Предмет истории философии

 
   

Все статьи сайтаФилософия Предмет истории философии

Достичь вершины современной философии невозможно, если не преодолеть определенный путь, не пройти школу мысли и чувства, которые существуют в истории философии. Философия — не собрание истин, легких для понимания и запоминания, а динамический, светоносный мир понятий и идей, вопросов и проблем, сомнений и убеждений. Научиться хорошо ориентироваться в мире философии дело непростое. История философии, подчеркивал философ Алексей Лосев, база духовной культуры в целом. Однако глубоко понять историю философии невозможно без выяснения вопроса, что такое философия. В данной статье мы попытаемся это выяснить и кратко определить предмет истории философии.

Существует множество определений философии: наука наук, методология научного познания, экзотическая разновидность мудрствования, не имеющая отношения к реальной жизни и др. Философия — учение о всеобщем в системе человек — мир. Всеобщее тут понимается как то, что тесно связано с конкретным. В сфере конкретного — жизненный корень философии. Всеобщее осмысливается  в философии в форме целостного представления различных фрагментов бытия. Не случайно философию трактуют как науку о мире.

Целостность — наиболее важная черта истинно философских суждений. Известный немецкий философ Эдмунд Гуссерль, подчеркивая такую особенность философии, отмечал, что философия является свободной, универсальной теоретической рефлексией, то есть суждением, поиском целостности. Предназначение философии, по мнению Мартина Хайдеггера, заключается в поиске судьбы человека. Человек философствует потому, что он человек. Пытаясь ответить на вечные вопросы, что такое человек, в чем его сущность, что такое смерть, философы спорили друг с другом, писали философские трактаты, аргументируя собственную точку зрения, формулировали антропологические концепции. Дискуссии и споры — важная составляющая часть предмета истории философии.

На протяжении веков в процессе развития философии, особенно с начала XVIII в., активно обсуждаются вопросы соотношения философского, научного и гуманитарного знания, ведутся диалоги выдающихся представителей философской мысли и известных природоведов по поводу объективности научного исследования законов природы, соотношения философии и природоведения и др. Исследование философских диалогов — предмет истории философии.

Немецкий философ Георг Гегель писал, что человек, который живет в нормальных материальных условиях, обычно не задумывается, как устроено общество, так же как здоровый человек не задумывается над механизмом пищеварения, пока оно в порядке. Когда возникают социальные проблемы, люди активно приобщаются к политике и выходят на улицу с протестами. Философы всех времен и народов активно обсуждали проблемы общественной жизни, старались выяснить причины социального неравенства, общественных катаклизмов, социальных революций, вели диалоги по поводу оптимального государственного устройства, формулировали концепции идеального государства (Платон). Высказано множество социальных идей, программ, проектов, футурологических рекомендаций. Анализ различных социальных и философских представлений — предмет истории философии.

В философских системах Древнего Китая, Древней Индии, Древней Греции обсуждались проблемы познания мира. Изучение познавательных возможностей человеческого разума продолжались в эпоху Средневековья и с XVII в. до современности. Ставится вопрос: способен ли человеческий разум постичь тайны бытия, составить адекватные представления о мире, в котором живут люди?

Эпистемологическая проблематика породила множественные школы внутри гносеологии и в философии: сенсуализм, рационализм, фидеизм, агностицизм и др. Страстные дискуссии по эпистемологическим проблемам ведутся не только философами, природоведами, но и людьми, далекими от философии. Человек воспринимает мир таким, каким он ему кажется. Но часто привычный для человека мир вещей проявляет непонятные для человека свойства и тем самым вызывает глубокие философские размышления. В конце ХХ в. не случайно у человечества появляется интерес к магии, астрологии, спиритизму и другим вненаучным формам мышления. Философы пытаются понять такие формы духовной деятельности, которые имеют древние исторические традиции в обществе. Осмысление представлений о мире и человеке, окружающем мире человека — так же предмет истории философии.

Философия как специфическая форма духовной деятельности и не только анализирует и синтезирует научные и вненаучные формы мышления, но и самоопределяется с помощью отношения к тем или другим историческим типам мировоззрения, обобщая с целью собственной мировоззренческой направленности факты, знания, события, составляющие основу качественно разный теорий, концепций, мировоззрения. Философия теоретически подытоживает исторический опыт, повседневный опыт человечества, научные и жизненные формы мировосприятия исторически определенного времени, осмысливает природу религиозного сознания, феномен научного знания и тем самым выступает теоретически обоснованным мировоззрением, которое обладает внутренними законами функционирования и развития общества. Исследование своеобразия национальных форм развития философии — наиболее важные задание и предмет истории философии как науки. 

Таким образом, подытоживая вышесказанное, выделим предмет истории философии:

  •  дискуссии и споры мыслителей и философов;
  • исследование философских диалогов;
  •  анализ различных социальных и философских представлений;
  •  осмысление представлений о мире и человеке, окружающем мире человека;
  • исследование своеобразия национальных форм развития философии.

Литература:

1. Історія філосоії: Підручник для вищої школи. — Х. : Прапор, 2003. — 768 с.

Читайте также:

Сохранить

   

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей в соцсетях:

   

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *