Разновидности культурных норм, их социальное значение и роль

 
   

Все статьиКультурологияТеория культурыКультурные нормы

Социальные и культурные нормы

Любое общество или отдельная социальная группа должны упорядочивать отношения в своей среде, ослаблять тенденции, которые ведут к разладу и произволу, устранять влияние стихийных настроений. Общество также должно согласовывать действия отдельных личностей и групп, приводить их в соответствие с общими интересами. Упорядоченность отношений в обществе достигается благодаря существованию норм (от лат. norma — руководящее начало, правило, образец).

Социальная норма является общепризнанным правилом, образцом поведения или действия человека или группы людей в тех или иных сферах общественной жизни, а также инструментом согласования, упорядочивания взаимодействия этих сфер в рамках целостного общественного организма.

В связи с этим социальные нормы подразделяют на особые нормы отдельных сфер человеческой деятельности (производственные и технологические нормы, нормы социального поведения, нормы религиозные, нормы художественной деятельности, нормы познавательной деятельности) или нормы особых социальных групп (семьи, коллективов, профессиональных групп, классов, этнических групп), а также общесоциальные нормы, которые регулируют поведение и действия людей в любой сфере человеческой деятельности и в любой общественной группе — нравственные нормы, нормы права и политические нормы. Конечно, такое подразделение социальных норм имеет аналитический характер, и более полная картина функционирования социальных норм в обществе должна учитывать взаимозависимость и пересечение упомянутых выше разновидностей норм.

Для природного мира теория вероятностей и математическая статистика используют понятие нормы как средней величины, характеризующей массовую совокупность случайных событий, которая внешним образом устанавливается исследователем природы и служит его целям (как правило для систематизации и классификации природных явлений). В социальном мире понятие «социальная норма» определяет такие нормы, которые устанавливаются самим обществом и являются средствами его саморегуляции.

Социальная норма является определенным единством сущего (того, что есть) и должного (того, что должно быть). Она стремится продвести реальное поведение и отношения людей в обществе и в целом общественную жизнь под некий идеальный образец, правило.

Социальная норма, поэтому, выступает и как мерило, масштаб для оценки общественных явлений, и как инструмент наведения общественного порядка, подчинения действий и поведения социальных субъектов установленным правилам, образцам, стандартам поведения.

Социальная норма, являясь мостиком между сущим и должным, сообщает человеческому восприятию мира бинокулярность, делает его объемным. Она, вместе с тем, создает для человека возможность выбора линии своего поведения и действий, либо по оси сущего, либо по оси должного. Хотя реализация такой возможности зависит от многих обстоятельств как внешнего, социально-исторического характера, так и внутреннего, индивидуального свойства.

Социальная норма, устанавливая некое правило или образец человеческого поведения или действий, всегда предполагает основание, исходя из которого ее содержание рекомендуется или предписывается человеку. В качестве оснований социальных норм могут выступать:

  • исторический прецедент, однажды кем-то (мифическим или историческим героем) найденный алгоритм поведения или действия, который принят за образцовый;
  • историческая традиция (алгоритм поведения или действий, выработанный рядом поколений людей);
  • рациональное знание, обосновывающее необходимость или практическую эффективность определенного социального правила;
  • веление социально-политического авторитета (например, закон, устанавливаемый государственной властью);
  • социокультурный идеал данного общества, который воплощает его представление о конечной цели общественного развития и предназначения человека.

В традиционных, доиндустриальных обществах социальные нормы, как правило, опираются на исторический прецедент, традицию и авторитет, в то время как современное индустриальное и постиндустриальное общество в качестве оснований социальных норм использует рациональное знание и социокультурный идеал, хотя это не исключает использование традиции и авторитета как основ социальных норм. Отличие современного общества от традиционного заключается в более широком спектре оснований социальных норм, используемом им, в большей дифференцированности этих норм по различным социальным группам, в более высокой динамике норм — их более быстрому возникновению, распространению и смене.

Культурные нормы вполне очевидно являются частью социальных норм, их особой разновидности. Но, несмотря на кажущуюся простоту этой мысли, выделить культурные нормы из совокупности социальных норм оказывается достаточно трудно в силу того, что они присутствуют в той или иной степени во всех сферах человеческой деятельности и во всех социальных группах. В качестве критерия выделения культурных норм из всей совокупности социальных норм может быть использован способ, каким нормы оказывают упорядочивающие воздействия на социальную жизнь.

В общем виде наведение порядка, предписываемого социальными нормами, может быть достигнуто (1) либо применением санкций (в виде насилия, принуждения или манипулирования) со стороны общества или его специальных институтов к тем, кто нарушает эти нормы, (2) или же наведение порядка достигается благодаря добровольному, сознательному исполнению норм людьми, которые сами контролируют свое поведение.

Культурные нормы — это нормы сознания и поведения людей, которые являются для них побудительным мотивом и конечной целью их действий; это нормы, которые не требуют для своей реализации применения (или угрозы применения) внешних санкций.

Различие между социальными и культурными нормами может быть продемонстрировано на примере различия между легальным (законопослушным) и моральным поведением, которое проводил немецкий философ И. Кант. И право, и мораль содержат норму, запрещающую кражу. Но человек, который ведет себя легально, не совершает краж, потому что боится наказания со стороны правоохранительных органов; а человек, который себе ведет морально, не совершает краж, потому что по его внутреннему убеждению кража недопустима, она есть зло. Поэтому при легальном поведении человек ведет себя правильно («нормально») при наличии внешнего надзора над ним; при моральном поведении такая внешняя инстанция ему не нужна, поскольку свое поведение он контролирует сам, он обладает внутренним самоконтролем, в качестве которого выступает в данном случае голос совести.

В этом смысле нормы культуры выступают средствами самоцензуры. Поведение человека, подчиненное нормам культуры, лишается непосредственности поведения животного, у которого жизненные потребности и инстинкты (потребность в пище, самосохранении, продлении рода) диктуют действия, направленные на их удовлетворение. Исходя из этого различия, создатель психоанализа З. Фрейд называл культуру репрессивной, подавляющей непосредственные влечения человека, вследствие чего психика человека подвержена некоторым деформациям, «комплексам». Но следует заметить, что и у животных, ведущих стадный образ жизни, удовлетворение инстинктивных потребностей нормируется законами стада, которые ставят удовлетворение потребностей особи в зависимости от статуса, который она имеет в своем коллективе. Более того, как справедливо отметил К. Маркс, животное подчинено законам рода, которому оно принадлежит, оно производит лишь под влиянием родовой потребности и в соответствии с мерками своего рода. Поэтому абстрактное противопоставление культуры и природы как противоположностей «рабства — свободы», понимание культуры как подавления природных сил и природы как их нестесненного действия является ошибочным.

Нормы культуры не являются абстрактным подавлением естественных потребностей человека, выражающих природные законы его существования, т. е. они не являются подавлением ради подавления. Они не отрицают полностью естественные потребности, а устанавливают особый способ удовлетворения этих потребностей, который отвечает представлению человека о том, как следует удовлетворять свои потребности в согласии с природой, понимая под ней как внешний, окружающий мир человека (который включает в себя и общество), так и его собственную природу. Поэтому в норме культуры особым образом соединяются элементы необходимого, объективного данного, независимого от человека, и элементы случайного, сотворенного человеком и потому зависимого от него, искусственного образования. Уже в древнем мире это свойство культурных норм породило спор о том, являются ли имена (человеческие названия предметов) и установленные человеком законы существующими «по природе» или «по установлению», естественные они или искусственные?

Этот многовековой спор о нормах культуры (нормах поведения, нормах художественного творчества, нормах познания) колебался в диапазоне от утверждения полной искусственности культурных норм, их конвенционального (установленного по людскому соглашению) характера до утверждения абсолютной данности норм человеку, их независимости и неизменности. Первое понимание культурных норм приводило к культурному релятивизму — к утверждению всеобщей изменчивости культурных норм, их относительности, произвольности. Второе понимание культурных норм оборачивалось абсолютизацией содержания культурных норм общества определенной исторической эпохи, утверждением неизменной культурной традиции. В первом случае культурные нормы подчинялись человеку, его интересам, потребностям и желаниям; во втором случае — превращали его в раба от века данных и неизменных норм. Между этими крайностями находится проблема соотношения условного и безусловного, необходимого и случайного, изменчивого и неизменного, абсолютного и относительного в самих нормах.

Не вдаваясь в обсуждение деталей проблемы, отметим, что при всем разнообразии культурных норм различных обществ, которые фиксирует история культуры и этнология, при порой весьма необычном для нас их способе обоснования и объяснения, в этих нормах все же прослеживается некое общезначимое и потому объективное, универсальное содержание. Нормы культуры предписывают человеку общественное, гуманное поведение. Поэтому у самых разных народов и в различные эпохи мы встречаем такие, например, заповеди, как: «не убий», «не укради», «не лги». Принудительная сила этих норм заключается в том, что они приводят человека к пониманию своей обязательности, поскольку только на основании соблюдения этих правил человек может существовать как общественное существо, живущее в общении с другими людьми и создающее материальные и духовные ценности. Отступления от этих норм деформируют общество и человека или вообще делают общественную жизнь людей невозможной.

Известно, что во многих обществах существуют преступные сообщества, которые бросают вызов общественным нормам и не соблюдают заповедей «не убий», «не укради», «не лги». Но обратите внимание, что внутри самого преступного сообщества, в собственных взаимоотношениях преступники не терпят нарушения этих правил и сурово расправляются с теми, кто отступает от них. Этот метод «от противного» подтверждает, что даже те, кто демонстративно бросает вызов культурным нормам человеческого общежития, сами не могут полностью освободиться от их власти.

Подводя итог этой части нашего анализа культурных норм, можно сказать следующее. Нормы культуры являются частью социальных норм, понимаемых в широком смысле, т. е. норм, которые существуют в обществе. Но они выделяются из совокупности социальных норм (в узком смысле слова) тем, что:

  1. соблюдение человеком основано не на внешнем принуждении, а на внутреннем убеждении, воспитании, которое превратило их во внутренние побудительные мотивы и критерии оценки человеческих действий;
  2. нормы культуры служат обоснованием социальных норм.

Социальные нормы данного общества в прямых или косвенных ссылках на нормы культуры с их мерой добра и зла, справедливого и несправедливого, прекрасного и безобразного, правдивого и лживого ищут обоснование правомерности своего существования.

Нормы культуры существуют как во внутреннем мире человека (как привычки, убеждения, верования, вкусы, принципы, правила, идеалы), так и во внешней социокультурной среде, в которой человек осваивает культуру своего общества, благодаря чему она становится его внутренним достоянием. В социокультурном мире нормы культуры существуют в виде знаковых систем и особых социокультурных институтов. В социокультурном мире нормы культуры существуют в таких формах и видах, как обычай, обряд, ритуал, канон, стандарт, кодекс.

Обычай представляет собой стихийно сложившуюся норму поведения, принятую в данном коллективе, которая закрепляет его исторический опыт. Обычай — социально признанный образец поведения, утвержденный властью массовой привычки.

В данном случае культурная норма стихийно складывается, она в значительной мере предписывается человеку, как обязательная для него норма поведения в данном коллективе. Такая стихийность в установлении обычаев, отсутствие у них специальных обоснований (или использование в качестве обоснования сакраментальной формулы: «так уж у нас заведено») приводит к тому, что их соблюдение отдельным человеком покоится на выработанном у него автоматизме привычки. Обычай подкрепляется общественным осуждением нарушителя обычаев и угрозой его наказания, где крайней мерой может служить изгнание его из данного коллектива.

Обычаи включают в себя обряды. Обряд — это формализованное символическое, совершаемое в определенном месте, в определенное время по специальным поводам действие; обряд — это выделенные из обычаев специальные акты, сопровождающие важные моменты жизни человека и общества, призванные способствовать укреплению социальных связей.

Обряды (наречения именем, крещение, инициации, похорон и т. п. ) — это осмысленная и целесообразно организованная часть обычаев. Например, эмоциональным и в то же время общественно значимым в человеческой жизни является свадебный обряд. В традициях разных народов он может иметь самые различные формы. Но его единая основа — освящение нового этапа в жизни  человека и пожелание семейного благополучия — у всех народов неизменна. Символом такого благополучия в различных этнических традициях может быть, например, рис (Англия, США), пшеничное зерно или хмель (Россия, Эстония и др.), лепешка пресного хлеба (азиатские народы).

Ритуал — это вид обряда, который представляет собой исторически сложившуюся форму сложного символического поведения, упорядоченную систему действий, которая призвана подчеркнуть особую ценность и значимость для человека определенных социальных отношений или событий.

Ритуал, как подчеркивают многие исследователи культуры, не представляет собой действие, направленное на достижение какого-либо отличительного от этого действия практически полезного результата. Ритуал выполняет коммуникативную функцию (часто обслуживая коммуникацию человека с тем, что представляется ему священным), выполняет функцию консолидации группы, формирования системы культурных символов данной группы.

Ритуал исторически связан с отправлением религиозных культов, но он сохраняется и в современном обществе в своих светских формах как особая форма символического обозначения и закрепления некоторых исключительно важных общественных событий. Известна строгость дипломатических и торжественность военных ритуалов (приветствие и прощание со знаменем). Ритуалы оформляют важнейшие исторические празднества народа, превращая историю как временную последовательность действий и процессов, в связанную совокупность наполненных особым смыслом событий, в некоторую историческую судьбу данного народа, в которой видны его собственные представления о своем характере, о своих достижениях и неудачах.

В развитых обществах, использующих письменность, нормы культуры закрепляются также в виде канона. По мнению историков культуры, греческое слово «канон» происходит от слова «тростник», который в ближневосточных цивилизациях служил для изготовления прямых шестов и палок. Такие шесты или палки с нанесенными на них измерительными шкалами служили инструментом строителя, который называли «каноном». В более широком смысле, как обозначение особого инструмента культуры это слово было использовано греческим скульптором Поликлетом, который в середине V века до н. э. составил учебник для художников под названием «Канон», в котором были представлены меры идеальных пропорций человеческого тела. Сохранилось также предание, что позднее Поликлет создал под таким же названием скульптуру, которая служила наглядным образцом этих числовых соотношений.

Использование слова «канон» в переносном смысле, вне первоначальной сферы употребления, сформировало у него большой спектр значений, в которых канон обозначает:

  1. масштаб, критерий;
  2. модель, образец;
  3. правило, норма;
  4. список, перечень.

Канон — это такая культурная норма, которая достигла высшей внутренней обязательности и крайней формальной устойчивости.

Как говорят о каноне специалист по истории древнеегипетской культуры Я. Ассман: «Здесь ничего нельзя добавить, ничего убавить или изменить».

Канон как норма культуры связан с письменной фиксацией культурной традиции в тексте, который становился ее хранилищем. Для сохранности культурной традиции текст не должен подвергаться изменениям. При переписывании текст не должен искажаться переписчиком, долг которого заключается в буквальном, точном воспроизведении текста. А в жизни необходимо буквально следовать смыслу того, что говорится в тексте. Но для соблюдения этого требования канона необходимо:

  1. донести до человека смысл канонического текста (объяснить не только то, о чем говорит текст, но и для чего он это говорит);
  2. показать, как неизменный смысл канонического текста следует прилагать к меняющимся обстоятельствам и условиям жизни человека.

Поэтому канон обрастает особыми процедурами комментирования (толкования) и интерпретации (приложения), которые связывают неизменное с изменчивым, прошлое с настоящим, идеальное с реальным, должное с сущим, абстрактное (норму, правило) с конкретным (действиями человека в данных обстоятельствах). Поэтому канон является не просто некоторым текстом, содержащим нормы культуры, а текстом, соединенным с определенными действиями, направленными на хранение (неизменную передачу от поколения к поколению людей), комментирование и интерпретацию своего содержания.

Придание культурным нормам формы канона свидетельствует о высоком уровне развития общества, об отделении умственного труда от физического и о появлении специализированного духовного производства, которое сохраняет, обрабатывает, применяет и усовершенствует накопленный данным обществом культурно-исторический опыт и знания. В качестве субъектов духовного производства в ранних цивилизациях выступала духовная (жрецы, писцы, художники) и политическая (государственная, бюрократическая и политические деятели) элиты. Установление канона, как свидетельствует история, представляет собой сложный процесс отбора, анализа, систематизации, критики и утверждения определенной совокупности положений, которые становятся в дальнейшем мерилом, образцом, руководящим правилом для определенных сфер духовной жизни и деятельности общества. Так, например, для утверждения канонического текста Библии потребовалось несколько столетий труда множества религиозных деятелей и проведения нескольких Вселенских соборов христианской церкви, прежде чем была установлена совокупность книг, признаваемых церковью «боговдохновенными». При этом установление канонического текста Библии шло одновременно с установлением церковного канона — правил христианского вероучения, принципов организации церкви как общины верующих, способов отправления религиозного культа и т. д.

Создание письменности, позволившее зафиксировать культурно-исторический опыт и сделать его предметом анализа, разработки, систематизации, интерпретации, приложения к практической деятельности и отношениям людей в обществе, привело к тому, что появляются не только религиозные каноны, но и каноны в сфере художественной деятельности, каноны познания (логика как учение о правильных формах мысли), грамматические каноны (правила языка), кодексы — своды основополагающих государственных законов, в которых фиксируются основные принципы права.

Канон как форма культурной нормы, в отличие от обычаев, обрядов, ритуалов, реализующихся в практической деятельности и поведении людей, позволяет предметно зафиксировать норму культуры в тексте и образцовом произведении культуры. Наряду с памятью живых людей, из поколения в поколение передающей обычаи, обряды, ритуалы, появляется предметно зафиксированная, сформулированная, организованная в систему совокупность норм культуры.

Каково же общественное предназначение норм культуры? Во-первых, нормы культуры нормируют общественную жизнь, вносят в нее упорядоченность, регулярность. Во-вторых, нормы культуры выполняют регулятивную функцию, т. е. выступают регуляторами человеческого поведения, предписывают правильные и запрещают неправильные поступки. В-третьих, нормы культуры выполняют коммуникативную функцию. Они обеспечивают общение людей, делая его предсказуемым и понятным, поскольку люди следуют общепринятым правилам поведения и критериям оценки человеческих поступков. В-четвертых, нормы культуры фиксируют культурно-исторический опыт человечества, выделяют его лучшие достижения, которые становятся точками отсчета, ориентирами для последующего культурного развития человечества. Наконец, нормы культуры создают архитектонику духовного мира человека и общества, врывают их из однолинейного мира сущего, из подчинения инстинктам, потребностям и практическим нуждам и выстраивают мир должного. Благодаря этому человек и общество в своей деятельности руководствуется не только соображениями потребностей и практической выгоды, но и критериями добра, истины, красоты, справедливости.

Использованная литература:

1.Культурология в вопросах и ответах. Методическое пособие для подготовки к зачетам и экзаменам по курсу «Украинская и зарубежная культура» для студентов всех специальностей и форм обучения. / Отв. Редактор Рагозин Н. П. – Донецк, 2008, — 170 с.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

1. Основные функции культуры
2. Сущность культуры
3. Структура культуры и ее основные элементы
4. Предмет и объект культурологии
5. Социальные функции культуры

   

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей в соцсетях:

   

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *