Китайская философия. Философия в схемах и таблицах (Аблеев С. Р.)
Данная статья представляет собой часть 2-й главы книги Аблеева С. Р. «Философия в схемах таблицах». Речь пойдет о периодах развития китайской философии.
Все схемы и таблицы из главы продублированы ниже в текстовом формате для удобства нуждающихся или для тех, у кого нет возможности просматривать изображения.
Таблица 20
ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
1. ПЕРИОД ДРЕВНЕЙ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ — VI-III вв. до н. э.
2. СРЕДНЕВЕКОВЫЙ (ПОСТКЛАССИЧЕСКИЙ) ПЕРИОД — III в. до н. э. XIX в.
3. НОВЫЙ ПЕРИОД КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ — сер. XIX — 1919 г.
4. НОВЕЙШИЙ ПЕРИОД КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ — с 1919 г.
Схема 21
ДРЕВНЯЯ КИТАЙСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ, РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКАЯ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, ОКАЗАВШАЯ ВЛИЯНИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ
- «КНИГА ПЕСЕН»
- «КНИГА ИСТОРИИ»
- «КНИГА ПЕРЕМЕН»
- «КНИГА ОБРЯДОВ»
- ЛЕТОПИСЬ
- КОММЕНТАРИИ К «КНИГЕ ПЕРЕМЕН»
- ИСТОРИЧЕСКИЕ РУКОПИСИ
Схема 22
ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
ОСНОВНЫЕ:
- Натурфилософская школа (Инь-ян цзя) — Цзоу Янь;
- Конфуцианство (Кун Фу цзя) — Кун Фу-цзы (Конфуций);
- Даосизм (Дао дэ цзя) — Лао-цзы;
- Моизм (Мо цзя) — Мо-цзы;
- Школа логиков (Мин цзя) — Хуэй Ши, Гунсунь Лун;
- Легизм, или школа закона (Фац зя) — Шан Ян, Ли Сы, Хань Фэй-цзы.
МЕНЕЕ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ:
- Школа эклектиков (Цза цзя);
- Школа дипломатов (Цзун хэн цзя);
- Школа аграрников (Нун цзя);
- Школа литераторов (Сяо шо цзя).
Таблица 23
НЕКОТОРЫЕ ВАЖНЫЕ ПОНЯТИЯ ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
Дао — всеобщий космический закон; естественный ход вещей; Абсолют как высшее состояние бытия, начало и конец всех вещей; символ высшей космической гармонии.
Дэ — трансформированное дао, проявленное и доступное восприятию; материальная субстанция; добродетель и способность находить меру (применительно к человеку).
Жэнь — гуманность, милосердие, человечность.
И — чувство долга; долг-справедливость; моральные принципы совершенного человека.
Инь-Ян — в широком смысле противоположные силы, двойственность: тьма-свет, покой-движение, мужское-женское, земное-небесное, смерть-жизнь и т. д.
И-цзин — «Книга перемен».
Ли — ритуал, церемония, этикет, нормы поведения.
Чжи — мудрость, знание, ум, интеллект.
Сяо — этический принцип конфуцианства — сыновняя почтительность и почитание старшего брата.
Тянь — Небо как некая высшая божественная сила.
У син — пять первоэлементов мироздания (дерево, огонь, земля, металл, вода).
Увэй — «недеяние»; следование естественным законам и ненарушение их своей волей.
Ци — жизненная энергия, духовная сила, эфир.
Цзюнь-цзы — совершенный, благородный человек; конфуцианский идеал человека.
Схема 24
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ПОСТКЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (III В. ДО Н. Э. — XIX В.)
КОНФУЦИАНСТВО:
- Реалистическая линия развития (Сюань — Цзы) → Школа старых текстов (Ян Сюн, Ван Чун);
- Идеалистическая линия развития → Школа новых текстов (Дун Чжун-Шу).
ДАОСИЗМ:
Дао цзяо (религиозный даосизм);
Дао цзя (философский даосизм):
- Рационализм (школа «учение о сокровенном» — Го Сян, Сян Сю);
- Сентиментализм (школа «жизнь согласно пробуждению»).
БУДДИЗМ:
- Школа «вэй-ши цзун» («учение о только-сознании»);
- Школа «кун-цзун» (школа «пустоты»);
- Школа "син-цзун" (школа «вселенского ума»);
- Школа чань-буддизма.
НЕОКОНФУЦИАНСТВО (исходит из КОНФУЦИАНСТВА и БУДДИЗМА):
- Школа «ли-сюэ» — «учение о принципе» (Чэн И. Чжу Си);
- Школа «синь-сюэ» — «учение о сердце-сознании» (Чэн Хао, Лу Цзю-юань, Ван Ян-мин).
Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей в соцсетях: