Основной вопрос философии и две его стороны

     
Все статьи сайтаФилософия Основной вопрос философии и две его стороны

 

Проблема основного вопроса философии является основной для понимания специфики философского знания. И в данной статье мы кратко рассмотрим суть основного вопроса философии и две его стороны.

Основной вопрос философии раскрывает смысловую направленность философии, ее стремление найти ключи к решению главной проблемы человечества – «быть или не быть».

Основной вопрос философии не совпадает всецело с ее предметом. Предмет философии представляет собой исследование принципов взаимоотношения и взаимодействия человека и мира в их всеобщих характеристиках, в то время, как основной вопрос определяет, какой стороной это всеобщее «повернуто» к человеку.

Онтологическая сторона основного вопроса философии

Итак, главный вопрос философии – вопрос об отношении духа, сознания к бытию, материи; вопрос о том, что является первичным – мышление или бытие, природа или дух, материальное или идеальное? Кто кого порождает и определяет?



В зависимости от решения данного вопроса различают материалистические и идеалистические концепции, два основных направления философской мысли: материализм и идеализм.
В таблице, изображенной ниже, отражены основные философские течения касательно первой стороны основного вопроса философии. Их описание и представителей ищите ниже по тексту.

Материализм

Материализм провозглашает материю вечной, независимой, неуничтожимой и первичной – источником всех вещей, которая существует и развивается по своим собственным законам. Природа, бытие, материя, материальное – первоисточники всего, а в свою очередь сознание, мышление, дух, идеальное – вторичны, определяются и порождаются материальным. В честь крупнейшего материалиста Древней Греции материализм именуется линией Демокрита в философии.

Согласно материализму мир – материален, существует сам по себе, никем не создан и неуничтожим, закономерно изменчив, развивается в силу своих собственных причин; представляет собой единую и последнюю реальность, которая исключает любую свехъестественную силу. Сознание, мышление и дух – свойства материи, ее идеальное отражение.

Достоинства материализма – опора на науку, логическая доказуемость многих положений. Слабая сторона – недостаточное объяснение сущности сознания (его происхождения) и всего идеального.

В различные периоды истории материализм приобретал разные формы и виды:

Материализм Древнего Востока и Древней Греции (стихийный и наивный) – первоначальный вид материализма, представляющий окружающий мир состоящим из четырех основных материальных элементов (воды, земли, воздуха, огня, всех первоначал, атомов и т. п.), который рассматривается сам по себе независимо от сознания человека и богов. Представители: Фалес Милетский, Левкипп, Демокрит, Гераклит, Эмпедокл и др.

Метафизический (механистический) материализм Нового времени. Его основа – изучение природы. При этом все многообразие ее свойств сводится к протяженности материи и ее механической форме движения. Представители: Г.Галилей, Ф. Бэкон, Дж. Локк, Ж. Ламерти, П. Гольбах, К. Гельвеций и др.

Диалектический материализм (марксизм) – единство материализма и диалектики. Вечная и бесконечная материя находится в постоянном движении и развитии, происходящем по законам диалектики. В процессе самодвижения материя приобретает новые формы и проходит различные этапы развития. Идеальное признается особой реальностью, которая существует относительно автономно. Сознание – свойство материи отражать саму себя. Бог представляет собой идеальный образ, который был создан человеком для объяснения неизведанных и непонятных явлений. Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс. 

Вульгарный материализм все мыслительные процессы сводит к физиологической основе. Сознание отождествляется с материей, материя производит сознание как «печень желчь». Представители: Фохт, Молешотт, Бюхнер.



Идеализм

Согласно идеализму первичным началом всего существующего является духовное начало (Бог, дух, идея, индивидуальное сознание), материя возникает из духа и подчиняется ему, природа, материальные мир — вторичное. Данный термин ввел немецкий философ Г. Лейбниц в начале XVIII века. Родоначальником идеалистического направления в философии для Лейбница стал Платон. Именно по этой причине идеализм именуют линией Платона в философии.

Идеализм имеет две основные формы: объективный и субъективный идеализм.

Объективный идеализм, согласно которому идеальное существует объективно, независимо от человека и природы в виде мирового разума, космической души, абсолютной идеи. Представители: Платон и неоплатоники, философы средних веков, Гегель и неогегельянцы). 

Субъективный идеализм определяет идеальное формой внутреннего человеческого опыта. Внешний мир, его свойства и отношения зависят от сознания человека.Представители: Дж. Беркли, Д. Юм, Э. Мах и др. Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм (от лат. solus — один, ipse — сам, sum — существую), предполагающий, что реально лишь мое сознание, собственное «Я», мои ощущения, в то время, как существование всего, что меня окружает, — проблематично.

Все вышеперечисленные разновидности материализма и идеализма являются различными разновидностями философского монизма (от греч. monos — один, единственный).

Однако, основной вопрос философии допускает и двойственный ответ: и материя, и сознание являются изначальными сущностями и не сводятся друг к другу. Данное направление в философии получило название дуализма (лат. duo — два). Таким образом, дуалисты признавали существование двух самостоятельных субстанций (первооснов). Яркий представитель дуализма — французский философ Рене Декарт.

Возможен также ответ, в котором утверждается множество первоначал, в предельном случае множества неограниченного. Такое направление получило название плюрализма (лат. pluralis — множественный) и было предложено немецким мыслителем XVII века Г. Лейбницем.

Гносеологическая сторона основного вопроса философии

Данная сторона рассматривает еще одну проблему основного философского вопроса: «Познаваем ли мир? Способен ли человек постигнуть сущность окружающей действительности?». Эта проблема получила в работе Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» наименование второй стороны основного вопроса философии: «Великий и основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию» ( Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21, С.220).

Данный вопрос допускает два ответа:

— «мир познаваем», такое решение называется гносеологический оптимизм илигностицизм от греческого gnoseo — знаю;

— «мир непознаваем» — гносеологический пессимизм или агностицизм. Представители: Давид Юм, Иммануил Кант.

Варианты решения первой и второй сторон основного вопроса философии — это основные типы философских построений, которые эволюционируют, меняют формы и составляют дальнейшую классификацию философских решений.

Видеоматериалы по теме:

Читайте также:

     

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

 

11 комментариев

  • Светлака

    мне очень понравилась наглядность этого сайта — всё в таблих, что отлично систематизирует ответ)))...

  • Анонимный

    Основной вопрос философии, рожденный в лоне марксизма, поставлен неправильно. Истинно человеческая философия будет ставить его по-другому. Тогда вышеуказанные гносеологический и онтологический аспекты отпадут сами собой как менее общие.

    • Анонимный

      Основной вопрос философии, рожденный в лоне марксизма... Что за предубеждение? — Марксизм целостен от А до Я. После индивидуализирующего экзистенциализма в антропоцентризме нынче имеем социоцентризм как замена его. Личность растворяется в социуме. Но это же не целостные системы, а значит — они не имеют преимуществ перед диаматом. Тогда зачем гнобить диамат в пользу несистемного, внецелостного мышления.

  • Сергей

    Кто, что видит, стоя в начале железнодорожного туннеля:
    — песимист — полный мрак
    — оптимист — свет в конце туннеля
    — реалист — мчащийся паровоз с включеными фарами

  • Сергей Речка

    Отвечаю на все вопросы:

    Философия(онтология) — Бытие.

    Бытие есть Материя, реализующаяся в Потребностях (и осознаваемая, соизмеряемая Разумом); — настоящее является единым, фундаментальным, всеобъемлющим философским законом. Материя (вещественная и невещественная) есть то, из чего состоит разумное существо и окружающая его среда.

    Материя способна существовать, как материальная система в совокупности материальных систем.

    Материальная система проявляется во взаимодействиях и взаимозависимостях во вне, из вне и внутри себя.

    Потребности есть то, что является необходимым, чтобы сохранить стабильность материальной системы. Недостаток чего-либо порождает пустоту, требующую заполнения, значит, Потребность есть Пустота (Дух, душа материи).

    Небытие есть Материя, не имеющая потребностей.

    Разум: это способность материальной системы осознавать своё существование в окружающей среде и отображать, передавать в форме(виде) знаков и знаковых систем; это способность соизмерять взаимозависимости и взаимодействия материальных систем, определяя закономерности; это способность, используя определённые закономерности, действовать и изменять окружающую среду в соответствии со своими потребностями.

  • Сергей Речка

    Бог? Интересная философская категория. Странная, непонятная для большинства считающих себя разумными, даже страшная и непознаваемая. Хотя! Любой ребенок начиная познавать многообразие реальности, показывает на интересующие его частные объекты реальности, произносит — О!О!

    В славянском слове БОГ: Буки(знание,познание,грамота,книга ...), Он(многообразие круга жизни, круг жизни), Глаголь(говорить, произносить,...).Интересующиеся могут познакомиться со значением буквиц славянской Азбуки в любой научной энциклопедтии. Так человек рожденный разумным, способным к познанию реальности Бытия(есть такая общая категория в философии), познает реальность круга жизни во всем его многообразии и начинает говорить.

    В любом развитом языке есть слово обозначающее единство многообразия реальности.))))

    Заплутали философы своих инсинуациях на тему первичности Духа или Материи. Нет Бога и нет мозгов для философов.

    bookscriptor.ru/books/view?id=16072

  • Дионис

    Если я что нибудь пойму,чего не понимали Вы,все поймут это в тот же момент независимо от Вашего желания. Я это знаю,т.к. я то же что и Вы. Срать я намерен материей Вы себя считаете или идеей. Тексты переписываются автором,в целях усовершенствования,а в лучшие тексты что я читал,добавить нечего...и некому. Мне непросто поверить что Ты это прочитаешь,но я пишу. Я пишу себе,а прочитаешь вроде как Ты. Удивительным должен быть этот факт для нас,но т.к.мы его не разделим-пользуй сам. Больше ничем помочь не могу

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *