Духовная культура. Искусство

 
   

Все статьи сайтаКультурологияТеория культурыДуховная культура. Искусство

Искусство как сфера художественной деятельности и ее продуктов — художественных произведений — это одна из древнейших областей человеческой деятельности.

Согласно археологическим данным, зарождение перво­бытного искусства происходит 45-40 тыс. лет назад. Это вре­мя формирования вида Homo Sapiens — Человека Разумно­го, у которого складываются психические способности, не­обходимые для художественного творчества.

В современной науке наиболее обоснованным считается представление, что искусство возникает в первобытном обществе как социаль­но обусловленный способ человеческой деятельности, с по­мощью которого люди стремились решать какие-то практи­ческие задачи своей жизни.

По всей видимости, уже в первобытные времена ху­дожественное творчество опиралось на мифологические представления и имело магический смысл. Люди рисовали, плясали, пели потому, что считали эти действия способству­ющими успеху в их повседневных делах, в их взаимоотноше­ниях с природными силами.

Первобытное искусство было синкретичным. Оно существовало в нераздельном единстве с другими формами материальной и духовной деятельности; в нем сосуществовали мифологический, практический и иг­ровой аспекты; живопись, музыка, слово, танец не разделя­лись как особые формы искусства; не было в древности и разделения между творцами, исполнителями и потребителями искусства.

Если, по Энгельсу, труд создал человека, то к этому следу­ет добавить: и труд в сфере искусства. Есть основания счи­тать, что весьма существенную роль в развитии языка и мыш­ления первобытных людей играли коллективные магические ритуалы типа танцевальных пантомим, которые в игровой форме имитировали совместные трудовые действия, хозяй­ственные операции, половые отношения, важные события племенной жизни.

Так, в мужском охотничьем танце, предварявшем выход на облаву, участники вонзали в рисунок зверя дротики. Это служило, по законам мифологического мышления, магичес­ким средством обеспечения последующей успешной охоты. Фактически подобное театральное действо функционально было подготовкой, репетицией будущей облавы на зверя, а после возвращения с охоты оно могло выступать как «рас­сказ» о ней. В таком действе синкретично соединялись танец, мимика, музыкально-ритмическое звучание колотушек, ро­гов и трубок, маски, графические и пластические изображе­ния. В «звуковое сопровождение» включались песенные на­певы и членораздельные речевые сигналы. Например, ими­тация броска копья сопровождалась определенным, постоян­но повторяющимся звукосочетанием, которое становилось фонематическим знаком, обозначающим это действие (бро­сание копья), а заодно и само копье (известно, что в прими­тивных языках одним словом обозначается и действие, и пред­мет, с которым оно связано).

Если работа поглощает все силы и нет времени испытать радость общения с искусством, чело­век превращается в «рабочую лошадь», обитающую на «обо­чине культуры». В обществе, где пренебрегают искусством, люди звереют. Их уделом становится биологическое суще­ствование, погоня за примитивными чувственными удоволь­ствиями. История свидетельствует, что в самые тяжелые вре­мена в народе не исчезает стремление к художественному творчеству. Это дает ему силы сохранять и совершенствовать человеческий образ жизни. Если же государство считает «излишней роскошью» поддерживать развитие искусства, то об­разуется культурный вакуум, заполняемый ростом пьянства, наркомании, преступности и бандитизма.

Функции искусства

Как уже говорилось, искусство есть сфера художествен­ной деятельности. Но что составляет специфику этой деятель­ности, зачем и для чего она нужна? Укажем несколько функ­ций, которые выполняет искусство и ради которых люди к нему обращаются.

Рекреативная функция. Самый простой и наименее тре­бовательный подход к искусству: оно служит для отдыха и раз­влечения, средством психической разрядки, отвлечения от забот будничной трудовой жизни. Чтобы выполнить эту фун­кцию, искусство должно быть легкодоступным, не требую­щим особых усилий для восприятия. Оно должно радовать глаз, веселить душу, быть «приятным». Многие люди ничего другого от искусства и не ждут. На рекреативную функцию ориентируется так называемое массовое искусство.

Воспитательная функция. Искусство выступает как сред­ство воспитания, нравственного, духовного, социального со­вершенствования человека. Художественное произведение рассматривается как «учебник жизни». Отсюда — призывы соединить рекреативную и воспитательную функцию: «по­учать развлекая».

Идеологическая функция. Возможность использовать ис­кусство в идеологической борьбе обусловлена тем, что в ху­дожественном произведении находят выражение определен­ные взгляды на общественную жизнь. Художники, занимаю­щие активную общественную позицию, сознательно пропагандируют в своем творчестве отстаиваемую ими идеологию. Но и в произведениях, авторы которых специально такой за­дачи не ставят, отражаются их идейные позиции, их социаль­но-политические симпатии и антипатии.

Стремление поста­вить искусство на службу власти — давняя тенден­ция. Уже в древних государствах знать содержала поэтов, художников, музыкантов, которые должны были прославлять своих господ. В.И.Ленин в статье «Партийная организация и партийная литература» (1905 г.) провозгласил принцип «партийности искусства». В СССР Коммунистическая партия осуществляла руководство искусством: официально признан­ным и обязательным для советского искусства был метод «со­циалистического реализма», а всякие попытки отступления от «линии партии» сурово карались.

Познавательная функция. Из художественных произве­дений мы многое можем узнать. В живописи перед нами пред­стают исторические события, портреты выдающихся деяте­лей, национальные особенности быта, одежды, нравов. Ху­дожник передает дух эпохи, национальный колорит культу­ры. Читая исторические повести и романы, можно почерп­нуть массу впечатлений, которых не даст изучение истори­ческих документов.

Художники нередко оказываются провидцами: они ка­ким-то неведомым путем предугадывают будущее. Художе­ственное предвидение подчас опережает науку и оправдыва­ется даже вопреки научным представлениям современников. Многие идеи, развитые писателями-фантастами, впослед­ствии воплощаются в действительность.

Исследователи творчества Жюля Верна насчитали в его ро­манах 108 научно-технических идей. Из них ныне осуществле­ны 98. У Герберта Уэллса из 86 идей сейчас реализованы 77, у Александра Беляева из 50 — 47. Уэллс в романе «Машина вре­мени», написанном в 1895 году, за 10 лет до появления первой статьи Эйнштейна с изложением основ теории относительно­сти, высказал мысль об относительности времени.

Эмотивная функция. Все рассмотренные функции искус­ство способно выполнять и действительно выполняет. Но пе­речисленные функции не являются общими для всякого ис­кусства. Есть произведения, несущие ту или иную из указан­ных функций: одни служат для развлечения, другие — для воспитания, третьи — для получения знаний. Кроме того, все упомянутые функции — развлечение, воспитание, распрост­ранение идеологии, познавательная деятельность — задачи не только и не столько искусства. Они не являются характерны­ми исключительно для него. Это неспецифические его функ­ции, а потому они не раскрывают природу искусства, не объясняют смысл художественной деятельности.

Но есть еще одна функция искусства — эмотивная. Она заключается в воздействии искусства на сферу человеческих эмоций. Мы не станем читать книгу, всматриваться в карти­ну, просиживать несколько часов в театральном зале, если это нам неинтересно. Произведение искусства должно быть ин­тересным. Разумеется, вкусы у людей различны, и произве­дение искусства, захватывающе интересное для одних, может у других вызвать скуку. Но, во всяком случае, искусство нуж­но людям только тогда, когда оно рождает у них интерес, по­буждающий их отдавать время, силы и деньги только ради того, чтобы получить удовольствие от самого процесса вос­приятия художественного произведения.

Тайна художественности как качества произведений ис­кусства — в том, что они затрагивают наши чувства. Человек как бы временно переселяется в мир художественного вы­мысла. Эта эмоциональная вовлеченность «внутрь» произве­дения искусства и есть то, что обеспечивает интерес к нему и доставляет наслаждение.

Любое художественное произведение непременно долж­но воздействовать на человеческие чувства и рождать эмо­циональный отклик. Таким образом, эмотивная функция, в отличие от других функций искусства, является общей и не­пременной для всех его видов, форм, жанров. Если произве­дение искусства не выполняет эту функцию, то и все прочие функции оно не сможет выполнить, ибо оно просто «не дой­дет» до публики.

В произведениях искусства выражаются различные эсте­тические идеалы, по-разному ставятся задачи художествен­ного творчества, используются разные средства, приемы и правила создания художественных образов. Характерные для отдельного автора особенности творчества составляют его ин­дивидуальный стиль.

Но существуют и общие черты, объеди­няющие творения целой группы авторов и типичные для ис­кусства в течение достаточно долгого исторического перио­да. Художественный стиль (или «большой стиль») есть един­ство эстетических идеалов и творческих методов, определя­ющее типичные черты многих произведений искусства в оп­ределенную эпоху.

Вплоть до эпохи Возрождения в обществах прошлого ху­дожественные стили были едиными для всей культуры. Древ­неегипетская, древнегреческая, древнеримская культуры были «моностильными». В них господствовали каноны, опре­делявшие общие характерные черты художественных произ­ведений в различных видах искусства и очень медленно из­менявшиеся.

К концу европейского Средневековья уже на­метилось в рамках единого для всей культуры художествен­ного стиля сосуществование двух архитектурных стилей — романского и готического. Однако лишь в культуре Возрож­дения начала складываться разностильность искусства. С это­го времени «большие стили» стали формироваться как доми­нирующие в искусстве определенной эпохи, но существую­щие наряду с дополняющими их другими стилями.

В «поли­стильной» культуре творец-художник получает возможность выбора эстетического идеала и средств его выражения. Стиль барокко стал стилем переходного периода от Возрождения к Новому времени. Классицизм, рококо, сентиментализм, ро­мантизм, реализм возникают и сосуществуют в искусстве Нового времени.

В преддверии XX века наступает время, по­лучившее название «эпохи модернизма», в котором отсутству­ет стержневой художественный стиль, появляется множество стилей, быстро сменяющих друг друга (импрессионизм, сим­волизм, экспрессионизм, конструктивизм, сюрреализм, аб­стракционизм и т. п.). В настоящее время искусствоведы го­ворят о постмодернизме как о художественном направлении, задающем тон в искусстве наших дней, с его новыми течени­ями (гиперреализм, поп-арт, соц-арт, неоромантизм, нео­классицизм и т.д.).

Читайте также:

1. Духовная культура. Искусство
2. Культура и цивилизация 
3. Предмет и объект культурологии
4. Структура культуры и ее основные элементы
5. Основные функции культуры

   

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей в соцсетях:

   

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *