Духовная культура. Мифология. Религия

Все статьи сайтаКультурологияТеория культуры Духовная культура. Мифология. Религия

Отличительные черты духовной культуры

Неутилитарность, т.е. бескорыстность, направленность не на решение каких-либо прагматических задач, а на «ра­дость духа» человека. Это красота, мудрость, знания, необхо­димые человеку сами по себе.

Наибольшая свобода творчества, которая проявляется уже в древних мифах, способности оторваться от действитель­ности, унестись в область фантазии. В духовной культуре че­ловеческий разум не связан с какими-либо практическими со­ображениями. Особенно ярко это проявляется в искусстве: («Над вымыслом слезами обольюсь»).

Особый духовный мир, созданный силой человеческой мысли как результат творческой деятельности. Литературные герои, ангелы и черти, рай и ад. Мифическая страна Эльдора­до, Земля Санникова — можно долго перечислять этот мир небывалых явлений и образов. И хотя этот мир вымышлен, создан человеческой фантазией, он оказывает влияние на нашу жизнь, дает нам определенные идеалы и смыслы, жи­вет по своим собственным законам.

Особая чувствительность к внешним воздействиям, спо­собность улавливать малейшие изменения в жизни людей и отзываться на них. Отсюда уязвимость и ранимость духовной культуры, свойство больше всего страдать при социальных катаклизмах. Н. Бердяев сравнивал культуру с тонкой оболоч­кой, с кожурой яблока. Духовная культура нуждается в забо­те и поддержке общества, иначе она утрачивает свое движе­ние и умирает.

Мифология

Миф — зародыш всей духовной культуры. И не просто зародыш, который дал ей жизнь и после этого исчез, не про­сто первоначальный и пройденный этап ее развития. Миф продолжает жить в культуре на протяжении всей ее истории вплоть до нашего времени.

Слово «миф» (от греч. myphos) буквально означает сказа­ние, предание. Под мифологией же понимается совокупность мифов, созданных каким-либо народом (или разными наро­дами). Но миф — сказание, предание особого рода: миф — это вымысел, принимаемый за правду. Данное определение при всей его простоте содержит внутренний парадокс, выра­жающий сущность мифа. Ведь люди, принимающие миф за правду, не могут видеть в нем вымысла; а те, кто считает миф вымыслом, не могут принимать его за правду. Значит, миф есть правда для одних людей и вымысел — для других. Люди той культуры, в которой миф рождается, живет и восприни­мается как правда, верят в него и не знают, что он есть миф. То, что они имеют дело с мифом, обнаруживается лишь людь­ми другой культуры, которая дает им «иные глаза» — иное видение мира.

В более поздней культуре миф нередко воспринимается как сказка. Но сказка — это уже не миф, поскольку она не пре­тендует на то, чтобы быть достоверным описанием реальнос­ти. Даже маленькие дети не верят, что в сказке все «взаправ­ду». Миф же по своей сути предназначен служить подлинным знанием того, что есть на самом деле. В этом принципиальное отличие мифа от сказки, а также от всякого художественного вымысла.

Почему же люди, сочиняя мифы, верят в истинность сво­их вымыслов? Да потому, что они, по их представлениям, ничего не выдумывают. В их сказаниях и легендах мир предста­ет таким, каким он для них существует. Они не только рас­сказывают мифы — они живут в том мире, который описы­вается их мифами. В мифах, так или иначе, выражается име­ющийся у людей опыт жизни и деятельности. Живя в мире мифов, люди имеют вместе с тем возможность существовать в реальном мире — по крайней мере, пока между содержани­ем мифов и реальностью не обнаружатся существенные рас­хождения.

Таким образом, мифология выступает не просто как со­брание мифов, но и как культурная форма, в которой люди воспринимают и осознают окружающий мир, запечатлевают накопленный жизненный опыт, сохраняют и передают его из поколения в поколение. Для древних людей их мифы были само собой разумеющейся, очевидной и не нуждающейся ни в каких доказательствах достоверностью. Поэтому мир, в ко­тором они жили, значительно отличался от нашего: он был устроен иначе, наполнен вещами и процессами, которых в нашем мире нет, населен существами, способными существо­вать, по нашим понятиям, только в воображении. Древние мифы разных народов во многом схожи. В различных вариа­циях они повествуют об одном и том же: о происхождении и устройстве мироздания, небесных тел, земли, растений, жи­вотных, человека и его образа жизни — охоты, земледелия, ремесел, обрядов и ритуалов. В них неизменно, так или ина­че, присутствуют фантастические описания богов, необычай­ных животных, загробного царства и пр.

Мир древних людей, отраженный в их мифологии, был наполнен необыкновенными чудесами. В древних мифах раз­личными явлениями и процессами управляют духи, наиболее могущественные из которых со временем становятся богами. Духи и боги в чем-то похожи на людей, но не обязательно существуют лишь в человеческом облике. В мифах живыми, оду­шевленными, разумными существами могут оказаться живот­ные, растения и вообще любые вещи и явления природы — камни, реки, горы, ветры, времена дня и года, солнце, луна, звезды. Как с невидимыми духами, так и с одушевленными предметами люди общаются: просят о помощи, хвалят, рутают, наказывают, награждают жертвоприношениями. Все, что происходит в природе, очень сходно с человеческими дела­ми. Животные разговаривают, солнце и луна спускаются с неба, чтобы поспать, духи и боги ссорятся, мирятся, женятся, рождают детей.

С течением времени мифы охватывали все больший круг природных явлений и человеческих дел. Разрасталась также совокупность обрядов и магических действий, которые люди совершали, вступая в общение с богами и природными сила­ми. Мифы соединялись в большие мифологические системы, в языческие религии, представлявшие собою более или менее целостное мировоззрение, в рамках которого люди описыва­ли и объясняли окружающую действительность и свое место в ней. Из древней мифологии также выросли и многое из нее вобрали в себя более поздние монотеистические религии, в том числе и христианство.

В истории европейской цивилизации огромную роль сыг­рала античная мифология — грандиозная мифологическая си­стема, созданная древними греками и затем ставшая государ­ственной религией.

Религия

Одной из важнейших черт религии является то, что она все связанное с нею делает священным. Ее символы, релик­вии, храмы — это святыни, ее положения — святые истины, ее наиболее отличившиеся приверженцы причисляются к лику святых, ее служители, отправляющие религиозные об­ряды, — священнослужители, священники. Священность, святость есть понятие, которое относится к вещам возвышен­ным, заветным, исключительно важным, необычайно почи­таемым. Поругание святынь — святотатство — люди счита­ют ужасным грехом, недопустимым проявлением безнрав­ственности.

Рассмотрим основные элементы, которые име­ются в разных религиях и потому, можно думать, характери­зуют сущность религии вообще.

1. Вера в Бога (или богов). Это главный признак религии. Без богов религии нет. В разных религиях — разные боги, но есть нечто общее в представлениях о них.

Во-первых, Бог есть личность, субъект, существо.

Во-вторых, Бог есть существо:

а) разумное;

б) бессмертное;

в) обладающее сверхъестественны­ми способностями;

г) непостижимое для человека, превосхо­дящее человеческое разумение.

Все это свойства, которые имеются у человека, но взяты в преувеличенном, абсолютизи­рованном виде. Человек обладает разумом, способностями, жизнью, но обладает в конечной степени. У Бога же — беско­нечный разум, бесконечные способности, бесконечная жизнь. Сходство между человеком и Богом объясняется в рамках ре­лигии тем, что Бог создал человека «по своему образу и подо­бию». А с точки зрения атеистов, человек создает образ Бога, олицетворяя в нем собственные лучшие качества, доведенные до высшего совершенства.

2. Эмоциональное отношение к Богу. Указанное выше сход­ство человека и Бога делает возможным человеческое обще­ние с Божеством. Поскольку Бог есть существо, подобно чело­веку обладающее разумом, с ним можно говорить, к нему можно обращаться с молитвой, его можно просить, убеждать, угова­ривать. Бог — очень удобный собеседник: он всегда рядом. С ним человек преодолевает чувство одиночества. Вера в Бога — это не просто рациональная убежденность в его существова­нии, а религиозное чувство. Верующий относится к Богу эмо­ционально — с любовью, страхом, надеждой, чувствами вины и раскаяния, и человек верит, что Богу тоже свойственны эмоции — Бог проявляет любовь и милосердие, гневается на грешников, вознаграждает праведников. Эмоциональное об­щение с Богом образует особого рода «духовный опыт».

3. Вероучение. Во всякой религии имеются священные тек­сты, в которых излагается содержание религиозного верования (Библия, Коран). В них речь идет о Боге и его деяниях, о проро­ке-основателе религии, о святых праведниках, о сотворении мира и его устройстве, о правилах жизни общества и человека, о чудесах, которые совершают боги, пророки, святые и кото­рые служат свидетельствами божественного могущества.

Обычно первичные священные тексты рассматриваются как «божественное откровение», и авторство их приписывается либо самому Богу, либо основателю религии. К священ­ным текстам со временем добавляются их толкования, сочи­ненные выдающимися деятелями религии. На основе священ­ных текстов и их канонизированных толкований строится религиозная наука — богословие (теология). На наиболее об­щем уровне вероучение приобретает истолкование в религи­озной философии.

4. Религиозный культ. Поклонение Богу выражается в по­священных ему обрядах и ритуалах. Во всех религиях от верующих, как правило, требуется личное обращение к Богу с молитвами, участие в коллективных богослужениях, освящение рождения, смерти, бракосочетания. Праздники связаны со знаменательными событиями, описанными в священных текстах, и предполагают совершение соответствующих церемоний.

Важной стороной религиозного культа является символи­ка. Культовые предметы, действия, жесты — это символичес­кий язык, на котором происходит диалог человека с Богом. В символической форме верующий, с одной стороны, выража­ет свои чувства и мысли в освященных, допустимых для об­ращения к Божеству формах, а с другой, — приобщается к Богу, получает от него поддержку и помощь.

Так, крест — знак Иисуса Христа. Он возвышается над церковным храмом, изображается на одежде священника, его носят на теле христиане, воспроизводят крест движением руки. Крест символически выражает связь с Христом, при­надлежность, посвященность, преданность ему.

5. Организация верующих. Религия по природе своей кол­лективна. Она предполагает не только связь индивида с Богом, но и связь верующих в этого Бога индивидов, единовер­цев. Может быть индивидуальная вера, но не может быть индивидуальной религии. Великие основатели религий — Будда, Христос, Мухаммед — проповедовали свои идеи, и эти идеи становились религией только тогда, когда у них набиралось много сторонников. Общество признает в качестве религии только достаточно распространенную среди людей веру.

Любая религия сплачивает единоверцев, объединяет их индивидуальные «Я» в некое единое «Мы». Организация нуж­на единоверцам, чтобы находить взаимную поддержку в сво­ей вере. Коллективное отправление культа способствует ук­реплению единой веры. Типичной формой организации ве­рующих является церковь. Церковь состоит из множества религиозных общин, которые концентрируются вокруг цер­ковных храмов. По словам Иоанна Златоуста, церковь — это корабль, в котором верующие спасаются среди волн житейс­кого моря. Так же понимают роль религиозных общин и дру­гие религии.

Читайте также:

1. Духовная культура. Искусство 
2. Исходное значение термина «культура» и современное содержание этого понятия
3. Предмет и объект культурологии
4. Структура культуры и ее основные элементы
5. Основные функции культуры

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Подписаться на новые статьи по e-mail
Новые статьи блога
Комментариев нет

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :mrgreen: :lol: :evil: :cry: :cool: :P :-(