Художественная культура России «Серебряного века»

 
   

Все статьи сайтаКультурологияКультура России → Художественная культура России «Серебряного века»

 

«Серебряный век» — это стык двух веков в истории России: XIX и XX. В это время появляются такие худо­жественные произведения, как «Воскресенье» и «Жи­вой труп» Л.Толстого, великим писателем становится А.П.Чехов, публикуются повести и рассказы В.Королен­ко, А.Серафимовича, Гарина-Михайловского, М.Горь­кого, Л.Андреева. Заявляют о себе ранней прозой И.Бу­нин, печатаются А.Куприн и В.Вересаев. В это время расцветает и театральное искусство. Имена К.Станиславского, Ф.Шаляпина, М.Ермолаевой приносят славу русскому искусству. А музыкальные произведения А.Скрябина и С.Рахманинова отличается таким новаторством и глубиной, что определяет разви­тие мировой культуры на многие годы вперед. Новые течения возникают и в русском изобразитель­ном искусстве.

В художественной культуре России появляется боль­шое количество направлений, группировок, объедине­ний, ассоциаций, которые выдвигают собственные творческие программы. Восприятие мира становит­ся более свободным, личность художника все более рас­крепощается. Многие писатели и художники предпри­нимают попытку «сконструировать жизнь», представить ее такой, какой она «должна быть». Жесткие рамки кри­тического реализма ослабевают.

Все это было подготовлено революционной ситуа­цией в России и буржуазно-демократической револю­цией 1905 г. Многие русские писатели обратились к дра­матургии как жанру литературного творчества, способ­ного наиболее полно отразить социальные проблемы. Театр как искусство обретает большую популярность.

Ставятся пьесы А.Толстого, М.Горького, А.Ан­дреева, А.Чехова. «Чайка», «Дети Ванюшина», «Васса Железнова», «На дне» — можно продолжать список наиболее за­метных драматургических произведений.

В культуре «серебряного века» большое место зани­мают философско-этические проблемы. «Что лучше, истина или сострадание?» — так ставит вопрос М.Горь­кий в пьесе «На дне». Эта тема уже звучала в романах Ф.Достоевского, с особой силой она раскрыта в романе Л.Толстого «Воскресенье».

Критика социальной обстановки в России в этот период превращается в критику бытия в целом. «Кос­мическим пессимизмом» отличается творчество Л.Анд­реева. Нотки безверия, отчаяния звучат в его произве­дениях, смыкая с писателями русского модернизма.

В русской художественной культуре, в частности в литературе, возникает новое художественное направ­ление — модернизм. Он явился результатом поисков но­вого способа освоения мира. Часть русской интелли­генции верила, что можно иметь непосредственный, наивный взгляд на природу. Отказавшись от анализа общественных отношений и сложности че­ловеческой психики, эта часть искала утешения в «ти­хой поэзии повседневности». Другая часть считала, что искусство должно стремиться к накалу чувств и страс­тей, что художественный образ в искусстве должен стать символом, рождающим сложные ассоциации. Воз­ник символизм, как художественное течение в русской поэзии. Его черты проявились в творчестве таких сим­волистов начала XX века, как В.Брюсов, А.Блок, Вяч.Иванов, А.Белый. Их кредо: материальный мир — это только маска, сквозь которую просвечивает иной мир духа. Образы маски, таинственной незнакомки, прекрасной дамы часто появляются в поэзии и прозе символис­тов. Окружающий мир в их произведениях рисуется как нечто иллюзорное, хаотичное, как низшая реаль­ность по отношению к миру идей.

В первом десятилетии XX века, наряду с символиз­мом, появляется и пролетарская поэзия — массовая, близ­кая к городским низам, рабочим. Эта поэзия наполнена революционными настроениями, авторами нередко явля­ются сами рабочие, стихи которых печатаются в жур­нале легального марксизма «Жизнь». Писатели и поэты этого направления группируются вокруг М.Горького.

После поражения революции 1905 года в русском художественном сознании усилились настроения пес­симизма. Это характерно для творческого пути Л.Анд­реева. Но постепенно намечался выход из декадентс­ких творческих установок. В творчестве И.Бунина, А.Куприна формировались новые формы романтизма. Поиски новых форм отражения внутреннего мира че­ловека воплотились в акмеизме и футуризме — новых постсимволических течениях.

Поэты — акмеисты: Н.Гумилев, А.Ахматова, Г.Ива­нов, М.Зенькович в своем творчестве противопостав­ляли мистическим устремлениям символизма стихию естественной природы и жизни, «цветущую силу» жиз­ни, конкретно-чувственное восприятие мира вещей и природы.

Футуристы: Д.Бурлюк, А.Крученых, В.Каменский, ранний В.Маяковский ориентировались на язык ули­цы, рекламу, лубок, городской фольклор и плакат. Они стремились разрушить грань между искусством и жизнью, считали себя провозвестниками будущего.

Тенденции символистов проявились и в живописи. В это время своего расцвета достигает творчество крупнейшего русского художника — Михаила Врубеля. Художник в поиске истины и красоты, в его картинах фантазия соединена с реаль­ностью, его красота — это мечта, не так просто найти в противоречивой окружающей действительности. Другим важнейшим живописцем был Валентин Серов — продолжатель лучших традиций передвижничества. Творчество художников М.В.Несте­рова, К.А.Коровина, АП.Ряпушкина, Н.К.Рериха, И.Ле­витана развивается на стыке веков в лучших традици­ях реалистического искусства. Скульптура этого периода также отличается богатством. Это творчество А.С.Голубкиной, С.Г.Коненкова, П.Трубецкого.

Следует подчеркнуть, что все эти процессы в худо­жественной культуре России происходили в русле со­циально-исторического контекста. Основные темы это­го времени: Россия и свобода, интеллигенция и рево­люция. «Левые» направления в искус­стве нашли свое воплощение в авангардизме. Авангар­дизмом именовались те художественные течения нача­ла XX века, которые стремились к коренному обновле­нию художественной практики, к разрыву с традиция­ми, в том числе и с реализмом. Авангардисты искали новые, необычные средства выражения и формы про­изведений, новые аспекты взаимоотношений художни­ка с жизнью. Другие направления в русской художе­ственной культуре проявляли повышенный интерес к историческому прошлому русской культуры, к художе­ственным традициям. Художники этого направления объединились вокруг журнала «Мир искусства».

Ряд художников в атмосфере послереволюцион­ных лет высказывают свое недоверие к жизни, сосредотачивают свое внимание на форме, реализуют новый эстетический идеал современного модернизма. Возни­кают и развиваются известные всему миру школы рус­ского авангарда, которые основаны на творчестве В.Е.Татлина,  В.В.Кандинского, К.С.Малевича. В 1911 г. возникает сообщество художников, получивших назва­ние «Бубновый Валет». В него входили П.П.Кончаловский, И.И.Машков, М.Ф.Ларионов, М.Шагал. Их творчество носило бунтарский характер, отличалось фор­мальными исканиями, направленными против сложив­шихся норм художественного творчества.

В общем художественная культура «серебряного века» — явление противоречивое и многогранное. Время между дву­мя революциями (1905 — 1917) было сложным, духовный кризис охватил значительную часть творческой интел­лигенции, что нашло отражение в русском искусстве. Неприятие ценностей буржуазной культуры и цивили­зации, отрицание современных порядков и пред­чувствие перемен — характерная содержательная сторо­на русской культуры этого периода. Литература, живопись, театр и музыка «серебряного века» стали своеобразным прообразом искусства XX сто­летия, отразив противоречивый и сложный характер культуры.

Две страшнейшие в истории человечества миро­вых войны, политические перевороты и революции, уста­новление жестокого авторитарного режима в России определили дальнейшее развитие русской культуры XX столетия.

Читайте также:

   

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей в соцсетях:

   

2 комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *