным, всеобъемлющим философским законом. Материя (вещественная и невещественная) есть то, из чего состоит разумное существо и окружающая его среда.

    Материя способна существовать, как материальная система в совокупности материальных систем.

    Материальная система проявляется во взаимодействиях и взаимозависимостях во вне, из вне и внутри себя.

    Потребности есть то, что является необходимым, чтобы сохранить стабильность материальной системы. Недостаток чего-либо порождает пустоту, требующую заполнения, значит, Потребность есть Пустота (Дух, душа материи).

    Небытие есть Материя, не имеющая потребностей.

    Разум: это способность материальной системы осознавать своё существование в окружающей среде и отображать, передавать в форме(виде) знаков и знаковых систем; это способность соизмерять взаимозависимости и взаимодействия материальных систем, определяя закономерности; это способность, используя определённые закономерности, действовать и изменять окружающую среду в соответствии со своими потребностями.

    2016-08-10 в 8:57 | Ответить
  • Сергей Речка

    Бог? Интересная философская категория. Странная, непонятная для большинства считающих себя разумными, даже страшная и непознаваемая. Хотя! Любой ребенок начиная познавать многообразие реальности, показывает на интересующие его частные объекты реальности, произносит — О!О!

    В славянском слове БОГ: Буки(знание,познание,грамота,книга ...), Он(многообразие круга жизни, круг жизни), Глаголь(говорить, произносить,...).Интересующиеся могут познакомиться со значением буквиц славянской Азбуки в любой научной энциклопедтии. Так человек рожденный разумным, способным к познанию реальности Бытия(есть такая общая категория в философии), познает реальность круга жизни во всем его многообразии и начинает говорить.

    В любом развитом языке есть слово обозначающее единство многообразия реальности.))))

    Заплутали философы своих инсинуациях на тему первичности Духа или Материи. Нет Бога и нет мозгов для философов.

    bookscriptor.ru/books/view?id=16072

    2016-08-10 в 9:47 | Ответить
  • Дионис

    Если я что нибудь пойму,чего не понимали Вы,все поймут это в тот же момент независимо от Вашего желания. Я это знаю,т.к. я то же что и Вы. Срать я намерен материей Вы себя считаете или идеей. Тексты переписываются автором,в целях усовершенствования,а в лучшие тексты что я читал,добавить нечего...и некому. Мне непросто поверить что Ты это прочитаешь,но я пишу. Я пишу себе,а прочитаешь вроде как Ты. Удивительным должен быть этот факт для нас,но т.к.мы его не разделим-пользуй сам. Больше ничем помочь не могу

    2016-08-12 в 9:03 | Ответить
;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :mrgreen: :lol: :evil: :cry: :cool: :P :-(