Предфилософия Древнего Египта

 
   

Все статьи сайтаФилософия Предфилософия Древнего Египта

Философия Древнего Египта

Возникновение и формирование

Одно из древнейших государств Востока – Египет – возникло в долине нижнего течения Нила, в юго-восточном угле Африки. Географически и культурно Египет делится на две части: узкую котловину долины Нила и широкую Дельту. Верхний Египет связан с пустыней и Африкой, нижний обращен к Средиземному морю и Азии. Регионы в корне отличались друг от друга и традиционно соревновались. Но их объединяла изолированность от остального мира и зависимость от Нила. Осваивая долины Нила, египтяне потратили значительные усилия, чтоб использовать заболоченные, нездоровые места для жизни.

Древнеегипетская история имеет свою хронологию: известны имена и периоды правления всех фараонов. Историю Древнего Египта делят на Древнее, Среднее и Новое царства. В Древнем царстве правили первые восемь династий царей Египта, 2900—2200 гг. до н. э. К Среднему царству относятся IX-XVI династии, 2200—1600 гг. до н. э. Новое царство – XVII-XX династии, 1600—1100 гг. до н. э. Далее следует время Позднего Египта, когда друг за другом сменялись завоеватели. История суверенного Египта оканчивается при правлении XXVI династии (665-525 гг. до н. э.). Поскольку в те времена столицей Египта был Саис, Египет времен последней династии назывался Саисским Египтом.

Египет имел множество достижений в науке, технике, медицине, литературе, искусстве, астрономии. Около 3000 лет до н. э. завершается постепенное объединение египетских областей – номов. Объединения возглавили вожди клана Гора, который изображался в виде сокола и отождествлялся с божественным Солнцем. Все египтяне обожествляли Солнце – Сияющий Ра – живой символ Единого.

Традиционно объединение Египта связано с именем первого фараона Мина, увенчавшего себя священным талисманом, символом власти – двойной короной, которая состояла из двух корон: Дельты и Севера, белой и красной. Мин – основатель города Мампи (Мемфиса), ставшего звеном, соединявшим Дельту и Север. Начиная с V династии, фараоны выбирают своим покровителем бога Ра, который теперь отождествляется не с Гором, а с гелиопольским Атумом. Многочисленные надписи и барельефы свидетельствуют о том, что царь является сыном Солнца в прямом и буквальном понимании. Царская власть в Египте всегда считалась божественной и объединялась в едином образе Бога – царя-фараона. Фараон сосредотачивал в своих руках власть над Вселенной, стихиями и людьми. Но не только власть фараона – часть космического порядка, но и социальный строй Египта получил наивысшую божественную санкцию. Нарушить санкцию означало нарушить законы природы и обречь себя на неминуемую смерть. Таким образом иерархия стала нерушимой.

Особенности мировоззрения древних египтян

Древний Египет, как и современный, характеризуется высокой плотностью населения и его изолированностью. Природная изоляция Египта от других стран порождала эгоцентричное чувство отдаленности, что воплощалось в синкретизме. Разнообразные идеи и представления, которые часто противоречили друг другу, спокойно сосуществовали. Египтянин воспринимал новое, переделывая на свой лад, но и не отказываясь от устарелого. Таким образом, в Древнем Египте невозможно найти систему в современном понимании. Тонкость учения в Древнем Египте заключалась в упорядочивании, а не в последовательной и законченной систематизации.

Древний Египет. Философия и культура

Нил, текущий на юг и несущий необходимую для жизни воду, – главная характерная черта Египта. Река – источник жизни, имеет особенное значение в жизни египтян, но не может соперничать с Солнцем. Солнце напоминает ежедневное рождение и смерть. Нил – годовой цикл рождения и смерти. Бог Солнца – верховное божество, бог-творец. В Египте Солнце представлялось не только в виде страшного зверя, хищной птицы или злого человека, но и в виде насекомого. Ежедневное триумфальное Солнце и ежегодное возрождение реки навевало египтянам уверенность: Египет – центр Вселенной, и жизнь всегда торжествует над смертью. Идея Египта – центра Вселенной устанавливала стандарты, становилась правилом и нормой во Вселенной, нормой в Египте.

Зарождение философской мысли в Древнем Египте осуществлялось не только из-за необходимости решения проблем, возникающих в общественной жизни, но и в связи с появлением первых зачатков природоведения, накоплением научных знаний. У египтян и человек, и боги, и Вселенная, и окружающий мир имели одну и ту же суть, одну природу. Это проявлялось в принципе свободной замены и перестановке элементов мира. Бог олицетворяет нечто важное во Вселенной. Древние египтяне различали звезды и планеты, давали названия некоторым созвездиям и небесным телам. Высказывали гипотезы, что звезды и Солнце исчезают за краем Земли и ночью обходят ее снизу. Наметился разрыв с традиционным суждением о земле как плоской окружности или вытянутой полосе, возникало представление об объемности Земли.

Возникали зачатки геометрии, появлялись географические карты, формулировались знания механики, математики, распространялась медицина – лечение недугов человека. Материалистические идеи глушились доминирующими религиозно-идеалистическими взглядами. Божественное присутствовало там, куда приводило дело, а это случалось тогда, когда акт поклонения Богу взывал к храму. Храм создавался как жилище для Бога. Так, дом Бога Амуна исполнен в форме каменной статуи человека. Царь Египта – один из богов и представитель от Земли среди других богов. Наделенный божественностью, фараон владел переменным характером божества: мог слиться с другими богами, мог стать одним из них. Если фараон мог отражать бога, то человек мог отражать фараона. Люди привыкли объяснять свои действия, исходя из собственного мышления, вместо того, чтобы объяснять их своими потребностями, которые отражались в уме, осознавались. Острые социальные разногласия порождали и политические учения, отражающие основные идеи рабовладельческой знати об управлении государством.

Космология и космогония в Древнеегипетской Протофилософии

Космология. Концепция Нуна. Египтянин представлял Землю плоским блюдом. Внутреннее дно блюда – плоская аллювиальная равнина Египта. Блюдо плавало в воде. Бездонные воды, которые омывали блюдо, египтяне называли Нун – водами подземного мира. Из вод подземного мира рождалась жизнь. А Нил рождался из пещер, которые питали Нун. Из вод, которые окружали мир, рождалось все живое. Такова Вселенная, где действовали человек, боги и небесные тела.

Космогония. Среди древние египетских мифов, дошедших до наших дней, большое место занимают сказания о сотворении мира и людей. Создателями богов, людей и Вселенной в мифах и легендах выступают то животные, то птицы, то боги, то богини. Согласно одному сказанию, Солнце рождается от небесной коровы, согласно другому – оно выходит из лотоса, согласно третьему – из гусиного яйца. В разных местностях Египта почитались разные боги, в одном месте миф считался религиозным, в другом – нерелигиозным. В Мемфисе – столице Древнего царства почитался Птах, в Фивах – столице Среднего и Нового царства – Амои, в Гелиополе – бог солнца Ра.

Различны и способы создания мира. Общим для всех мифов является только представление о первичном хаосе, из которого постепенно возникли те или иные боги, которые по-разному творили мир, а также признание зарождения жизни на первичном холме. Сами пирамиды позаимствовали идею вознесенного холма как гарантию мертвому египтянину возвращение к новому существованию.

Разнообразие представлений о происхождении мира вполне естественно. Созданные в разные эпохи и периоды, разными социальными слоями мыслителей и философов, космогоничные концепции несли следы их влияния. Археолог Етьем Матье выделяет две принципиально разные группы легенд о сотворении мира. Одна из них охватывает легенды, согласно которым творцом Солнца и, следовательно, всей Вселенной, является богиня-мать, рождающая солнечного младенца без участия какого-либо мужского начала. Другая – охватывает легенды, где, наоборот, бог-отец создает божественную пару самостоятельно, без помощи женского начала, в полном противоречии с представлением о том, что мир вылеплен богом-творцом.

Официальной космогонией считается гелиопольский вариант, согласно которому первородный хаос Нун порождает бога солнца Атум-Ра, который оплодотворяет самого себя, поглощая собственное семя, а затем выплевывает первую пару – бога воздуха Шу и его женский коррелят – богиню воды Тефнут. Шу и Тефнут порождают землю, небо и еще семь богов, включая Осириса и Исиду, Сета и Нефтиду. Воздух Шу разделил Небо и Землю, подняв богиню неба Нут над богом земли Гебом.

Но существовали и другие легенды о происхождении мира. Наиболее интересна из них мемфисская концепция, дошедшая из наиболее ранних времен египетской истории, когда первые династии основали столицу в Мемфисе – месте бога Птаха. Концепция утверждает: все создано могуществом Мысли, Слова. Мысль и Слово – древние атрибуты власти в Египте, воплощенные как божества. В мемфисском тексте атрибуты власти даны в материальных терминах: Сердце – орган, где мысль зарождается, Язык – орган, который рожденную мысль превращает в чувственную реальность – Слово. Такое творение с помощью мысленного представления и словесного произношения имеет эмпирические корни: власть правителя – создавать по приказу. Акт творения приписывается деятельности Птаха, это первое сотворенное начало. Из единого творца Птаха исходит все, даже города, храмы, ремесла, искусство. Однако данная концепция не отбрасывает гелиопольскую космогоничную концепцию и пытается не заменить, а ассимилировать ее.

Миф. Исида и Осирис

Вавилонскому мифу об Иштар и Таммузе в Древнем Египте соответствовал миф об Исиде и Осирисе. Осирис олицетворял и жизнь, и смерть. Осирис – олицетворение Нила, источника всего живого в Египте. Он же судья в царстве мертвых. Нил-Осирис борется со своим братом Сетом, олицетворением пустыни. Сет обманул Осириса, заключил его в гроб и пустил вниз по течению Нила. Сестра-жена Осириса Исида (в Египте фараоны женились на своих сестрах) отправляется на поиски мужа. Она только что родила сына Гора. Сет расчленяет тело Осириса и повсюду его разбрасывает. Исида собирает части тела своего супруга. Один из богов подземного царства Анубис и сын Осириса Гор оживляют Осириса. Гор побеждает Сета. Эта вечная периодическая борьба Осириса и Сета отражала времена года в Египте; разлив Нила, время сева, время созревания и уборки урожая и период засухи (апрель – июнь); Осирис в гробнице – это спад Нила во время засухи, а разбросанные члены его – оставшиеся после разлива Нила мелкие озера, болота, лужи; возрождение Осириса и победа Гора над Сетом – новый разлив, торжество жизни.

Но Осирис – не только жизнь, но и смерть. У древних египтян был сильно развит погребальный культ. Считалось, что после смерти тела душа может полноценно существовать лишь при условии сохранения тела. Отсюда обычай мумификации, строительство городов мертвых – некрополей, а также гигантских пирамид – сверхсаркофагов некоторых фараонов. Египтяне различали в человеке несколько сущностей: его тело, его имя (рен), его душу – «ба», его другую душу – «ка». В подземном царстве мертвых душа предстает перед Осирисом. Судья взвешивает сердце души, на вторую чашу весов кладется статуэтка Правды. Если она поднималась вверх, то душа тут же пожиралась адским чудовищем. В противном случае душа сохраняла жизнь. Это и была «ка» – жизненное начало. Если сердце души признавалось безгрешным, душа покойного отправлялась на поля Иалу, которые в отличие от египетских полей никогда не страдали от засухи.

Представления древних египтян о человеке

В древнеегипетских источниках не существовало текстов о происхождении человека. Это объясняется тем, что в представлении древних египтян не существует четкого и окончательного разделения между богами и людьми. Человек создан по образу и подобию богов и стоит в центре Вселенной, созданной богами. Согласно древнеегипетской мифологии, люди были созданы богом Солнца Ра из его слез. Каково же содержание отношений человек – боги, боги – человек? Человек определяется не только богосозданным, но также богоподобным. Такая генетическая богосозданность и богоподобность между богами и человеком дополняется и подчеркивается функциональной связью. А именно: той целью, которую ставили боги, когда создавали человека. Считалось, что человек создан, чтоб служить богам, но суть службы в том, что человек берет на себя ношу богов, включающую жизненно необходимые для самого человека действия: добывание пищи, сооружение жилья, каналов, пошив одежды и т. д. Другими словами, функциональное предназначение человека включает не только служение богам, но и удовлетворение потребностей самого человека.

Вопрос о преодолении конечности человеческого бытия, отношение к смерти как к завершению жизни на Земле и переходу в другой мир играют важную роль в формировании системы ценностей и поведения каждого человека. В Древнем Египте будущая жизнь продолжает настоящую. Душа сохраняется, тело защищено мумификацией, гробница – дом. В потустороннем мире египтянин отрицает реальность смерти.

Элементы философии

Ни в Вавилонии, ни в Древнем Египте философия так и не возникла. Но элементы ее были. В «Разговоре господина со своим рабом», в «Песне арфиста», в «Споре разочарованного со своей душой» хотя и нет конфликта с верой, по все же есть элемент сомнения в социоантропоморфическом мировоззрении, скептицизм и пессимизм. Это говорило о начавшемся кризисе религиозно-мифологического мировоззрения в Вавилонии и в Египте. Начинался здесь и процесс демифологизации. Шумеро-аккадские Абзу (Апсу) и Мумму, древнеегипетское Нун и т. п. уже много потеряли от своей прежней сверхъестественности.

Древний Египет оказал огромное влияние на культуру Эллады. В середине первого тысячелетия до н. э. Египет и Эллада были тесно связаны. Фараоны XXVI династии, придерживаясь греческого образа жизни, вели эллинскую политику. Предпоследний фараон этой династии был женат на гречанке. Он разрешал грекам основывать в Египте колонии. Греки сохранили уважение к Египту как источнику мудрости даже тогда, когда они и в науках, и в мировоззрении оставили египтян далеко позади себя.

В 525 г. до н. э. Египет был захвачен персами. Почти на две с половиной тысячи лет Египет становится игрушкой в руках разных завоевателей: персов, греков, римлян, арабов, турок, англичан. Персидское завоевание отбросило Египет далеко назад, так же как отбросило оно назад немного ранее развитие Вавилонии. Ростки философского мировоззрения надолго завяли.

Использованная литература:

1. Історія філосоії: Підручник для вищої школи. — Х. : Прапор, 2003. — 768 с.2. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии: Учеб. пособие для филос. Фак. И отделений ун-тов. – М.: Высш. Школа, 1981. – 374 с

Читайте также:
1. Формирование протофилософии Ближнего Востока
2. Протофилософия и культура Древней Месопотамии

   

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей в соцсетях:

   

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *