Художественная культура России «Серебряного века»
Все статьи сайта → Культурология → Культура России → Художественная культура России «Серебряного века»
«Серебряный век» — это стык двух веков в истории России: XIX и XX. В это время появляются такие художественные произведения, как «Воскресенье» и «Живой труп» Л.Толстого, великим писателем становится А.П.Чехов, публикуются повести и рассказы В.Короленко, А.Серафимовича, Гарина-Михайловского, М.Горького, Л.Андреева. Заявляют о себе ранней прозой И.Бунин, печатаются А.Куприн и В.Вересаев. В это время расцветает и театральное искусство. Имена К.Станиславского, Ф.Шаляпина, М.Ермолаевой приносят славу русскому искусству. А музыкальные произведения А.Скрябина и С.Рахманинова отличается таким новаторством и глубиной, что определяет развитие мировой культуры на многие годы вперед. Новые течения возникают и в русском изобразительном искусстве.
В художественной культуре России появляется большое количество направлений, группировок, объединений, ассоциаций, которые выдвигают собственные творческие программы. Восприятие мира становится более свободным, личность художника все более раскрепощается. Многие писатели и художники предпринимают попытку «сконструировать жизнь», представить ее такой, какой она «должна быть». Жесткие рамки критического реализма ослабевают.
Все это было подготовлено революционной ситуацией в России и буржуазно-демократической революцией 1905 г. Многие русские писатели обратились к драматургии как жанру литературного творчества, способного наиболее полно отразить социальные проблемы. Театр как искусство обретает большую популярность.
Ставятся пьесы А.Толстого, М.Горького, А.Андреева, А.Чехова. «Чайка», «Дети Ванюшина», «Васса Железнова», «На дне» — можно продолжать список наиболее заметных драматургических произведений.
В культуре «серебряного века» большое место занимают философско-этические проблемы. «Что лучше, истина или сострадание?» — так ставит вопрос М.Горький в пьесе «На дне». Эта тема уже звучала в романах Ф.Достоевского, с особой силой она раскрыта в романе Л.Толстого «Воскресенье».
Критика социальной обстановки в России в этот период превращается в критику бытия в целом. «Космическим пессимизмом» отличается творчество Л.Андреева. Нотки безверия, отчаяния звучат в его произведениях, смыкая с писателями русского модернизма.
В русской художественной культуре, в частности в литературе, возникает новое художественное направление — модернизм. Он явился результатом поисков нового способа освоения мира. Часть русской интеллигенции верила, что можно иметь непосредственный, наивный взгляд на природу. Отказавшись от анализа общественных отношений и сложности человеческой психики, эта часть искала утешения в «тихой поэзии повседневности». Другая часть считала, что искусство должно стремиться к накалу чувств и страстей, что художественный образ в искусстве должен стать символом, рождающим сложные ассоциации. Возник символизм, как художественное течение в русской поэзии. Его черты проявились в творчестве таких символистов начала XX века, как В.Брюсов, А.Блок, Вяч.Иванов, А.Белый. Их кредо: материальный мир — это только маска, сквозь которую просвечивает иной мир духа. Образы маски, таинственной незнакомки, прекрасной дамы часто появляются в поэзии и прозе символистов. Окружающий мир в их произведениях рисуется как нечто иллюзорное, хаотичное, как низшая реальность по отношению к миру идей.
В первом десятилетии XX века, наряду с символизмом, появляется и пролетарская поэзия — массовая, близкая к городским низам, рабочим. Эта поэзия наполнена революционными настроениями, авторами нередко являются сами рабочие, стихи которых печатаются в журнале легального марксизма «Жизнь». Писатели и поэты этого направления группируются вокруг М.Горького.
После поражения революции 1905 года в русском художественном сознании усилились настроения пессимизма. Это характерно для творческого пути Л.Андреева. Но постепенно намечался выход из декадентских творческих установок. В творчестве И.Бунина, А.Куприна формировались новые формы романтизма. Поиски новых форм отражения внутреннего мира человека воплотились в акмеизме и футуризме — новых постсимволических течениях.
Поэты — акмеисты: Н.Гумилев, А.Ахматова, Г.Иванов, М.Зенькович в своем творчестве противопоставляли мистическим устремлениям символизма стихию естественной природы и жизни, «цветущую силу» жизни, конкретно-чувственное восприятие мира вещей и природы.
Футуристы: Д.Бурлюк, А.Крученых, В.Каменский, ранний В.Маяковский ориентировались на язык улицы, рекламу, лубок, городской фольклор и плакат. Они стремились разрушить грань между искусством и жизнью, считали себя провозвестниками будущего.
Тенденции символистов проявились и в живописи. В это время своего расцвета достигает творчество крупнейшего русского художника — Михаила Врубеля. Художник в поиске истины и красоты, в его картинах фантазия соединена с реальностью, его красота — это мечта, не так просто найти в противоречивой окружающей действительности. Другим важнейшим живописцем был Валентин Серов — продолжатель лучших традиций передвижничества. Творчество художников М.В.Нестерова, К.А.Коровина, АП.Ряпушкина, Н.К.Рериха, И.Левитана развивается на стыке веков в лучших традициях реалистического искусства. Скульптура этого периода также отличается богатством. Это творчество А.С.Голубкиной, С.Г.Коненкова, П.Трубецкого.
Следует подчеркнуть, что все эти процессы в художественной культуре России происходили в русле социально-исторического контекста. Основные темы этого времени: Россия и свобода, интеллигенция и революция. «Левые» направления в искусстве нашли свое воплощение в авангардизме. Авангардизмом именовались те художественные течения начала XX века, которые стремились к коренному обновлению художественной практики, к разрыву с традициями, в том числе и с реализмом. Авангардисты искали новые, необычные средства выражения и формы произведений, новые аспекты взаимоотношений художника с жизнью. Другие направления в русской художественной культуре проявляли повышенный интерес к историческому прошлому русской культуры, к художественным традициям. Художники этого направления объединились вокруг журнала «Мир искусства».
Ряд художников в атмосфере послереволюционных лет высказывают свое недоверие к жизни, сосредотачивают свое внимание на форме, реализуют новый эстетический идеал современного модернизма. Возникают и развиваются известные всему миру школы русского авангарда, которые основаны на творчестве В.Е.Татлина, В.В.Кандинского, К.С.Малевича. В 1911 г. возникает сообщество художников, получивших название «Бубновый Валет». В него входили П.П.Кончаловский, И.И.Машков, М.Ф.Ларионов, М.Шагал. Их творчество носило бунтарский характер, отличалось формальными исканиями, направленными против сложившихся норм художественного творчества.
В общем художественная культура «серебряного века» — явление противоречивое и многогранное. Время между двумя революциями (1905 — 1917) было сложным, духовный кризис охватил значительную часть творческой интеллигенции, что нашло отражение в русском искусстве. Неприятие ценностей буржуазной культуры и цивилизации, отрицание современных порядков и предчувствие перемен — характерная содержательная сторона русской культуры этого периода. Литература, живопись, театр и музыка «серебряного века» стали своеобразным прообразом искусства XX столетия, отразив противоречивый и сложный характер культуры.
Две страшнейшие в истории человечества мировых войны, политические перевороты и революции, установление жестокого авторитарного режима в России определили дальнейшее развитие русской культуры XX столетия.
Читайте также:
Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей в соцсетях:
2 комментария
Eu Cigs
Спасибо!
admin
Благодарим!