Характер и толкование содержания Библии и ее значение

     

Все статьи сайтаРелигиоведение → Характер и толкования содержания Библии и ее значение

Характер, содержание, толкование и значение Библии

Содержание Библии

Как Священное Писание, Библия имеет неисчерпаемое содержание. Она еще и потому является «книгой книг», что с каждым новым прочтением мы только углубляемся в новые слои этого содержания, никогда не достигая его окончательной глубины. Хотя бы в некой мере приблизиться к пониманию этого содержания можно лишь путем собственного чтения с должным отношением к этому. Мы же можем только напомнить внешние вехи этого содержания, и то только в самом общем виде.

В законодательных книгах главным является изложение содержания Божьих заповедей, которые Он давал людям: в Ветхом Завете — еврейскому народу через пророков; в Новом Завете — всему человечеству  через Христа. Пятикнижие Моисеево (или еврейская Тора) излагает как историю составления Завета между Богом и избранным им народом, начиная от Ноя и Авраама до Моисея (это главным образом книги Бытие и Исход), так и сами заповеди. Заповеди, касающиеся богослужения, обрядов, норм и правил жизни человека (правила относительно пищи, одежды, судопроизводства и т.д.), то есть собственно Моисеев Закон до сих пор является фундаментом иудаизма и еврейского образа жизни.



Христианство не требует соблюдения всех этих многочисленных правил. Оно воспринимает только знаменитые Десять заповедей (Декалог), рассматривая их с точки зрения Нового Завета (например, четвертая заповедь трансформируется в празднование воскресенья и христианских праздников). Эти заповеди делятся на две скрижали (таблицы) соответственно двум видам любви — любви к Богу и любви к ближнему, а потому и двум отличиям обязанностей. Вот они:

«1. Я Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему.

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.» (Исх. 20, 2-17).

Евангелие не имеют детализированных предписаний, регулирующих каждый шаг жизни человека. Новый Завет делает упор на внутреннем чувстве человека, обращается к его сердцу, требует сделать моральный выбор. Нагорная проповедь Христа углубляет Синайские заповеди, предупреждая человека уже не против действий, а против чувств, которые эти действия порождают. Сердцевиной этой проповеди являются девять заповедей блаженства:

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.»
(Св. Евангелие от Матфея 5:3-12).

Священная история, т. е. история создания Богом земли и людей и взаимоотношений между Богом и людьми, начинает повествоваться с первой книги — книги Бытия. Именно здесь идет речь о шести днях творения, об Адаме и Еве, о великом потопе и Ное, о патриархах Аврааме, Исааке, Иакове и заветах Господа с ними. Книга Исход и другие книги Моисея повествуют о выходе евреев из Египта и их путешествии по пустыне, о становлении законодательства на горе Синай. Следующие исторические книги Ветхого Завета содержат историю еврейского народа и государства во взаимоотношениях с соседними народами и государствами от обретения евреями Палестины, периода судей, становления царства Израиля, его распада и подчинения ассирийцами и вавилонянами, неволи и возвращения из нее. В неканонических книгах Маккавеев эта история доводится до III-II вв. до н.э.

История в Новом Завете, конечно, значительно короче. Это история рождения, земной жизни, крестных страданий и воскресения Иисуса Христа, история первобытных христианских общин и деяний апостолов — в целом это несколько десятилетий I в. новой эры. Однако в этом коротком промежутке времени сконцентрированы события действительно общечеловеческого значения, а факты, которые с общеисторической точки зрения не вызывают особого внимания, являются важнейшими свидетельствами религиозного опыта.

Попутно рассмотрим вопрос о некоторых разногласиях в представлении фактов, которые имеют место как в Ветхом (напр., изложения двух версий сотворения мира и человека), так и в Новом Завете (две родословные Иисуса, различные сказания о Его рождении, о суде и казни и т. п.). С критически-научной точки зрения это объясняется механическим сочетанием различных источников библейского текста. Церковная традиция, как правило, отвергает тезис о противоречивости библейских текстов, рассматривая различные версии или как дополняющие друг друга, или как символически отражающие потаенный смысл событий в разных образах, но во всяком случае требуя подходить к Священному Писанию без претензий на абсолютность логического анализа того, что обычной человеческой логике не доступно.

Среди учебно-поэтических книг Ветхого Завета исключительное место занимает Псалтырь. Греческое слово «псалмос» переводится как «натягивания лука», а также «игра на струнных инструментах» типа арфы и пение под аккомпанемент; «псалтырион» (отсюда рус. «псалтырь») является названием струнного музыкального инструмента. Это сборник поэтических произведений, которые исполнялись в храме, и сейчас широко используются в богослужениях и молитвах, поскольку многие из них являются совершенными образцами молитвенных обращений и восхвалений к Господу. Автором большинства псалмов считается царь Давид.



Глубоким философским содержанием — правда, довольно трагическим и скептическим, — отличаются книги Проповедника (Екклесиаста) и Иова. Главный рефрен Экклезиаста: «суета сует — всё суета» и «нет ничего нового под солнцем» (Еккл. 1, 2, 9). Другие крылатые выражения из этой книги: «вернуться на круги своя», «во многой мудрости много печали», «кто умножает познание, умножает скорбь», «всему свое время», «кто копает яму, тот упадет в нее» и др. В целом это очень пессимистичное произведение. Но не следует упрощать его содержание.

Пророческие книги очень богаты по своему содержанию, но главным, что и дает им название, являются именно пророчества, то есть предсказания конкретных исторических событий (например, разрушение Тира, Ниневии, Вавилона) или явлений будущей священной истории (воскрешения, страшного суда и т.п.). Важную роль в становлении христианства сыграли пророчества Ветхого Завета о Христе (о времени Его появления у пророка Даниила, о месте рождения — у Михея, о непорочном зачатии — у Исаии, об обстоятельствах смерти — у Захарии и в Псалмах).

Научная критика чаще отвергает саму возможность таких предсказаний, утверждая, что оправдание пророчеств является лишь доказательством того, что эти тексты написаны после соответствующих событий. Религиозная традиция настаивает на истинности библейских пророчеств. Впрочем, существование провидцев, то есть людей, которые имеют возможности видеть то, что недоступно другим, обычным людям, сегодня не вызывает сомнения, хотя и не имеет еще окончательного научного объяснения. Поэтому к библейским пророчествам следует относиться с должным вниманием, учитывая только их образность и иногда определенную туманность.

Особое место среди пророческих книг занимают апокалипсисы (греч. αποκαλυψις - открытие, откровение). Они отличаются исключительно мистическим и символическим характером, таинственным смыслом. Наиболее известным является Апокалипсис (Откровение) Иоанна Богослова, среди книг Ветхого Завета — это отдельные главы книги Даниила, а также неканоническая 3-я книга Эздры.

Библия в церковном и личном восприятии

Следует подчеркнуть, что Св. Писание входит в состав Св. Предания и не должно ему противопоставляться, как это делается протестантами. Собственно, канон священных книг, которые считаются боговдохновенными, устанавливается Св. Преданием и не может быть заверен никем другим, кроме Церкви. Отдельный человек может судить по своему личному вкусу о достоинствах и качества тех или иных книг, то есть об их человеческой природе, но их Божью природу устанавливает только сам Дух Божий, живущий в Церкви. Поэтому и личное чтение Св. Писания не может заменить его чтения в Церкви и его литургической роли. Однако существует и другая крайность — запрет читать Библию мирянам (как в католической церкви в Средневековье) — конечно, была противной духу свободной веры.

Изучая историю Библии, мы отмечаем, что Библия составлялась на протяжении веков из книг разных авторов, разных эпох, различного содержания, различных степеней откровения. Это не система и не завершенный логический трактат — это мозаика, конгломерат. Полнота Слова Божьего не во внешней завершенности очертания, которой нет, а во внутренней полноте, которая раскрывается в неразрывной связи с церковным преданием.

Слово Божие рассматривается как единый и приоритетный источник вероучения. Но именно Св. Писание должно осознаваться на почве Св. Предания, поскольку в нем продолжал жить Дух Божий, и поэтому это осознание должно согласовываться с толкованиями церкви. Этот принцип ограничивает личный произвол, делает человека ответственным не только перед личной совестью, но и перед Церковью, то есть совестью всех ее членов, хотя и не исключает личного отношения к Слову Божьему и личного усилия к его пониманию.

Толкования текста Библии

Много веков толкованием текста Библии занимались богословы и учителя церкви. Постепенно сложилась отдельная наука — екзегетика (с греч. — толковать) — раздел богословия, занимающийся трактовкой и толкованием смысла и содержания Библии. Прежде всего она занимается объяснением догматического и нравственного содержания отдельных заповедей, событий, притч и незначительных на первый взгляд деталей библейского текста. Эта литература по объему давно уже многократно превысила объем самой Библии.

Относительно толкования библейских чудес и других событий, которые трудно связываются с реальной действительностью, екзегетика использует буквалистский или аллегорически-символический подходы. Впрочем, требование буквального принятия на веру любого содержания не отвечало потребностям самой веры, потому как многие тексты, написанные хотя и Духом Божьим, но рукой человеческой, требовали учитывать именно несовершенство человеческого восприятия Божьей истины. Например, в описании дней творения в первой главе книги Бытия, очевидно, имеется в виду не человеческие дни, а промежутки времени, известны только Богу, что видно хотя бы из того, что саму смену дня и ночи Бог воспроизвел только на четвертый «день» своего творения. С другой стороны, чисто аллегорическое трактование Библии как «мира символического» (Г. СКОВОРОДА) тоже было неприемлемо в церковной традиции.

В XIX-XX вв. бурно развивается научная критика Библии, которая основывается на рационалистических началах. При этом либеральная екзегетика англиканской церкви и протестантизма еще пытается сохранить верность главным догматам христианства, в то время как научно-атеистическая критика направлена только на доведение несовместимости Библии и догматов веры с наукой и здравым смыслом.

Впрочем, между научным исследованием Библии и церковной экзегетикой совсем не обязательно должна быть пропасть. Наука, конечно, может использовать свои методы, достигать более точного понимания человеческой, исторической оболочки Библии, и эти результаты помогают религиозному восприятию смысла Слова Божьего. Научное исследование дает возможность и требует по-новому видеть священный текст, то есть обращать внимание не только на церковное, но и на научный перевод. История доказала, что абсолютное неприятие церковью научных достижений не приносит пользы ни науке, ни церкви. Этот губительный путь постепенно преодолевается, хотя говорить о гармонии в отношениях церкви и науки, в частности в подходе к Библии, пока рано.

Историческое значение Библии

Значение Библии для западной, собственно христианской, цивилизации нельзя преувеличить. Постепенно раскрывается и общечеловеческое значение этой книги. Сейчас она является бесспорным лидером среди печатных изданий. Она издана почти на 1800 языках и диалектах и ежегодно выпускается многомиллионными тиражами. Кроме того, каждый год выходят тысячи работ и сотни журналов, посвященных Библии.

Библия имеет значительное влияние во всех сферах человеческого творчества — в архитектуре, литературе, музыке. Установлено, например, что имеется более 2600 художественно ценных картин, которые посвящены только Христу Спасителю, где Он является центром композиции. Нет другой книги, которая бы вдохновила столько музыкантов и художников, книги, которая бы цитировалась так же часто.

Библия, точнее — христианское вероучение, безусловно, стоит у истоков современной европейской и американской государственности и общественного строя. Признанием этой роли Библии и ее значения как духовного авторитета является присяга, что дается на Библии главами многих государств. Впрочем, хватает сегодня и лицемерного, поверхностного, невнимательного отношения к Св. Писанию — современная секуляризованная цивилизация находит себе другие ценности. Но жизнеспособность Библии доказывается опытом новых и новых поколений, которые вновь и вновь тянутся к этой книге, отличая ее от других книг именно как Священное Писание.

Использованная литература:

1. Релігієзнавство: підручник для студентів вищих навчальних закладів / [Г. Є. Аляєв, О. В. Горбань, В. М. Мєшков та ін.; за заг. ред. проф. Г. Є. Аляєва]. — Полтава: ТОВ «АСМІ», 2012. — 228 с.

Читайте также:

1. Суть Библии, ее состав и структура 
2. История Библии 

Сохранить

     

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

 

Один комментарий

  • Николай Викторович Мигашкин

      Вселенский смысл христианского учения.  

     Сократа (5-ый век до н.э.) называют предтечей Иисуса Христа, так как его философия подготовила человека к постижению глубин смысла христианского учения. Сократ доказывал, мысли всегда должны соответствовать деятельности и меняющимся обстоятельствам. В процессе постоянного обновления мыслей, содержания деятельности в соответствии с изменяющимися обстоятельствами рождается истина и разум. Поэтому Дельфийский Оракул назвал Сократа самым мудрым человеком Греции.

    После прихода на Землю Сына Бога, Иисуса Христа (Первый н. э.) люди узнали о Вселенской любви, истине, о тождестве духовного и физического в разуме, как всеобщих законах существования мира духовного и физического. 

    Христианское учение содержит смыслы жизни для каждого человека, независимо от исторической эпохи, уровня культуры, возраста, национальности, принадлежности к религии или отсутствия таковой. В Заповеди Иисуса Христа: «Я есть путь, истина и жизнь» заложено содержание созидания  благополучной, счастливой жизни людей и человеческой цивилизации, как Царство Божье на Земле.

    Вселенский смысл христианского учения доказывает необходимость соблюдения тождества любви, истины и сохранённой жизни на Земле  во всех её проявлениях. Духовное, как основа разума, появляется в сознании только в свете Вселенской любви, которая через законы тождество и  подобия, рождает в разуме гармонию и всеобщие связи. Таковы источники появления интуиции в сознании, самоорганизации жизни организмов, сохранения качеств объектов физического мира.


    Духовное пространство является оживляющей сущностью физического мира, в котором постоянно происходят обновления, с учётом обратных связей и взаимной коррекции, рождая различия в протекании времени – духовное вечно, физическое тленно, чтобы снова возродится как птица Феникс. 


    Таковы и законы иммунитета, который за сотни тысячи лет сохранял, накапливал и воспроизводил жизнь с учётом изменившихся   обстоятельств. Христианское учение имеет Вселенский смысл, потому что доказывает: «Человек есть сначала разумное, а потом социальное и телесное существо»


    Всеобщие законы  духовного и физического являются основой смысла жизни для каждого человека и цивилизации в целом на Земле:

    - любой путь происходит в настоящем времени под воздействием любви, которая вызывает появление света истины, как предвосхищение будущего, появление планов для действий по обеспечению жизни и целостности имеющихся объектов, систем связей и отношений для сохранения прошлого;

    — свет любви в процессе настоящего времени поддерживается верой, которая обеспечивает реальность достижения близких и далёких целей в будущем, обеспечивая надёжность сохранения жизни в изменчивости обстоятельств.

    Рационализированное изложение этих законов сделал Гегель (18 –ый век). Любой мыслительный акт начинается с тезиса, в котором фиксируется отдельный признак предмета, отношения или явления. Реальность признака обнаруживается в наличии его значений в иных отношениях, которые фиксируются в антитезисе. Объективность познавательной деятельности фиксируется в синтезе, как способе сохранения прошлого с учётом нового блага. Благодаря Гегелю человечество получило возможность создавать представления  о взаимосвязи законов духовного и физического мира, как одного целого.

    Почему именно Гегель обнаружил   Вселенские законы, как тождественность познания, деятельности и существования обстоятельств духовного и физического мира? В 1793 году он закончил Тюбингенский институт, где изучал богословие и защитил магистерскую диссертацию, став магистром философских наук.

    Тождественность законов гносеологии, аксиологии (деятельности) и онтологии есть только в философии Гегеля. Удивительный факт, в его философских теориях, так же как и у Сократа, нет искусственных терминов, которыми «фарисеи и книжники» насыщают свои тексты.

    Способ познания Сократа способствовал бережному сохранению греческой культуры. Например, весь древнегреческий эпос органично вошёл в греческое православие, выполняя ещё один Вселенский смысл христианства: «Входите узкими дверями…» — через традиции семьи, национальной культуры и религии.

    Изложенные бытовым языком (отражающим культуру 1-го века, отсутствие искусственных терминов), содержание текстов  Евангелие («Доброе известие», или – «приятная, радостная, благая весть») обладают оживляющим воздействием на людей независимо от возраста, принадлежности к исторической эпохе и национальной культуре. Удивительный эффект возникает и в наше время при каждом повторном чтении текстов – они оживляют в нас новые смыслы, с учётом изменившегося жизненного опыта.

    Иисус Христос избрал почти всех Апостолов из бедных, незнатных родов. Даже по меркам своего времени, они были малограмотными. За три года они достигли духовных вершин мудрости, которая восхищает миллиарды людей уже более двух тысяч лет! Как стало возможным такое чудо?

    Оно имеет простое объяснение — все Апостолы знали какое-то ремесло и умели делать благо для людей, с учётом их потребностей. Творчество в практической деятельности есть основа разума Поэтому их сознание было готово «принять силу, когда сойдёт на них Дух Святой».

    Апостол, в переводе с греческого, означает «посланник» для создания Царства Божьего, об этом, как самом главном, говорил им Иисус в течении сорока дней после своего вознесении. Выполняя его волю, Апостолы проповедовали в десятках странах мира.

    Любовь, истина, разум содержат связь веры с жизнью, если она появляется, «то никто не закроет эту дверь» — сказано о ключе Давида в «Откровении» Иоанна Богослова. Апостолы доказали это на протяжении всей жизни и даже мучения перед смертью не смогли заставить их отказаться от разумности новых смыслов жизни.

    Духовный подвиг Апостолов повторяли не только отдельные верующие, но и большие группы, когда в какой-то религии подменяли связь веры с жизнью новыми обрядами и правилами церковной жизни. Например, старые православные выражали свой протест даже коллективными самосожжениями. Подобные основания становились причинами религиозных войн и расколов, оставляя в забвении связь веры с жизнью и создание Царства Божьего на Земле.

    Связь веры с жизнью, смысл жизни для каждого человека, способы организации духовного, разума и Царства Божьего, как путь спасения своей души, кратко изложены в содержании ключа Давида. :

    «Боже помоги нам ответственно, с любовью и бережно и ответственно относиться к богоподобной душе своей, источнику жизни в блаженстве, при наличии разума, духовного благополучия, духовного здоровья и внутренней веры. Дай стремления к радости, делать добро, справедливость в организации счастливой жизни и спасение своей души для жизни вечной и в блаженстве».

    Такова цель и других мировых религий, поэтому христианское учение раскрывает Вселенский смысл связи веры с жизнью. Рождество Христово — это великий праздник и торжественный день для всех людей планеты Земля.  

    Атеисты и толкователи (книжники, фарисее) извратила христианство. Говорят о Спасении, но внушают страхами грехов, от которых избавит Спаситель. Богоподобная душа, как источник жизни, интуиции и разума даже не упоминается! Это же она будет страдать от грехов наших! Царство Божие даже не упоминается как цель и способ организации счастливой жизни. Апостолы, как посланники для организации создания Царства Божьего, даже не упоминаются. Иисус Христос «смертью смерть поправ» показал реальность существования духовного мира.

    Понимание смысла христианского учения необходимо, чтобы сохранить цивилизацию на Земле от вирусных эпидемий – мутирующих Gofida. Причиной массового переселения народов, факты покидания городов, плодородных земель и даже исчезновение цивилизаций, были эпидемии.

    Эпидемии появлялись при обеднении духовного, ослабления влияния разума на свою жизнь. Стремление следовать только целям поддержания социального и телесного благополучия создаёт однообразие и тленность жизни самих людей. В эти периоды жизни, даже религии ориентировались только на строгое соблюдение обрядов, как упрощенных манипулятивных технологий.

    История повторяется. Основу манипулятивного управления составляют технологии плюрализма, от которых Иисус Христос стремился спасти евреев и человечество на Земле, оставив нам христианское учение. В настоящее время плюрализм проник во все стороны организации жизни, даже науку, сменив понятие гуманизм на термин толерантность.

    С уважением Николай Гаша (Параграф из книги «Интеллектуальный капитал, иммунитет здоровье»,305 стр.)


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *