Культура Древней Греции
Все статьи сайта → Культурология → Исторические типы культуры → Культура Древней Греции
Чтобы понять причины расцвета древнегреческой культуры, нужно знать ее полисный характер. Полис — это город-государство . Он представлял собой сравнительно небольшой коллектив полноправных граждан: несколько десятков тысяч человек, часто значительно меньше. Гражданский коллектив монополизировал в своих руках владение землей. Ополчение граждан-земледельцев, вооружавшихся на свои собственные средства, было ядром вооруженных сил полиса. Граждане полиса держали в своих руках основную часть жизненно важных для функционирования экономики рабов (например, в Афинах было 90 тыс. свободных граждан и 360 тыс. рабов). Воля большинства гражданского коллектива определяла внешнюю политику полиса.
Все дела полиса решались на заседании народного собрания. Это обстоятельство также диктовало определенную ограниченность территории и численности граждан. Пока гражданский коллектив защищал свое право влиять на государственные дела, государство не могло перерасти рамки полиса. Без определенного минимума гражданской активности полис вообще не мог существовать.
Своими корнями полис уходил в доклассовую племенную эпоху. Стремление племени завоевателей, находящихся на грани перехода к государственному быту, сохранить элементы племенной демократии, не допускать в своей среде слишком резкого неравенства и в то же время успешно эксплуатировать покоренное население, было вполне естественным и широко распространенно в истории человечества.
Самыми крупными полисами были Спарта, потом Афины, Сиракузы, Коринф. Нередко они между собой воевали. Мужское население истреблялось, женщины и дети продавались в рабство. Однако, присоединение завоеванных полисов и территорий в Древней Греции не было принято. Грекам мысль о единстве и объединении казалась нестерпимой. Дело в том, что в объединенной Греции они опасались потерять самое для себя драгоценное — свободу. Полисная жизнь для них была непременным условием их подлинной свободы.
Как понимали в Древней Греции свободу? Прежде всего как независимость ни от чего внешнего. Достижение согласия с самим собой, достижение внутренней гармонии. Но свобода не в каком-то уединении или изоляции человека от других людей. Аристотель называет человека существом общественным и политическим, то есть — полисным. Именно в полисе, в городе, как общении, человек приходит к самому себе, соответствует своей природе. Полис был для грека возможностью реализовать свою свободу. Такое отношение к своему государству для нас непривычно. Сейчас нам странно, точнее трудно представить, что отношение греков к своему полису (городу) было пронизано теплотой, чуть ли не интимностью. В полисной жизни человек чувствовал себя так, как мы чувствуем себя в своем домашнем кругу, среди родных и близких.
Полисные обязанности: управление своим государством, выполнение своего долга, участие в культовых действиях. Сельскохозяйственные работы, ремесло и торговля, хотя и составляли материальную основу существования полиса, собственно в полисную жизнь не входили. Это были так называемые низменные занятия. Они не выводили человека в сферу свободы.
Полисный человек в полном смысле должен быть «мужем совета» и «мужем войны», то есть воином и государственным деятелем. Великий полководец и мудрый законодатель (политик) могли быть в Древней Греции одним и тем же лицом (например: Перикл, Александр Македонский). Бюрократии в полисах не было, как и постоянной армии, профессиональных политиков или государственного аппарата. Все значимые должности были выборными. Каждый гражданин в полисе с демократическим устройством имел право и обязан был участвовать в народном собрании. За свою жизнь он неоднократно избирался в различные органы власти, успевал побывать и начальником и подчиненным, и должностным лицом, и частным человеком. Его частная жизнь — хозяйство, семейные заботы, досуг — обязательно дополнялась государственными заботами. Причем некоторые из них сегодня не воспринимаются как явление государственной жизни. Например, театр.
Главными сферами греческой культуры становятся философия и искусство. Они вырастают из мифологии и пользуются ее образами. Но вместе с тем они приобретают значение, выходящее за ее пределы. Древнегреческая философия — дитя мифологии — создала принципиально отличный от мифологического тип мышления. Мифологическое сознание удовлетворяется описаниями, философское же требует доказательств. Философское мышление стремится дать объяснение действительности путем рационального, логического рассуждения с помощью абстрактных понятий. Философия считает необходимым четко отличать факты и логические выводы от вымыслов и предположений; вместе с ней развиваются и зачатки научных знаний — астрономии, математики, биологии, медицины.
В древнегреческой культуре можно выделить три знаковых фигуры, три типа личности или человеческого архетипа. Это герой, раб и человек «золотой середины». Героизм делает человека свободным. Для античности герой был самым достойным из людей, человеком по преимуществу. Можно даже утверждать, что греческая культура была героична. Всем известны подвиги Геракла, Ахиллеса, Прометея. Герой — это и не совсем человек, и не совсем божество — это что-то среднее. Герой всегда родственник богов, рожденный или смертной женщиной от бога (Геракл) или богиней от смертного (Ахиллес). Своей мощью, величием, мудростью герой может быть равным богам. На более высоком уровне — герой — жертва обстоятельств. Жизнь и смерть героя — это скорее самопожертвование (Прометей). Герой нередко становится царем. Он первый среди равных, выбранный или признанный другим (Агамемнон). Героическое обретается человеком через битву, через поединок с равным ему соперником.
Геракл посмертно причислен к сонму Олимпийских богов, так как он совершал подвиги в основном в борьбе с природными силами (гидра, лев, Авгиевы конюшни), но он не бился с себе равными. В нем меньше от героя, больше от богов.
Герою нужен другой герой, чтобы быть первым среди равных. Герои — всегда избранное меньшинство, но в то же время и сообщество. Царь-бог царствует по праву происхождения, а царь-герой — по праву копья, подкрепленного происхождением. Царь-бог восседает на троне с седой бородой, с посохом в руке, а царь-герой на коне, в шлеме и в доспехах.
Второй тип индивидуальности, кроме героя — раб. Рабы — тоже люди. Они служат царю. Быть рабом унизительно. Раб как бы человек низшей природы. Но статус раба в Древней Греции очень неустойчив. Аристотель пишет, что раб — такой же член семьи, как муж и дети. Если так, то раб прежде всего человек, а потом уже все остальное. Рабство возникает потому, что есть героизм. На одном полюсе человек пытается себя преодолеть, превозмочь — и он герой. На другом — он ничтожное существо — раб. Но перед судьбой они равны. Только, если герой сумел противостоять судьбе, то раб — человек, судьбой перечеркнутый.
Герой — это человек, рабство в себе изживший, раб же его принимает и уживается с ним. Герои в архаическом сознании невероятно сильны, ловки, дальновидны — они побеждают врага, равного себе соперника, раб же слаб.
Между этими полюсами — раб-герой, лежит еще один тип древнегреческого общества — человек золотой середины. Он вправе сказать о себе: «Я человек и ничто человеческое мне не чуждо». Или: «Я герой, но в меру; я раб, но не слишком». Житейская мудрость и здравый смысл — вот те боги, которым он поклоняется. Человек золотой середины пытается ужиться с судьбой. Его жизнь проходит по формуле: «Пока я существую — судьбы нет, когда она появится — не будет меня». Единоборство с судьбой для него исключено. Он знает, что судьба способна сделать из человека раба. Но это не означает, что он живет как страус, засунув голову в песок. Он стоек перед лицом невзгод и опасностей, у него есть мужество, но его претензии далеко не распространяются. Он живет спокойно и рассудительно, невозмутимо.
Агонистика — понятие, обозначающее состязание, борьбу, спорт, опасность, соревнования, соперничество. Агонистика пронизывала все сферы жизни древних греков: военную, спортивную, культурную, политическую, судебную. «Вечно блистать, над собой никакого не знать превосходства» — писал Гесиод об идеале древнего грека.
Военные сражения во многом раскрывали дух соперничества. Но с не меньшим накалом проходили у греков спортивные соревнования, в ходе олимпийских игр проводились состязания поэтов, ораторов, драматургов. Греки соревновались о выращивании урожая, в искусстве, спорте и т.п. Почести, которыми награждались победители, считались божественными. В политической борьбе применялось оружие остракизма — изгнание противников за пределы города.
«Агональный» или состязательный дух во имя стяжания сливы, высокая оценка свободы, внешним выражением которой была греческая демократия, стали отличительными чертами характера древних эллинов. Эти черты национального характера греков, требовавшие огромного напряжения духовных и физических сил, способствовали достижению многих выдающихся результатов в различных областях жизни и культуры.
Одиссей говорит как о чем-то естественном о соревнованиях при сельскохозяйственных работах. Соревновательный характер воспитания воинов в древней Спарте граничил с жестокостью.
В «Илиаде» и «Одиссее» описываются состязания, являющиеся демонстрацией богатства, досуга и энергии господствующей верхушки. Видимо, состязательность, соперничество, расценивались как проявление «лучшего», специфически аристократического образа жизни. Следует отметить, что в центре внимания состязающихся, в том числе и спорте, была не выгода, а успех, слава. Так, победа на общегреческих играх рассматривалась как успех всего города — родины победителя, который в виде награды получал лишь лавровый венок. Победитель получал право воздвигнуть монумент в честь своей победы на месте, где она одержана, или у себя на родине.
Грек не ждал лучших времен или обстоятельств, чтобы проявить себя. Он не оправдывал свое бездействие тем, что нет подходящих условий или людей, способных оценить и поддержать его. Натура древнего грека искала реализации, как говорится «здесь и теперь», а не «завтра», да чтобы «всем вместе». Он действовал безоглядно, не озираясь на правила или инструкции. Дух грека возбуждался самой природой. Море, небольшие острова, расположенные в пределах видим оста. Слабохолмистая местность делала для него мир доступным и понятным. Он земледелец и моряк. Но далеко греки не плавали. За Гибралтаром для них начинался не просто океан, а Хаос, и туда они не совались. Конечно, небольшой клочок пространства самой Греции стеснял активность личности. Но греки это преодолевали колонизацией: далеко за пределами Греции были основаны сотни колоний.
Выдающиеся личности Древней Греции
Сократ (470-399 гг. до н.э.) — был славой Афин. Он был убежден, что истина рождается в сопоставлении противоположных мнений. Он ходил по улицам и площадям Афин, убеждая граждан больше задумываться над своей жизнью, прислушиваться к голосу совести. Он «опустил философию с небес на землю», обратил внимание на человека, его душу, указал на связь общественного порядка с нравственными ценностями. Философия для него — это самопознание человека.
Протагор (ок.480 — ок. 410 гг. до н.э.) — выдающийся философ Древней Греции. Ему принадлежат слова: «Человек есть мера всех вещей». Эта мысль стала первым провозглашением в истории европейской культуры идей гуманизма.
Пифагор (VI век до н.э.) — знаменитый математик, считал число основой всего существующего.
Гераклит (кон VI — нач.твв. до н.э.) — философ, ученый, первоначалом всего сущего считал огонь. Все рождено борьбой противоположностей, «все течет, все меняется».
Демокрит — родоначальник атомистической концепции. «В мире есть только атомы и пустота», — самое сжатое определение науки.
Анаксагор (ок.500-428 гг. до н.э.) — философ, ученый. По его мнению, исходное состояние мира составляет неподвижную смесь неразрушимых элементов — «семян вещей».
Платон — открыл европейской культуре мир идей, который существует за пределами видимого мира. Платон (427-347 гг. до н.э.) — это «царь» философской мысли. Он создал учение об идеальном государстве, высказал мысль о сущности человека, написал книгу «Законы», в которой изобразил жизнь тоталитарного государства. Действительным миром Платон считал идеи, а чувственный мир — копией мира идей.
Аристотель — ученик Платона, отошедший потом от учений своего учителя. Аристотель пытался создать логически стройную аргументированную картину мира. Бог Платона был идеальным математиком, а Бог Аристотеля — идеальным логиком. Свое учение о законах человеческого мышления он изложил в научном труде под названием «Органон». Политические взгляды Аристотеля были интересны. Платон был против частной собственности в идеальном государстве, Аристотель — за. Он признавал образцовым государство, где способствует среднее сословие, где умеренной собственностью должен владеть каждый. Наиболее приемлемая форма государства, по его мнению, абсолютная монархия.
Аристотель воспитал великого полководца — Александра Македонского. Тот и осуществил идею всемирной монархии. Александр Македонский стал рассматривать отдельные страны как часть мирового пространства. Уже будучи царем, он был полон решимости устранить все националистические предрассудки. Ему виделись слитыми воедино Запад и Восток. Он дошел до Индии, завоевал Египет, создал огромную империю. В завоеванных странах строил города по типу греческих, вел с собой греков-ученых, писателей, считая, что выполняет великую миссию освобождения и приобщения народов к сверхдержаве.
Культура Древней Греции стала прообразом развития европейской и, следовательно, мировой культуры. Платоновская академия и Лицей Аристотеля стали прообразами профессиональных исследований, а деятельность Сократа — образцом внеакадемического философствования. Александр создал научный центр в Александрии (Египет) с огромной библиотекой, лабораториями, зоопарком и ботаническим садом. Там работали Эвклид и Архимед.
Итак, Древняя Греция — колыбель европейской цивилизации. Основанием для такого утверждения является тот факт, что многие идеи, определившие собой своеобразие европейской цивилизации, были рождены в Элладе. Это касается и философских, и научных, и политических, и нравственно-эстетических взглядов.
1. Афонин В. А., Афонин Ю. В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. — Луганск: Элтон-2, 2008. — 296 с.
Читайте продолжение темы «Античная культура»:
Античная культура
Культура Древнего Рима
Читайте также:
Первобытная культура
Культура Древнего Востока
Средневековая культура
Культура и протофилософия Древней Месопотамии
Культура Западноевропейского Возрождения
Культурное значение Реформации
Культура Нового Времени
Западноевропейская культура XIX века
Культура Европы рубежа XIX-XX веков
Культура Европы XX века
Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей в соцсетях:
3 комментария
Анонимный
скажите, пожалуйста, какие источники у этой информации?
admin
Афонин В. А., Афонин Ю. В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. — Луганск: Элтон-2, 2008. — 296 с.
Referat MD
Cпасибо за информацию.