Русская культура периода Золотоордынского ига (XIV — XV вв.)
Все статьи сайта → Культурология → Культура России → Русская культура периода Золотоордынского ига (XIV — XV вв.)
Тяжелейшим испытанием для древнерусской культуры стало иго Золотой Орды. Многие русские города были сожжены, разграблены, памятники искусства, уничтожены, художники убиты или уведены в плен. Ведущую роль в культуре этого периода играла церковь. Русский народ сумел осознать свои силы и подняться на борьбу за независимость. Подъем национального самосознания во многом связан с деятельностью одного из самых почитаемых русских святых — Сергия Радонежского. Это он вдохновил московского князя Дмитрия (Донского) на Куликовскую битву. Он заложил основание Троице-Сергиевой лавры, многих монастырей и храмов. Главной своей задачей Сергий и его ученики считали духовное воспитание народа.
Древнерусские города Новгород и Псков не знали монголо-татарского ига, но выплачивали посланным туда баскакам дань. Художественная жизнь здесь продолжалась. Здесь появилась повесть «Сказание о граде Китеже», который стал символом России, прообразом земного рая. Возрождение древнерусских городов начинается с середины XIV века. Необходимость обороны консолидировала русские силы, способствовала объединению русских земель, формированию русской народности. В этом процессе главную роль играла Москва. Дело в том, что к этому времени Византийская империя была разгромлена турками, Константинополь как центр христианского православия пал и был переименован в Стамбул. Установление турецкого владычества на Балканах было страшной угрозой для славян. Все это усилило значение Московской Руси как центра православия. Первое поражение татар, нанесенное полками Дмитрия Донского в 1378 г., а затем Куликовская битва 1380 г. были концом рабства. Начинается быстрое объединение русских земель, которое завершается в конце XV — начале XVI века под началом Москвы.
Центральным звеном древнерусского искусства были иконопись и храмовая архитектура. Подлинным шедевром этой живописи является икона «Троица» Андрея Рублева. Известны имена и таких мастеров иконописи как Алимпий Печерский и Даниил Черный. Их творчество сопоставимо с мастерами итальянского Возрождения. В Новгороде и Пскове строятся каменные храмы: церковь Николы на Липне, церковь Успения на Волотовском поле, церковь Федора Стратилата и другие. В Новгороде сложилась местная живописная школа, на формирование которой оказал большое влияние великий византиец Феофан Грек. Будучи приглашенным на Русь, он принимал участие в росписях более 40 церквей. Его живописная манера была своеобразна, неповторима, его иконы, образы святых — Христа Пантократора и др. дышат страстностью, духовной энергией и внутренним напряжением. Феофан Грек познакомил русских мастеров с византийским искусством и стал огромным явлением в художественной жизни Москвы. Он расписывал церкви и терема Московского кремля, работал вместе с Андреем Рублевым и Прохором из Городца над росписями Благовещенского собора.
Определенное влияние на древнерусскую культуру оказали связи с кочевым Востоком. Русские и кочевники не только воевали, но и напрямую торговали между собой. Хазары, скифы-сарматы, города Причерноморья, Закавказья и Средней Азии вступали в культурные контакты с Московской Русью.
Монгольское влияние на русскую культуру оценивается историками по-разному. Так, например, Карамзин считает, что Москва обязана своим величием ханам, а С.М.Соловьев считает, что значительного влияния на русскую внутреннюю администрацию татаро-монголы не оказали. Конечно, монгольское иго приостановило культурное развитие страны: были разорваны традиционные связи с Византией, уничтожено и угнано в плен большое количество населения, разрушены города. Но только этим монгольское нашествие не ограничивается. Некоторые историки (Н.С.Трубецкой) считают, что Московское государство возникло благодаря татарскому игу. Дескать, монгольское иго вывело русский народ из бытия мелких разрозненных племенных и городских княжеств на широкую дорогу государственности (Б.Ширяев). Монголы, но его мнению, дали покоренным русским землям основы политической культуры, централизм, самодержавие, крепостничество. Это привело к созданию нового этнотипа, психологии русского человека. Но прямого воздействия монгольского права на русское не было. Какого-то специального кодекса для Руси монголы не создали. Да и систематического управления Русью со стороны мон-голо-татар не было. У власти оставались русские князья, они платили Орде дань. Но сама власть князей претерпела изменения. Время от времени в тот или иной русский город назначался баскак для надзора, главным образом за сбором дани. Однако это не было системой, определенных функций баскаки не имели.
Конечно, монгольское иго привело к потере демократического управления на Руси. Прекратили существование городские собрания, народные вече (за исключением Новгорода и Пскова). Но когда русские вассалы получили от хана право самим собирать для него налоги, компетенция Великого князя Руси расширилась. Еще больше она выросла при Дмитрии Донском, который стал фактически единым и автономным правителем. За монгольский период великий русский князь стал более сильным правителем, чем его предшественники. Таким образом, монголо-татарское иго было одним из факторов образования самодержавия на Руси.
Монголо-татары укрепили на Руси идею верховной власти. При этом власть монгольского хана была ничем не ограничена, носила абсолютный, деспотический характер. И этот принцип единовластия стал все глубже внедряться в политическую культуру русского народа. Власть, стоящая в центре всего, сама порождает право, находится вне и над правом. Царь стал понятием не правовым, а вероучительным (власть от бога).
Русская культура заимствовала у монголов такие черты воинской доблести, как храбрость, выносливость, и тактику использования конницы в военном деле. В русском языке сохранилось много монгольских слов, относящихся к деньгам и налоговому обложению, это было связано со сбором дани и различных налогов. Монголы не оказали существенного влияния на русское просвещение, т.к. сами его не имели. Тоже самое можно сказать о русской архитектуре и искусстве.
Важным фактором сохранения русской культуры в эти тяжелые времена явилось православие. Монголы были веротерпимы и не трогали православные храмы. Причины этого заключаются в язычестве монголов, а язычники все веры считают одинаковыми. Сами монголы были крайне суеверны и считали шаманов людьми, наделенными сверхъестественными свойствами. В одном из указов Чингисхана было указание, что все веры должны быть терпимы.
Что еще дали монголы древней Руси? Принцип этикета дипломатических переговоров. Знакомство с монгольским способом ведения дипломатии очень помогло русским князьям в отношениях с восточными державами, в особенности с преемниками Золотой Орды. В целом важность и значимость монгольского влияния на русскую культуру не следует преувеличивать. Сама по себе русская культура, пойдя в «степь», стала цивилизующим фактором. Многие татары со временем пришли в христианство и стали видными деятелями русской культуры, например, Карамзин, Чаадаев, Булгаков.
Читайте также:
Культура языческой и Киевской Руси
Культура Московского государства
Культура Петербургской империи. Русская культура XIII века
Культура Петербургской империи. Культура России XIX века
Художественная культура России «Серебряного века»
Русская культура Советского периода
Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей в соцсетях: