Культура Древнего Востока

 
   

Все статьи сайтаКультурологияИсторические типы культуры → Культура Древнего Востока

Культура Древнего Востока

Формирование культур Древнего (Ближнего) Востока от­носится к III тысячелетию до н.э. Одна из этих культур сфор­мировалась на обширной территории междуречья рек Тигра и Евфрата, которая получила название Месопотамия. Другая — культура древнего Египта — в долине Нила. С Индом и Ган­гом связано развитие культуры Древней Индии, с Хуанхэ — древнего Китая. Объясняется это просто — с реками связана возможность орошения почвы, а сама почва остается плодо­родной после каждого разлива рек, выносящих ил.

Культура стран Древнего Востока получила название об­ществ традиционного типа. Под обществом традиционного типа подразумевается такое общество, которое на протяже­нии длительного времени сохраняет традиции, воспроизво­дящие основные социально-экономические отношения. В результате этого происходит накопление человеческого опы­та, складывается культурная традиция. К таким культурам относят культуру Месопотамии, Древнего Египта, Древней Индии и Китая. Не ставя перед собой задачу полного изложе­ния истории возникновения этих культур, укажем на общие особенности исторических процессов древневосточных куль­тур и отдельных регионов.

  • В традиционных обществах отсутствует динамика разви­тия исторических процессов. Время в них как бы застыло. Ци­вилизация стабильна на протяжении нескольких тысяч лет, отличается большой устойчивостью.
  • Человек в обществах традиционного типа как личность тесно связан с социальной группой, подчинен ей. Такой со­циальной группой может быть род, община, каста, клан, за которыми закреплен определенный вид деятельности. При­мером может служить кастовая система в Индии, жреческое сословие в Египте. И хотя в древнем Китае действовала опре­деленная система отбора чиновников, человек все равно упо­доблялся пловцу в лодке без весел, стремящемуся соблюдать закон Неба, знать ритуал, пройти длительный путь к идеалу «благородного мужа».
  • Мышление человека Древнего Востока характеризуется единством природного и общественного. Япония — страна Вос­ходящего Солнца, Китай — Великая Поднебесная и т.п. В по­нятие «природа» входило и понятие человеческой природы. Это объяснялось отсутствием экологических проблем, особы­ми географическими условиями, природным равновесием.
  • Гармония человека и природы привела к таким свойствен­ным древневосточным культурам-феноменам, как йога, дзен-буддизм, камасутра. Эти явления духовной культуры были на­правлены на гармонизацию отношений человека с природой, расширению физических и психических возможностей орга­низма.

  • Мифология и религия определяли мироощущение чело­века традиционного общества. У всех народов Древнего Вос­тока есть мифы о происхождении мира, о возникновении че­ловека, о появлении богов, о культурном герое. Синтоизм, даосизм, конфуцианство, индуизм, буддизм — одно это дале­ко не полное перечисление религий стран Древнего Востока говорит о религиозно — мифологическом сознании челове­ка этого общества. Многие из этих религий и сейчас опреде­ляют характер культуры Японии, Индии, Китая и других стран Востока. Картина мира, каким представлял его человек в обществах традиционного типа, определялась мифологией и религией.
  • Окружающий мир одушевлен, очеловечен, населен духами и божествами гор, рек, лесов и т.п. Причинно-следственные связи не имеют в этой картине особого значения. Бытие че­ловека гармонизировано этими, в основном добрыми духами и божествами, конфликты случайны.

В культурологической литературе последних лет существу­ет установившиеся представления об отличительных чертах во­сточною и западного (европейского) способа мышления. Во­сточный стиль мышления характеризуется созерцательным, спокойным отношением к миру. Соблюдает принцип невме­шательства в природу, обожествляется все живое. Фигура муд­реца, который прислушивается к себе и пытается через себя познать окружающий мир, является центральной в древнево­сточной философии. На первый план выступает не онтологи­ческая или гносеологическая проблематика, а этическая, нрав­ственная сторона жизни. Будда — это не бог, а мудрец, открыв­ший главные истины бытия и достигший просветления, выс­шей мудрости. Конфуций, философские идеи которого сыг­рали огромную роль в культуре Древнего Китая, создал скорее этическую, чем религиозную систему. Напознание глубин че­ловеческой психологии и нравственности был направлен ин­дуизм и чаньбуддизм, даосизм, и конфуцианство.

Доминирующее значение образного мышления, характер­ное для культур Древнего Востока, нашло свое отражение в сво­еобразии и символичности искусства (искусство написания иероглифов в Китае и Японии, искусство танца в Индии).

Общие для традиционных культур Востока, черты опре­деляются понятием традиционализма. Но это не исключает и значительных различий в путях развития этих культур. Как подчеркивают многие культурологи, Египет, Индия и Китай развивались очень самобытно. Будда и Конфуций, библейские мудрецы и Зороастра (За-ратуштра), а также великие книги, в которых были изложе­ны их учения: Веды, Коран и Библия, навсегда останутся в истории человечества. Именно в этих книгах открывалось понятие истины, появились темы, идеи, сюжеты, ставшие веч­ными для духовной культуры последующих эпох.

ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Древний Ближний Восток и древнее египетское искусство

Читайте продолжение темы «Культура Древнего Востока»:
Древний Египет 
Культура Древнего Китая
Культура Древней Индии

Читайте также:
Первобытная культура
Античная культура
Средневековая культура
Культура Западноевропейского Возрождения
Культурное значение Реформации 
Культура Нового Времени 

Сохранить

Сохранить

   

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей в соцсетях:

   

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *