Александрийская школа. Филон Александрийский и его философия

Все статьи сайтаФилософия Филон Александрийский и его философия

Философия Филона Александрийского

Афины оставались в первых веках новой эры основным центром древнегреческой философии, главным же центром религиозной философии стала Александрия, где интенсивно смешивалось влияние греческой, египетской и ближневосточной культур.

Важнейшим представителем религиозной философии стал здесь Филон (ок. 25 г. до н. э. — ок. 50 г. н. э.), происходивший из семьи еврейских жрецов. Свои философские произведения Филон редактировал в форме комментария к «Пятикнижию» Моисея. Его положения представлялись Филону незыблемой истиной. Однако, находясь и под сильным влиянием греческой идеалистической философии — платонизма, пифагореизма и стоицизма Посидония, — еврейский мудрец не мог уже принимать эти мифы буквально и впервые в истории мысли подверг их аллегорическому истолкованию. Как замечает в этой связи Энгельс, многочисленные дошедшие до нас сочинения, приписываемые Филону, «возникли фактически из слияния аллегорически и рационалистически понятых еврейских преданий с греческой, а именно, стоической, философией» [1, т. 19, с. 307].

  Учение Филона о боге и логосе


Филону как религиозному мыслителю было свойственно считать, что главным предметом интеллектуальных стремлений должны быть размышления о боге. Философ предлагал рассматривать мир только в связи с богом, лишь зависимости от него, только как божественную тень. Но он не мог удовлетвориться единым богом Яхве, который фигурировал в Ветхом завете, и прежде всего потому, что этот бог был весьма антропоморфен. В условиях диаспоры, вдали от Иерусалимского храма, основного святилища Яхве, этот образ терял свои конкретно-национальные черты. Освобождаясь от них, он приближался к абстрактному понятию бога, выработанному пифагорейско-платоновской и стоической философией.

Творение мира богом, нарисованное в начале Ветхого завета, Филон пытался осмыслить философски. Он широко использовал при этом понятие логоса, почерпнутое в стоицизме. Понятие это было подвергнуто теологическому переосмыслению и полностью лишено того натуралистического смысла, который присущ ему в системе стоицизма. Логос означал здесь правильность, наблюдаемую в изменениях природы, закономерность, в соответствии с которой функционирует природа. В истолковании Филона логос стал личностью и одновременно той главной силой, посредством которой бог творит мир. Логос Филона – это «сын божий», посредник между богом и миром, богом и человеком. Логос «не изначален, как Бог, не рожден, как мы, но он посредине этих крайностей, совпадая с обеими» [см.: 2, с. 264]. Вместе с тем логос – ходатай и заступник людей перед богом. Подводя таким образом философскую базу под еврейский мессианизм, Филон вместе с тем закладывал основу христианского учения о богочеловеке, божественном искупителе и спасителе.

В это связи стоит сфокусироваться на самом термине «теология», которое в буквальном переводе с греческого означает «богословие». Впервые в истории античной философской мысли это слово употреблено Аристотелем [см.: Метафизика, V, I, 1026а; X, 7, 1064в], у которого «теология» является одним из синонимов «первой философии». Как наука о первых началах и причинах, она является и учением о высшем из этих начал – бестелесной форме как последней цели мироздания, или боге. Но аристотелевский бог не выступает ни творцом, ни промыслителем мира, это философский бог, созерцающий самого себя и тем самым выявляющий высший смысл мироздания. Филоновский же бог – бог-творец и вседержитель иудейского монотеизма.

Сложность монотеистической религиозности требует какого-то осмысления её положений. Отсюда проникновение некоторых философских положений в филоновские построения, а затем и в христианское вероучение. Теология становится «теоретической базой» монотеистической религиозности — сначала филоновской, а затем христианской.

Основное её понятие – логос как божественное слово, посредством которого был создан мир, с которого начинается Евангелие от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог...Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» [3, 1, 1, 3].

В филоновском истолковании логоса слились стоическое представление логоса как силы и представление иудейской религии об ангелах как посланниках Яхве. Не менее существен и платоновский элемент, выражающийся в мысли о логосе как совокупности идей, которые, проникая во мрак хаотической материи, просветляют ее и формируют все вещи в соответствии с мерой и числом. Так, теология как один из аспектов умозрительной философии становилась богословием, где философ уступал место сначала жрецу, а затем священнику.

Вершину телесного мира, по Филону, составляет человек. В разумной части его души логос проявляется наиболее адекватно. Но поскольку логос выступает у Филона как внеприродная сила, рожденная богом, человеческий дух изымается из материальной природы и противопоставляется ей. Согласно его пониманию, человек – точнее говоря, человеческий дух – представляет собой не подобие природы, а весьма несовершенное подобие внеприродного бога.

Этическая доктрина Филона насквозь аскетична. Она основывается на резком противопоставлении души и тела, причем именно тело постоянно тянет человека вниз. Оно делает всех людей одинаково греховными существами – человек, проживший хотя бы один день, уже нечист. Отсюда проповедь покаяния, духовного очищения от страстей, аскетического отрицания мира и т. п.

Утверждение одинаковой греховности людей и принципиального равенства их как «детей божьих» делает Филона непосредственным предшественником христианства, а распространение его умозаключений подготовило базу для возникавших иудо-христианских общин.

Использованная литература:

1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.
2. Ранович А. Б. О раннем христианстве. М., 1959.
3. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового заветов. М., 1968.
4. Соколов В. В.  Средневековая философия: Учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун-тов. — М.: Высш. школа, 1979. — 448 с.  

Читайте также:

1. Гностицизм как наиболее влиятельная разновидность религиозно-философской мысли.
2. Манихейство. Сущность и особенности вероучения.
3. Философия неоплатонизма
4. Средневековая философия. Общая характеристика

5. Философия Августина Аврелия 

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Подписаться на новые статьи по e-mail
Новые статьи блога
Один комментарий
  • eroticpro.ru

    Таким образом Филон является посредником между философией и откровением — и в этом его значени 1000 е. Его вера в универсальную разумность слова Божия, выразившаяся и в его экзегетике, и в его учении о Логосе, сделала его учителем и предшественником последующих апологетов и богословов, особенно александрийской школы.

    2015-08-01 в 3:16 | Ответить
;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :mrgreen: :lol: :evil: :cry: :cool: :P :-(