Формирование философии Ближнего Востока

Все статьи сайтаФилософия Формирование философии Ближнего Востока

Источники формирования философской мысли

Зачатки философской мысли уже существовали в условиях первобытно-общинного строя. Однако впервые как одна из форм общественного сознания философия сложилась в рабовладельческих государствах Древнего Востока. В первобытном обществе люди еще не имели никаких научных представлений о строении человеческого организма, о причине смерти, не умели объяснять увиденное, различные явления природы и повседневной жизни. Со временем люди постепенно пришли к пониманию того, что мышление и чувства являются деятельностью некого особенного начала — души, которая будто бы существует в теле человека и оставляет его после смерти.

В процессе познания окружающего мира человек стал понимать, что различные вещи имеют общие признаки. Множество деревьев могут объединяться понятием «дерево» в общем, горы — понятием «гора» и т. д. В Разуме человека воплощена способность обобщения, отрыв фантазии от жизни, превращение общего понятия в фантазию. В сознании первобытного человека осуществляется отделение общего понятия от конкретных вещей не в следствие некой случайной игры воображения, а закономерно, под влиянием тех внешних сил, который преобладают над человеком в его повседневной жизни. Под влиянием бессилия первобытный человек в повседневной борьбе с природой за свое существование перекручивает процесс познания, обращается к фантазированию, к представлению, будто бы отдельные конкретные вещи, предметы, явления природы — это лишь форма, где спрятались невиданные существа.

Зависимость от природы, беспомощность и бессилие первобытный человек представлял искаженно, выражал в причудливых образах фантазии: мир не единый, а разбит на мир природных вещей и мир сверхприродного, который существует по ту сторону природы. В истории духовного развития философская мысль начала формироваться из религиозных верований и мифов, из накопления определенный понятий знания начинают входить в противоречия с традиционными верованиями. Если религиозные представления основаны на вере, то философская мысль — на знаниях, противоположных слепой вере. Рождение философской мысли — это начало борьбы знания и веры. И уже в эпоху первобытно-общинного строя зарождались и складывались наивно-реалистичные взгляды на мир. Древние памятники искусства в образной форме отражают степень прогрессивного развития познания.

Дальние предшественники письма — древние рисунки служили общению людей в общине, коллективе, становились средством образной передачи мысли, отражали наблюдения за природой, накопления знаний о жизни растений и поведении животных; выражали творческую фантазию человека. Во многих сказках, легендах и мифах прославляется борьба человека с природой, а не проповедуется беспомощность перед природой. В общественной технике и изготовлении орудий труда, в самом процессе труда в человеке, который жил в условиях первобытного общества, проявляется человеческий гений, чувствительная наблюдательность, умственная сила. Однако если бы человек во всем придерживался только фантастических представлений о мире, то не мог бы сделать и первый каменный топор, а что касается лука и стрел, то они представляют собой уже довольно сложное орудие, изобретение которого предусматривает длительное накопление опыта и утонченные умственные силы. Человек в своей практической деятельности имеет перед собой объективный мир, зависит от него или определяет свою повседневную жизнь.

Повседневный жизненный опыт, трудовая и производственная деятельности и успехи в познании приводили людей к объективному представлению об устройстве мира. Постоянные и многочисленные исследования повседневности показывали человеку объективно-реальные, независимые от нее существования других людей, существ, растений, гор, рек и др. Окружающий мир человека существует независимо от человека, и независимо от человека существуют предметы, вещи, тела, возникают те или иные природные явления. Объективные наблюдения лежат в основе первобытного искусства, в основе мышления и языка. Практика повседневной жизни способствовала развитию познания человеком окружающей среды, т. е. познания мира. Выделения человека из природы, понимание им, что окружающий мир существует независимо от него — важный этап в развитии сознания человека. С успехами в сфере труда у человека все больше развивалось умение схватывать суть вещей в их конкретных проявлениях, усиливалась способность обобщать. Источники развития мышления — становление умения предвидеть. Хоть и в зародышевой форме, абстрактное мышление, конечно, уже существует у первобытного человека. Однако мышление не коим образом не рождается готовым, а проходит определенные этапы, стадии развития.

Зачатки философской мысли на Ближнем Востоке

Колыбелью философской мысли современной цивилизации стали страны Древнего Востока: Месопотамия, Египет, Вавилон. Развитие земледелия и ирригация, строительная деятельность в странах Древнего Востока, развитие ряда других отраслей производства, отделение умственного труда от физического способствовали накоплению и систематизации знаний по математике и астрономии, а также некоторых сведений по химии и технологии материалов. С возникновением зачатков различных научных знаний формировались и материалистические взгляды.

Для Древнего Ближнего Востока характерна особенность природных условий — чередование плодородных речных долин со множеством пустынных земель и горных хребтов. Долины рек очень благоприятны для земледелия, скотоводства и виноградарства. В отличие от других регионов, тут основной вид производства — земледелие, основанное на ирригации. Крупномасштабная планомерная ирригация способствовала динамичному развитию стран Древнего Востока, накоплению знаний, опыта. Большого размаха тут достигает строительное искусство, деревообрабатывающие, гончарные ремесла, обработка папируса, кож, изготовление льняных тканей. Люди уже тогда пытались познать окружающий мир и силы, которым были подвластны, чтобы управлять ими. Государства, возникшие в странах Древнего Востока, защищали и отстаивали интересы рабовладельческой знати. Фараонская деспотия в Вавилоне, Месопотамии, Египте держалась не только на эксплуатации рабов, но и на безжалостной эксплуатации общинников.

В древности в Вавилоне, Месопотамии, Египте еще не создана философия в ее отдельном понимании. Все сведения о философии нужно собирать по частям из различных литературных, исторических, религиозных и других письменных источников. Начала философии часто прячутся под покровом мифологии. Поэтому ее называют предфилософией. По Аристотелю, человек, который любит или составляет мифы, — это философ, но мудрость в знании причины, а мифы — объяснение причин явлений природы. Поэтому мифологию издавна называли первоначальной натурфилософией, что удовлетворяет каузальную (причинную) потребность. Человека поражает известное — все равно: действительное или воображаемое — явление. Человек пытается объяснить себе, как оно возникло. Так рождаются мифы...

Миф представляет собой рассказ, который отвечает на вопрос: почему и как. Миф является первым отражением осознания человеком причинной связи между явлениями. Создатель мифов ищет ответ в аналогиях различных предметов, явлений природы, общества, в их взаимопревращениях; миф антагонистичен, так как выражает позитивное и негативное в жизни людей, противоречия между рациональным и иррациональным. В мифе, с одной стороны, отражены первые победы людей над природой, моральные нормы, эмпирические знания, а с другой — узость родовой морали, различные суеверия.

Древний человек, углубленный в мир непосредственных ощущений, осознавал существование некоторых проблем, которые выходили за рамки опыта, осознавал вопросы о возникновении и смысле жизни.

Древний человек осознавал порядок справедливости, который поддерживался обычаями, нравами, традициями, связывал невидимый порядок с видимым, воплощенный в сменах дня и ночи, временах года и течении времени, очевидно связанного с Солнцем.

Древние люди, как и современные дикари, рассматривали человека как частичку общества, а общество — включенным в природу и зависимым от космических сил. Природные явления постоянно объяснялись понятиями человеческого опыта, а человеческий опыт — в терминах космических явлений. Для древнего человека не существовало неживого мира, который бы он наделял человеческими качествами. Окружающий мир человека — живой мир, проявляющийся в лицах — в человеке, в животном и в растении, в каждом явлении, с которым человек встречался — в молнии, в страшной и незнакомой лесной поляне, в камне, который неожиданно ударил его на охоте, и др. Для человека просто не существовало неживого мира. Человек встречался с природой и свое взаимодействие с ней выражал в эмоциях, представлениях, мыслях. Такой тип знаний — непосредственный, конкретный, эмоциональный и неделимый.У древнего человека существует только одна форма мысли, один способ выражения — личностный. Для него не существует разницы между субъективным и объективным, а все происходящие события он рассматривает как индивидуальные. В мифах рассказывалось, что древние люди не анализировали событий и не делали выводов из них, а воспринимали их такими, какими видели. Однако в мифах мысль выходит за грани опыта, пытается объяснить, упорядочить, унифицировать опыт. Основной ее объект — человек и мир, в котором этот человек живет.

Литература: 

1. Історія філосоії: Підручник для вищої школи. — Х. : Прапор, 2003. — 768 с.

Читайте также:
1. Культура Древнего Востока
2. Протофилософия и культура Древней Месопотамии
3. Мифология Древней Месопотамии 
4. Генезис философии. Философия Древнего мира
5. Предфилософия Древнего Египта

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Подписаться на новые статьи по e-mail
Новые статьи блога
Комментариев нет

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :mrgreen: :lol: :evil: :cry: :cool: :P :-(