Научно-техническая революция и ее влияние на культуру

Научно-техническая революция и культура

В статье мы кратко рассмотрим понятие научно-технической революции и ее влияние на современную культуру.

Научно-техническая революция — коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства. В ходе научно-технической революции, начало которой относится к середине 40-х гг. ХХ в., происходит процесс превращения науки в непосредственную производительную силу. НТР изменяет условия, характер и содержание труда, структуру производительных сил, общественного разделения труда, отраслевую и профессиональную структуру общества, ведет к быстрому росту производительности труда, оказывает воздействие на все стороны жизни общества, включая культуру, быт, психологию людей, взаимоотношение общества с природой.

Научно-техническая революция — длительный процесс, который имеет две главные предпосылки: научно-техническую и социальную. Важнейшую роль в подготовке научно-технической революции сыграли успехи естествознания в кон. XIX — нач. XX ст., в результате которых произошел коренной переворот во взглядах на материю и сложилась новая картина мира. Этот переворот начался открытием электрона, радия, превращения химических элементов, созданием теории относительности и квантовой теории и  ознаменовал собой прорыв науки в область микромира и больших скоростей.

Революционный сдвиг произошел и в технике, в первую очередь под влиянием применения электричества в промышленности и на транспорте. Было изобретено радио, получившее широкое распространение. Родилась авиация. В 40-х гг. наука решила проблему расщепления атомного ядра. Человечество овладело атомной энергией. Важнейшее значение имело возникновение кибернетики. Исследования по созданию атомных реакторов и атомной бомбы впервые заставили различные государства организовать в рамках крупного национального научно-технического проекта взаимодействие науки и промышленности. Это послужило школой для осуществления общенациональных научно-технических исследовательских программ.

Начался резкий рост ассигнований на науку. Научная деятельность стала массовой профессией. Во 2-й половине 50-хх гг. XX в. во многих странах началось создание технопарков, деятельность которых направлена на планирование и управление научной деятельностью. Усилились непосредственные связи между научными и техническими разработками, ускорилось использование научных достижений в производстве.

В 50-х гг. создаются и получают широкое применение в научных исследованиях, производстве, а затем и управлении электронно-вычислительные машины (ЭВМ), ставшие символом НТР. Их появление знаменует начало постепенной передачи машине выполнения элементарных логических функций человека. Развитие информатики, вычислительной техники, микропроцессоров и роботехники создало условия для перехода к комплексной автоматизации производства и управления. ЭВМ — принципиально новый вид техники, изменяющий положение человека в процессе производства.

На современном этапе своего развития НТР характеризуется следующими основными чертами:

  • превращением науки в непосредственную производительную силу в результате слияния воедино переворота в науке, технике и производстве, усиления взаимодействия между ними и сокращения сроков от рождения новой научной идеи до ее воплощения в производстве;
  • новым этапом общественного разделения труда, связанным с превращением науки в ведущую сферу развития общественного производства;
  • качественным преобразованием всех элементов производительных сил — предмета труда, орудий производства и самого работника;
  • возрастающей интенсификацией всего процесса производства благодаря его научной организации и рационализации, постоянному обновлению технологии, сбережению энергии, снижению материалоемкости, капиталоемкости и трудоемкости продукции. Приобретаемое обществом новое знание в своеобразной форме «замещает» затраты на сырье, оборудование и рабочую силу, многократно окупая расходы на научные исследования и технические разработки;
  • изменением характера и содержания труда, возрастанием в нем роли творческих элементов;
  • преодолением противоположности между умственным и физическим трудом, между непроизводственной и производственной сферой;
  • созданием новых источников энергии и искусственных материалов с заранее заданными свойствами;
  • повышением социального и экономического значения информационной деятельности как средства для обеспечения научной организации, контроля и управления общественным производством, гигантским развитием средств массовой коммуникации;
  • ростом уровня общего и специального образования, культуры;
  • увеличением свободного времени;
  • возрастанием взаимодействия наук, комплексным исследованием сложных проблем, ростом значения общественных наук;
  • резким ускорением общественного прогресса, дальнейшей интернационализацией всей человеческой деятельности в масштабе планеты, возникновением т. н. глобальных проблем.

Научно-техническая революция создает предпосылки для возникновения единой системы важнейших сфер человеческой деятельности: теоретического познания закономерностей природы и общества (наука), комплекса технических средств и опыта преобразования природы (техника), процесса создания материальных благ (производство) и способов рациональной взаимосвязи практических действий и различных видов деятельности (управление).

Превращение науки в ведущее звено в системе наука — техника — производство не означает низведения двух других звеньев этой системы до пассивной роли лишь воспринимающих импульсы, идущие к ним от науки. Общественное производство является важнейшим условием существования науки, и его потребности по-прежнему служат главной движущей силой ее развития. Однако, в отличие от предшествующего периода, к науке перешла наиболее революционизирующая, активная роль.

Это находит выражение в том, что на основе результатов фундаментальных научных исследований возникают принципиально новые отрасли производства, которые не могли бы развиться из предшествующей производственной практики (атомные реакторы, современная радиоэлектронная и вычислительная техника, квантовая электроника, открытие кода передачи наследственных свойств организма и др.). В условиях НТР сама практика требует, чтобы наука опережала технику, производство, а последнее все больше превращалось в технологическое воплощение науки.

Рост науки, техники и промышленности способствует интенсивной урбанизации, а развитие средства массовой коммуникации и современного транспорта способствует интернационализации культурной жизни.

В ходе НТР существенно изменяется содержание труда. Предъявляются возрастающие требования к профессиональным знаниям, организационным способностям, а также к общему культурному и интеллектуальному уровню работников. Наряду с увеличением объема обязательного общего образования возникает проблема повышения и изменения квалификации работников, возможности их периодической переподготовки, особенно в наиболее интенсивно развивающихся сферах труда.

Масштабы и темпы изменений в производстве и общественной жизни, которые несет с собой НТР, с небывалой остротой вызывают необходимость своевременного и как можно более полного предвидения совокупности их последствий как в сфере экономики, так и в социальной сфере их влияния на общество, человека и природу.

Всемирный характер НТР настоятельно требует развития международного научно-технического сотрудничества. Это диктуется главным образом тем обстоятельством, что целый ряд последствий научно-технической революции выходит далеко за национальные и даже континентальные рамки и требует объединения усилий многих стран и международного регулирования, например борьба с загрязнением окружающей среды, использование космических спутников связи, разработка ресурсов Мирового океана и т. д. С этим связана взаимная заинтересованность всех стран в обмене научно-техническими достижениями.

Использованная литература:

1.Культурология в вопросах и ответах. Методическое пособие для подготовки к зачетам и экзаменам по курсу «Украинская и зарубежная культура» для студентов всех специальностей и форм обучения. / Отв. Редактор Рагозин Н. П. – Донецк, 2008, — 170 с.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

1. Техника как феномен культуры
2. Особенности культуры информационного общества
3. Проблема взаимоотношений человека и природы
4. Соотношение понятий «природа» и «культура»

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Подписаться на новые статьи по e-mail
Новые статьи блога
Комментариев нет

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :mrgreen: :lol: :evil: :cry: :cool: :P :-(