Индийская философия. Философия в схемах и таблицах (Аблеев С. Р.)
Данная статья представляет собой часть 2-й главы книги Аблеева С. Р. «Философия в схемах таблицах». Речь пойдет о периодах развития индийской философии.
Все схемы и таблицы из главы продублированы ниже в текстовом формате для удобства нуждающихся или для тех, у кого нет возможности просматривать изображения.
Таблица 15
ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
1. Ведический период — до VI-V в. до н. э.
2. Классический период — VI в. до н. э. — первая пол. I тыс.
3. Постклассический (схоластический) период — Первая пол. I тыс. — XVIII в.
4. Период неоиндуизма, или новейшей индийской философии — XIX — XX вв.
Схема 16
ДРЕВНЯЯ ИНДИЙСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ И РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, ОКАЗАВШАЯ ВЛИЯНИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ
- Веды
- Пураны
- Брахманы
- Итихасы
- Араньяки
- Эпические поэмы
- Упанишады
Схема 17
ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ (ДАРШАНЫ)
1. АСТИКА (ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ) — признавали авторитет Вед и разделяли философские убеждения их авторов (Бог, Высшие Миры, душа, жизнь после смерти, карма, сансара, перевоплощения):
- Санкхья (Капила)
- Йога (Патанджали, Вьяса)
- Веданта (Бадараяна, Вьяса)
- Ньяя (Готама)
- Вайшешика (Канада)
- Миманса (Джаймини)
2. НАСТИКА (НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ) — не признавали авторитет Вед или выступали с критикой брахманизма.
- Джайнизм (Махавира)
- Буддизм (Гаутама Будда)
- Чарвака (Брихаспати)
- Адживика (Макхали Госала)
Таблица 18
НЕКОТОРЫЕ ВАЖНЫЕ ПОНЯТИЯ ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
Авидья — незнание, невежество, заблуждение относительно важнейших духовных истин.
Атман — высшее субъективное духовное начало Бытия, высшее духовное начало человека.
Брахман — высшая объективная Реальность; безличное Абсолютное начало Бытия.
Гуны — свойства материальной природы (саттва, раджас, тамас).
Джива — в широком смысле душа или искра жизни, монада, вселенское жизненное начало.
Дхарма — моральный закон; долг; духовное учение (существуют и др. значения).
Карма — закон причин и следствий; воздаяние; рок или судьба.
Лока — область; место; сфера; мир.
Майя — иллюзия; мираж; космическая сила, создающая объективный мир.
Мукти — освобождение от сансары и земной кармы.
Нирвана — высшее духовное состояние сознания, связанное с достижением сферы духовного бытия.
Пракрити — материальная природа, материальная субстанция.
Пуруша — духовная природа; духовная субстанция; Абсолютный Дух.
Сансара — круговорот постоянных перевоплощений души, вращение души в круге духовных и материальных миров.
Схема 19
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ (ПОСТКЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД: КОНЕЦ I ТЫС. ДО Н. Э. — XVIII В.)
1. ФИЛОСОФИЯ ИНДУИЗМА:
- Адвайта-веданта (Шри-Шанкара)
- Вишишт-адвайта (Рамануджа)
- Вишнуизм (Мадхва, Чайтанья, Госвами, Баладэва)
- Шиваизм
- Шактизм
2. ФИЛОСОФИЯ ЙОГИ (Вьяса, Мишра, Бходжараджа)
Разновидности классической индийской йоги:
- Раджа-йога
- Карма-йога
- Джнани-йога
- Бхакти-йога
3. ФИЛОСОФИЯ БУДДИЗМА
Религиозно-философские течения:
- Хинаяна (Будхагхоша, Вусубандху)
- Махаяна (Нагарджуна, Асвагоша)
Философские школы:
- Вайбхашика (Вусубандху, Бхаданта, Дхарматрата)
- Саутрантика (Кумаралабдха, Дхармоттара, Яшомитра)
- Мадхъямика (Нагарджуна)
- Иогачара (Асанга, Вусубандху)
Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей в соцсетях: