Невербальные формы общения

 
   

 

Все статьиКультурологияТеория культурыНевербальные формы общения

Невербальное общение

Культура общения может иметь не только языковую форму (вербальную, словесную), но и невербальную, т. е. общение может осуществляться с помощью мимики, жестов, внешнего вида, цветовой гаммы и т. п. Конечно, язык является методом познания мира, сохранения и передачи информации, частью культурного менталитета, который составляет сферу духа, ценностей и значения.

Но и несловесными формами общения передается около 50% информации. В свое время видный политический деятель М.Н.Сперанский отмечал, что «оратор должен призывать на помощь другой язык — язык движения, тона и интонации. Он должен дополнить лицом, рукой и интонацией то, чего нельзя выразить словом... Рука дополняет мысли, которые невозможно выразить языком..., рука только тогда должна действовать, когда нудно дополнять понятие».

Некоторые ученые (Дж. Г. Мид) считают, что формирование индивидуального сознания в процессе взаимодействия началось с понятия жеста. Жест как форма межличностного общения соотнесен с некоторыми элементами опыта человека и вызывает в сознании воспринимающего такой же отзыв, что и в сознании совершающего этот жест.

Семантика жестов разнообразна и становится значимой на уровне межнационального значения. Ошибки в интерпретации жестов бывают лишь при формальном совладении: подобному жесту придается то значение, которым он владеет в своей культуре. Хрестоматийный пример: кивок головой у болгар означает несогласие («нет») у русских и украинцев — согласие («да») и наоборот: покачивание головой из стороны в сторону в болгарском общении означает «согласен» («да»), в нашем — «нет».

Нередки случаи, кода одинаковым жестам в разных культурах придается разное значение. Например, открытая ладонь в Греции означает обиду. Для испанцев, греков и итальянцев обидным является жест касания мочки уха. В Португалии этот жест означает, что человек не расслышал сказанного (глухой).

Исследования в области эволюции человеческих систем общения позволяют предположить, что исторически язык жестов предшествовал словесному общению. Уже у высших антропоидов отмечены жесты и позы, соответствующие поведению человека: объятия, поклон, кивок головой, поза угрозы и др. Скорее всего, эти жесты заложены в генетическом коде матери, которая учила ребенка ходить, переносила его на спине, играла в «прятки» и т. п. Во многих культурных традициях существовали отработанные системы жестов: некоторые монашеские ордена и дервиши давали обет молчания и общались с помощью жестов, не уступающих современному языку жестов глухонемых.

Визуальное общение (жесты, мимика) отчетливо преобладают в традиционных (первобытных) культурах. Это особенно характерно для ритуала. В некоторых ритуалах вообще предусматривается обязательное молчание, а словесное общение сводится к выкрикам, призывам божества. И сейчас можно наблюдать, что при оглашении лечебного заговора больной не воспринимает его как связную речь, а слышит только некоторый ритмичный словесный поток, в котором улавливает лишь отдельные слова — все это в совокупности с определенной обстановкой завораживает.

Языком жестов, поз, с помощью особого поведения в ритуале передается наиболее значимая информация, та, которая имеет ключевое значение для данного социума.

Особая роль в истории коммуникативного поведения при­надлежат руке. Жест — это ведь тоже, в первую очередь, какие-то значимые движения рук. Жесты движущихся рук имеют древнее происхождение, они связаны с ритуально-мифологической символикой руки. Вот некоторые из многочисленных значений жестов руки:

  • Многорукие боги и богини в индийской традиции сим­волизируют многократное усиление своего могущества и силы.
  • В культуре эскимосов внутренняя сила шамана символизируется изображением человеческих рук и ног, расположенных по четыре стороны вокруг человеческого лица.
  • Ритуальная одежда некоторых индейских племен украшена изображением руки с распростертыми вытянутыми пальцами — это символизирует ограждение от нечистой силы. Этот знак распространен и в других культурах Средиземноморья и Ближнего Востока. (Обратите внимание на изображение «Оранты» в Софийском соборе г. Киева).

Рука в невербальном общении нередко передает тот смысл, который вкладывается в слова «взять власть в свои руки». Власть руки часто встречается на хеттских государственных договорах, где руки обнимают союзника. Современное поднятие рук при голосовании ведет свое начало из доколумбовой Мексики: парные изображения рук встречаются у ацтеков, где они символизировали связь с культом богини Земли. Во время пира последнего вавилонского царя Валтасара в храме появилась рука, которая начертала таинственные слова, который присутствующий мудрец перевел как пророчество гибели Вавилона.

Исследователи этого вопроса насчитывают около 2-х тысяч символических жестов руки. Руки плачут, жалуются, проклинают, бьют, ласкают. Когда человек волнуется, нервничает, об этом говорят руки: их некуда деть, кисти рук мнут друг друга, пальцы дрожат. Все это говорит о том, что рука — умнейший орган, который говорит символическим языком.

В древнерусской культуре существовала своя традиция руки. О «славной руке», «легкой руке» мечтали квартирные воры. Существовало поверье о засушенной руке мертвеца, которая наводит непробудный сон на тех, кто не спит. Просить руки или отказать в руке было в свадебном кодексе символом будущего бракосочетания. Словесная практика тоже отражает символическое отражение руки: «рука руку моет» — процедура мытья рук означала снятие вины и нежелание брать вину на себя. Отсюда и выражение Понтия Пилата во время суда над Иисусом: «Я умываю руки».

«Рука Москвы» — это выражение в наше время трактуется как тайные пути власти. Популярное изображение соединенных рук, как символ союза и дружбы (рукопожатие) впервые появилось в компании «Hancl in Hancl Fire Office», основанной в 1696 году. Жест раскрытой руки — пятерня — означает отказ, разъединенные пальцы руки, вытянутые прямо на зрителя являются архаичным жестом ограждения от нечистой силы.

Рука выступает и как символ власти и высокого положения в известных выражениях: «Божья рука — владыка», «он моя правая рука», «у него длинные (или короткие) руки» (много власти — мало власти).

Невербальные формы общения способны выражать оп­ределенные отношения и моральные нормы. Правое — правдивое, правильное («наше дело правое»), левое — неправильное, неправдивое («не ходи на лево», т.е. не изменяй). Культурные установки поддерживают праворукость: функции правой и левой руки различны. С этим связаны особенности этикета. У многих народов довольно строго разграничены действия, которые следует выполнять левой и правой рукой. У монголов правая рука — «рука благодати», только этой рукой можно доить скот, принимать подарки, отдавать что-нибудь. Сербы, пеленая ребенка, оставляют свободной правую руку, чтобы он имел возможность защищаться от черта. Мусульмане считают правую руку ритуально чистой, поэтому только ею можно приветствовать человека, брать еду, касаться «чистых» частей тела.

Язык жестов тесно связан с мышлением. Вместо того, чтобы сказать «да» или «согласен», можно кивнуть головой. Вместо того, чтобы сказать «здравствуйте», можно протянуть руку или наклонить голову. Поднятый вверх палец выражает важность какой-то вашей мысли. Указательным пальцем угрожают шаловливому ребенку — этот жест заменяет приказ «прекрати». Здесь легко прослеживается эквивалентность языка жестов языку звуков.

Следует учитывать, что невербальные формы коммуникации имеют различия в национальных культурах. Жест прощания у многих народов — это помахивание рукой. Но у россиян, украинцев и др. — это движение руки (кисти) впереди назад, у итальянцев — развернутой к себе ладонью вперед-назад, что у русских означает «идите сюда».

Украинский студент, желая выступить на занятии, поднимает руку, вытянув кисть, немецкий поднимает два пальца. Оценивая блестяще прочитанную преподавателем лекцию, украинские, русские студенты аплодируют, западноевропейские в такой же ситуации стучат кистями пальцев по столу. В Индии знакомые при встрече складывают руки лодочкой, притискивая их к груди и наклоняя вперед голову, и не пожимают рук. Говоря о себе, европеец показывает рукой на грудь: «это я», японец показывает на нос.

Авторы книги «Язык и культура» дают такую классификацию жестов:

  • жесты, которые заменяют слова (приветствие);
  • жесты, сопровождающие речь (поднятый палец);
  • жесты-символы («отдание чести» в армии);
  • экспрессивные жесты (жест угрозы);
  • описательные жесты (например, зажигание спички). Этикетная роль жестов в межличностной коммуникации тоже разнообразна.

Прикосновение к собеседнику, человеку, с которым вступают в физический контакт, означает интимную склонность, нежность, а также власть. Прикосновения зависят от ситуации, условий и настроений. Часто они служат выражением нашего отношения к человеку.

Рукопожатие — один из наиболее привычных этикетных жестов при встрече, знакомстве, прощании. Но в странах Восточной и Южной Азии рукопожатие не было известно до знакомства с европейской культурой и расценивалось, как и всякое прикосновение при встрече, как нарушение правил общения или как выражение недружелюбия. Арабы, латиноамериканцы и представители Южной Европы во время приветствий касаются один одного очень активно, вместо рукопожатия часто используют объятия, поцелуи в щеку.

У славянских народов рукопожатие, кроме ритуала приветствия, означало утверждение какой-то договоренности («ударить по рукам», «бить по рукам»). Известный обычай разнимания рук третьим человеком (судьей) стал символом справедливого выполнения условий договора. Рукопожатие было и остается центральным моментом примирения. На Руси рукопожатия сначала были приняты только среди мужчин, при этом первым подавал руку старший, хозяин, начальник. Потом рукопожатие вошло в повседневную практику как жест равных. Но и теперь инициатором этого жеста является старший человек или начальник. Рукопожатие с использованием обеих рук выражает особую искренность и любовь, доверие и бескорыстие по отношению к собеседнику.

Своеобразной формой общения является поцелуй. В мифологии поцелуй символизирует слияние людских душ, внутреннее искусственное родство. Именно такое значение несут поцелуи между родственниками, женихом и невестой, хозяином дома и почетным гостем. Этимология слова «поцелуй» связана с корнем «целый», что выражает желание быть целым, здоровым. Распространенный ранее обычай целовать детей в лицо, голову, губы выражал желание защитить их от «порчи».

В христианской культуре поцелуй-приветствие сближается с поцелуем почитания, уважения. Отсюда ритуал поцелуя руки, плеча, но не в губы: поцелуй руки священника, панской или державной руки, руки родителей или почетных людей пожилого возраста и др. Обычай целовать руку женщине во время приветствия и в знак высокого уважения на Руси в целом не получил широкого распространения. А. Куприн в романе «Колесо истории» писал: «Поцелуй руки — это высшая интимная ласка. С какой стати мы мусолим руку каждой женщине без смысла для нее и для себя?». Может быть, поэтому и не принято целовать руки девушкам, а женщинам во время еды и на улице. В большом сообществе стоит поцеловать руку только гостеприимной хозяйке.

В украинской традиции прощания или расставания распространено взаимное прощение грехов, которое сопровождается поцелуями, как между мужчинами, так и между женщинами. У восточных славян существует особенный обычай — обряд пасхального целования со словами: «Христос воскрес!» — ответ: «Воистину воскрес!». Люди при встрече троекратно целуются в губы или щеки. Этот обряд имеет общий характер и утверждает равенство всех людей перед лицом всеобщей радости — воскрешением Христа.

В целом все вышеназванные способы невербального общения являются показателями статусно-ролевых отношений, степени близости людей, которые общаются. Они представляют собой «бессловесные знаки» человека. Они выполняют следующие функции:

  • несут информацию об эмоциональном состоянии человека, его чувствах и отношениях к другому;
  • дополняют, уточняют, а иногда изменяют речь;
  • являются показателями статусно-ролевых характеристик партнеров;
  • служат средством межличностного влияния в общении, регулируют отношения;
  • являются способом создания и обыгрывания определенного образа человека.

Их ценность в сравнении с языком состоит в том, что они более естественны и в меньшей степени находятся под контролем сознания и поэтому бывают более правдивы в плане отражения чувств и отношений.

Использованная литература:

1.Афонин В. А., Афонин Ю. В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Луганск: Элтон-2, 2008. – 296 с.

   

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей в соцсетях:

   

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *