Метод истории философии

Все статьи сайтаФилософия Метод истории философии

Историко-философское знание — особенный род знаний — знаний истории идеи. Специфичность его в том, что, во-первых, историко-философское знание — это знание не о природных или социальных объектах, а об идеях; во-вторых, спецификой таких знаний выступает исторический характер идей, который проявляется в направленности на изучение развития предмета исследования, а не только его структуры и функций. Своеобразие историко-философского знания позволяет современным исследователям выделять объективную и субъективную историю философии.

Объективная история философии — исторически временная последовательность попыток выстроить внутреннюю непротиворечивую, а относительно бытия истинную концепцию рационально обоснованного мировоззрения. Попытки имеют определенную ограниченность, поскольку обусловлены уровнем имеющихся знаний, конкретным развитием техники, технологии и общественной практики. История философии дошла до современности в виде трудов философов, а также реального бытия человека, способности к рациональной деятельности. Объективной основой историко-философского знания являются письменные диалоги, трактаты, отражающие своеобразие определенной исторической эпохи, ментальность конкретного общества. Тут имеется в виду хронологическая последовательность появления историко-философских произведений.

Субъективная история философии — попытка систематически описать, рационально реконструировать объективную историю философии. Учитываются время, к которому принадлежит попытка, особенности религиозного характера. Такие попытки могут стать предметом специального историко-философского исследования. Природа и особенности объекта исследования определяют принципы, методы, используемые историей философии в познавательном процессе.

Наиболее важным в арсенале принципов и методов историко-философского исследования является принцип историзма. Принцип историзма рассматривает философские идеи с позиции внутренней структуры как органическое целое, как систему; с позиции процесса, т. е. совокупности исторических связей и зависимостей внутренних составляющих, идущих один за другим во времени; путем выявления и фиксации качественных изменений в структуре целого; на основе раскрытия закономерностей развития, законов перехода от одного исторического состояния идей, характеризующихся одной структурой, к другому историческому состоянию, которое характеризуется другой структурой. Принцип историзма ориентируется на то, что философские идеи могут быть понятны и правильно оценены только при условии рассмотрения в конкретных исторических условиях.

Принцип историзма тесно связан с принципом развития,  направляющего историка философии на познание философские идей как внутренне связанных между собой, таких, которые сохраняют в эволюции последовательность развития. Принцип развития требует учитывать темпоральные характеристики философских идей, определяющих направление развития философии.

В историко-философских исследованиях широко используется диалектический метод, позволяющий изучать принципы и закономерности формирования, изменения и развития философского знания, способы и методы их получения. Диалектический характер исследования дает возможность осмыслить переход от одной системы философского знания к другой, высшей. Неминуемо возникают противоречия взаимодействия субъекта и объекта познания, а также противоречивость процесса исследования. Диалектическое исследование развития философского знания предусматривает анализ становления философских идей в связи с эволюцией материальной и духовной культуры общества.

Большой популярностью в историко-философском исследовании пользуются методы восхождения от абстрактного к конкретному, эволюционизма, исторического и логического, обобщения, систематизации. Осуществляется перевод оригинальных текстов, содержащих интерпретации, толкования философских произведения. Вместе с комментариями в них приводятся факты, данные, события, явления, характеризующие философские труды с точки зрения географической, экономической, социальной, политической, национальной, идеологической, представляются исторические сведения о том периоде и той стране, в которой написано произведение, интересующее историков философии.

Компаративистский подход

В 90-х годах ХХ в. активно проявляется компаративистский (сравнительный) подход  в исследовании историко-философских текстов. Широкое распространение компаративистики объясняется многими факторами. В современных условиях все чаще слышно суждения о том, что нужно не придумывать новое, а понять трансформацию, случившуюся в сфере философии, которую ярко отобразил философский постмодерн.Справедливо постмодерн предлагает философскому сообществу провести своеобразную реабилитацию традиционной проблематики всей классической метафизики. Но дело не только в реабилитации. Современное мировоззрение человека отличается целостностью философского взгляда на мир, учитывая традиции и новизну, разум и сердце. Современный полифоничный и многомерный мир объективно требует кооперативной коммуникации в философии, учитывающей опыт философствования на Западе, в Латинской Америке и Африке.

При наличии разнообразных философских подходов к осмыслению социума, человека и мира обнаруживается больше общих тенденций в развитии философских школ. Разное по форме и вербальной подаче осмысление событий, явлений стран и регионов похоже по содержанию. Фактически в современных условиях идет речь о единой философской традиции землян. В новых условиях требуется адекватное понимание полифоничности философии, поиск методов и способов глубокого и всестороннего осмысления концепций ислама, христианства, буддизма, даосизма, дзена, приобретения культурной и социально-критической направленности философии.

Компаративистский подход в истории философии раскрывает глубокий корень общения западного и восточного типа философствования, развеивает мифы о культурно-историческом размежевании Запада и Востока, которые в действительности использовали другую философскую культуру. Философская компаративистика, используя аналогии, параллели, диалоги и полилоги, выделяет типы философии, мышления, ментальности, рациональности, а также разные формы иррациональной и религиозной рефлексий. Механизм взаимодействия философских культур в компаративистике рассматривается диалектически противоречивым процессом перехода от одного понимания мира, окружающего человека, к другому через диалог и сотрудничество.

Философская компаративистика использует методы: сравнительно-типологический, сравнительно-исторический, аналогии, синтетический, системный и др. При анализе историко-философского материала используются текстуальный, функциональный, ценностный и комплексный методы. 

Формирование и развитие философской компаративистики — длительный исторический процесс, прошедший много этапов, от начала еще в древности до современности. Американский теоретик истории философии Питер Раджу в труде «Введение в сравнительную философию» писал, что философская компаративистика — молодая наука, она не могла возникнуть до установления тесных контактов между разными традициями в философии. В современных условиях Восток и Запад вступили в контакт друг с другом в беспрецедентных масштабах и нуждаются в глубоком взаимопонимании. Такая потребность уже не является вопросом философской любознательности, а делом жизни.

Литература:

1. Історія філосоії: Підручник для вищої школи. — Х. : Прапор, 2003. — 768 с.

Читайте также:

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Подписаться на новые статьи по e-mail
Новые статьи блога
Комментариев нет

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :mrgreen: :lol: :evil: :cry: :cool: :P :-(