Историко-философский процесс. Критерии типологизации
Все статьи сайта → Философия → Историко-философский процесс. Критерии типологизации
Но это были разрозненные сведения, не осмысленные, не систематизированные, к тому же не всегда оцененные с определенных, теоретически обоснованных позиций. Тем значительней теоретический подвиг Гегеля, его знаменитых «Лекций по истории философии», завершающих всю грандиозную систему его философии. Гегель был первым, кто, по словам Маркса, «впервые постиг историю философии в целом». Каждому крупному философу и каждой его идее он нашел свое, строго определенное место. За каждым из них — эпоха, диалектически соотнесенная с общим мировым ходом истории.
Философия, по Гегелю, и есть «эпоха, схваченная в мысли». История философии — это история самосознания человеческой культуры, т. е. в конечном счете сама мировая история, но не в эмпирическом, а в сущностном, категориальном выражении. Однако при всей диалектичности рассуждений Гегеля, в его взглядах на исторический процесс (а значит, и на процесс историко-философский) берет верх его провиденциалистское, фаталистическое истолкование. Гегель недооценивает фактор неопределенности, альтернативности, многовариантности человеческой истории. Историческое развитие он осмысливает как линейный процесс непрерывного и неуклонного восхождения разума. (Фатализм Гегеля, как мы видим, — оптимистический, но от этого он не перестает быть фатализмом.) Линейную, безальтернативную концепцию истории немецкий философ перенес и на все сферы духовной истории. Она же нашла свое яркое выражение в его концепции истории философии.
Великие философы, согласно Гегелю, выстраиваются в один ряд — так, как велит разработанная им Логика. Самому Гегелю в этом ряду уготовлено самое почетное и высшее место: завершить и увенчать эстафету поколений мыслителей и навсегда утвердить себя верховным жрецом философского Олимпа. По этой концепции ход и финал историко-философского процесса был предрешен, предопределен изначально. Но в таком случае философское творчество обладает лишь ретроспективной силой, оно не открывает и не созидает новое, ибо нового нет — оно лишь кажется таковым людям, а в действительности уже заранее определено и предопределено мировым духом и лишь ждет того, чтобы быть разгаданным, осознанным нашим индивидуальным сознанием.
Все, что не укладывалось в подобную схему, Гегелем из истории философии просто исключалось. (В первую очередь исключался материализм, как и сама тема дивергенции, раздваивания, диалога, спора и состязательности различных, противоположных идей и решений в философии.)
В действительности любой творческий процесс всегда открыт для будущего, всегда незавершен, заключает в себе не одно, а множество возможных продолжений. Философские категории (как и философские системы в истории мысли) находятся не только в соподчинений (субординации), выстраиваясь вслед друг другу, они связаны множеством линий друг с другом «по горизонтали», т. е. на равных. Именно разнообразие философских идей, способов их постановки и решения поставили перед историко-философской наукой задачу типологизации философских учений, включая и вопрос о критериях такой типологизации. Подобные критерии могут быть выдвинуты по нескольким основаниям.
Типологизация философских учений
1. Первое из них — гносеологическое. Материализм или идеализм? Как бы ни были связаны общими историческими судьбами эти два основных направления в философии, у каждого из них есть еще и своя собственная судьба, свои истоки и традиции. И материалистическая и идеалистическая философия знает своих великих творцов, и то и другое направление представлены своими историческими школами.
Гносеологический рубеж проходит и внутри философского идеализма, различая два вида идеалистического философствования: идеализм объективный и идеализм субъективный. Первый из них миротворческую мощь сознания относит к сознанию сверхчеловеческому, надличностному, трансцендентальному (пли божественному, что одно и то же). Второй — к сознанию личностному, индивидуальному: лишь оно признается безусловной реальностью, тогда как весь эмпирический мир оказывается заключенным в сознание субъекта и без него не существует.
2. Другое основание типологизации философских систем — тоже гносеологическое, однако оно касается принципиальных взглядов философа на роль и значение основных форм и видов познания, в их соотношении друг с другом: познания чувственного и рационального (рассудочного и разумного). Философы, настаивающие на том, что основную и главную роль в процессе познания имеют ощущения (работа органов чувств), получили в истории философии название сенсуалистов (соответствующее гносеологическое направление — сенсуалистическое). Общим положением философского сенсуализма стало признание того, что «ничего нет в интеллекте, чего не было бы раньше в чувствах». В Новое время данный принцип особенно активно отстаивал английский философ Дж. Локк (1632—1703), хотя исторически идеи сенсуализма восходят еще к Аристотелю.
Противоположность сенсуализму — рационализм, когда чувственное знание рационалистами не отвергается полностью, но рассматривается как знание «темное», несовершенное, не способное проникнуть в глубь вещей и постичь их сущность.
3. В другом контексте понятие «рационализм» употребляется как противоположность иррационализму, ограничивающему пли даже полностью отрицающему роль разума как орудия постижения мира, отводящего эту роль внерациональным формам психики: мистической интуиции, откровению, сверхчувственному созерцанию и т. д. В основе иррационализма лежит постулат об абсурдности, алогичности самого бытия, не поддающегося ни разумному обоснованию, ни объяснению. Отношение к логике, разуму— от полного их принятия и до полного отрицания — тоже один из критериев, и весьма существенных, типологизации философских учений (особенно в философии Нового времени).
4. Философские построения различаются и по методу. По такому критерию как прошлое, так и современное состояние мысли может быть отнесено (по преимуществу) к одной из двух концепций: метафизической или диалектической.
Метафизической философией (со времен Гегеля) стали называть ту, которая пыталась дать однозначное, завершенное изображение мира в готовых, сложившихся понятиях. Поскольку сущность вещей неизменна и вечна, они неподвижны. Вывести их из состояния покоя, придать им движение может лишь внешняя сила (как это и имеет место в обычной, ньютонианской механике).
Диалектическая методология исходит из признания подвижности, текучести философских понятий. Такая текучесть, по убеждению диалектиков, адекватно воспроизводит подвижность, взаимопереход самих явлений действительности. В мире все течет, все изменяется, при этом источник движения и развития находится не вне, а внутри, т. е. в самом явлении. В мире, считают диалектики, нет готовых вещей, а есть процессы.
5.Можно назвать и иные критерии, или основания, типологизации философских учений. Они могут быть атеистическими и религиозно-идеалистическими (критерий различения — отношение к религии), сциентистскими и антисциентистскими (критерий различения — отношение к науке). Следует упомянуть еще одно основание — мировоззренческое и психологическое, по которому философские учения четко различаются на учения оптимистические и пессимистические: принимающе и не принимающие жизнь и реальность, смотрящие на будущее с надеждой либо с отчаянием.
Типология философских учений (материалистических и идеалистических, диалектических и метафизических и т. д.) — это типология не по временнόму, а по содержательному принципу. К материалистическому типу мы отнесем и античный материализм, и материалистические учения современности; к типу рационалистическому— и рационализм Декарта (XVII в.), и рационализм Башляра (XX в.). Для того же, чтобы выразить исторически изменчивый характер самого процесса, акта философского творчества, его обусловленность объективными факторами духовного производства вообще, есть смысл ввести понятие «исторический тип философствования», имея в виду, что историческая эпоха накладывала глубокий отпечаток на саму личность философа, на понимание им своей роли в обществе, на приверженность тем или иным идеалам и ценностям. Исторический тип философствования объединяет не единомышленников, а современников, т. е. философов разных взглядов и убеждений, но сформировавшихся в едином пространстве и времени культуры.
Каждая крупная эпоха знает свой исторический тип философствования (и свой характерный тип философа). В античности сложился созерцательный тип философствования (и соответственно — созерцательный социально-психологический тип личности философа), что вполне отвечало тем условиям и предпосылкам, в которых осуществлялся тогда процесс духовного производства: жесткому отделению и противопоставлению умственного и физического труда, когда единственно достойным занятием для гражданина полиса признавался только труд умственный (абстрактно-духовный). Безмятежность, невозмутимость духа, спокойное созерцание вечной истины считались высшими ценностями, идеалом свободного человека. Наиболее ярко этот тип философствования выражен у Аристотеля (IV в. до н. э.). Абсолютное созерцание мира, по его мнению, есть божественное созерцание, а бог — абсолютный созерцатель-философ.
Данный тип философствования рассматривает созерцание не только как этический, но и как гносеологический идеал. Это значит, что субъектом познания признавался индивид с «неиспорченной», данной от природы чувственностью, способной воспринять и воспроизвести мир идеально. Социальная роль философа при таком взгляде на характер философского творчества — объясняющая. Философ приходит вслед за событиями, когда страсти, породившие их, успокоились. (Философия, писал Гегель о таком типе философствования, подобна сове Минервы, вылетающей в сумерки).
Близким к созерцательному является умозрительный тип философствования, ориентированный на иррациональные и сверхрациональные источники познания (интуицию, откровение), что особенно характерно для религиозной и религиозно-мистической философии (поздняя античность, средневековье, русский религиозный ренессанс конца XIX — начала XX в.).
Философствование мыслителя — мистика иррационалиста — в психологическом отношении ближе к творчеству поэта, нежели к труду исследователя-гуманитария. Свою цель указанный тип философствования видит в выходе за пределы чувственно-воспринимаемого мира, в нахождении интимной связи между верой и знанием, религией и наукой. Типичная черта философствования — принципиальная неудовлетворенность преходящим, вечным, устремленность к вечному, «тоска по трансцендентному» (Н. А. Бердяев).
Марксистская философия знаменует собой становление и утверждение социально-преобразовательного, деятельного типа философствования. Основоположники марксизма видели цель и смысл своей философии в том, чтобы быть орудием изменения мира. Недооценку данной роли они считали главным пороком, недостатком прежней философии.
Действительно, революционно-преобразовательная сторона развита в марксистской философии сильнее, чем в других мировоззренческих системах. Но это не значит, что до Маркса не было философов, мечтавших о радикальных социальных переменах и довольствовавшихся лишь защитой и оправданием существующий). Мор и Кампанелла, Дидро и Фихте, Радищев и Чернышевский вовсе не были кабинетными мыслителями, они призывали к активной общественной и политической борьбе, не страшась ни эшафота, ни тюрьмы, ни ссылки. Однако в философии марксизма деятельный тип философствования получил качественное развитие: ею был найден конкретный субъект социального действия — народные массы, рабочий класс.
Деятельный тип философствования пережил свой апогей в первой половине XX в., опробованный опытом мировых глобальных преобразований социальной жизни человечества (к сожалению, не во всем пошедших на пользу и во благо людям). Последние десятилетия двадцатого века убеждают, что деятельный тип философствования (шире — активно-преобразовательный императив культуры) тоже преходящ и имеет свои исторические границы.
Новейший, социально-экологический тип философствования (сюда можно отнести учение В. И. Вернадского о ноосфере, еще более ранние идеи Н. Ф. Федорова о сознательной регуляции человеком природы, теоретические заключения Римского клуба) из элитарной сферы мысли проникает в широкое общественное сознание. Современное человечество вошло в такой этап истории, когда уже не изменение, а сохранение мира, т. е. земной цивилизации, стало важнейшей жизненной задачей всех и каждого. Сохранение мира — это не только исключение из жизни людей войн и открытого кровопролития, но и сохранение естественной, природной среды обитания, экологического равновесия в биосфере, человеческого генофонда.
Это требует коренной перестройки человеческого отношения к жизни, а в сфере сознания — утверждения нового мышления. Социально-экологический тип философствования — важный и обнадеживающий фактор реального разрешения векового противоречия между человеком и природой, наследующий в себе великую гуманистическую силу философии.
Литература:
1. Философия: Учебник для высших учебных заведений. — Ростов н/Д. : «Феникс», 1996 — 576 с.
Читайте также:
1. Проблема происхождения философии
2. Предмет философии
3. Предмет истории философии
4. Специфика и структура философского знания
5. Основные функции философии
6. Закономерности историко-философского процесса
7. Метод истории философии
Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей в соцсетях: