Культура Древнего Египта
Все статьи сайта → Культурология → Исторические типы культуры → Культура Древнего Египта
На первый взгляд, Египет как страна, находящаяся на Севере Африки, не может быть отнесен с полным основанием к культурам Древнего Востока (или Ближнего). Но в данном случае понятия «Восток» и «Запад» имеют не столько географическое, сколько культурологическое понятие. Культура Древнего Египта одна из самых древних — она существует с V тысячелетия до н.э. и по своему существу одна из самых традиционных. Поэтому ее относят к восточному обществу.
Существенным фактором, оказавшим влияние на развитие древнеегипетской цивилизации, были природные условия. Плодородная долина Нила позволила собирать по два урожая в год. По некоторым данным урожай этот был очень обильным — до 100 центнеров с гектара. Плодородная долина Нила была довольно узкой. За сравнительно небольшой полоской плодородной земли по обе стороны реки простиралась безжизненная пустыня. После разлива Нила нужно было подавать воду на посевы — оросительная система была развитой и совершенной.
Пирамиды и оросительная система являются своеобразной отличительной чертой древнеегипетской цивилизации. Египетское общество было обществом закрытого типа. Это была рабовладельческая деспотия, своим социальным устройством напоминавшая пирамиду: внизу — рабы, затем крестьяне, ремесленники, писцы, жрецы, чиновники, вельможи и на вершине — фараон, власть которого была неограниченной и абсолютной. Фараон занимался всем: торговлей, политикой, ирригационными работами, религией. Он соединял в себе высшую религиозную и политическую власть. Его фигура была божественной. Египетские пирамиды древние греки относили к одному из семи чудес света. Они поражали их своими размерами. Ничего подобного античный мир не знал. Размер пирамиды Хеопса поражает: основание — 5 га, высота — 146,5 м Сложена из 2300000 гранитных камней, каждый из которых весит 2,5 т. Но практической целесообразности в сооружении пирамид не было. Ничьей жизни они не улучшили, никому благосостояния не принесли. Их сооружение тяжелым бременем ложилось на египетскую экономику. И все-таки пирамиды упорно сооружались в течение нескольких столетий. Почему?
Люди, жившие в долинах рек, стали по-другому воспринимать мир. Раньше реальность была смесью хаоса и космоса, божественного и обычного. Но теперь это представление об устройстве мира изменилось.
Всем известно, что пирамиды воздвигались в качестве усыпальниц фараонов. Каждая из них посвящена определенному властителю. Чем же объяснить громадность пирамид, их подавляющее величие? Необходимостью вызвать представление о мощи и величии фараона. Сверхчеловеческое — это уже божественное. Фигура царя обожествляется. Именно царь — бог в представлении древневосточных людей был источником всех тех монументальных сооружений, которые характеризуют любую культуру Древнего Востока. Эти сооружения представляли собой выражение того, что среди людей в качестве их повелителя пребывает божество, что оно несоизмеримо ни с чем человеческим, бесконечно его превосходя. Следовательно, монументализм древневосточных культур и царская власть неразрывно связанны, друг друга дополняют и проясняют.
Характер и размах государственной деятельности древних египтян определил направленность их материальной и духовной культуры. Большой размах работ по созданию оросительной системы требовал четкой организации работ, практических навыков и научных знаний. Общеизвестны обширные познания египтян в математике и астрономии. Они вычислили площадь круга, дали миру календарь, разделили сутки на 24 часа, письменность (24 иероглифа), папирус, кирпич, дрожжевой хлеб и многое другое. Особенно большой вклад они внесли в медицину. Египетские жрецы были не только служителями культа, но и одновременно врачами, метеорологами, магами. Конечно, медицинские и другие научные знания носили эзотерический характер, были вплетены в религиозно-финансовую систему, но носили довольно обширный характер.
В древнеегипетской культуре есть чудесные памятники искусства: мифы, сказки, повести, поучения. Литературные произведения имели ритмическую форму, традиционные сюжеты. Несмотря на связь с религиозной идеологией, развитие литературных жанров не останавливалось.
В изобразительном искусстве древние египтяне оставили нам образцы портрета, скульптуры, архитектуры. Изображение человека в скульптуре у египтян отличалось статичностью, неподвижностью. Если это было изображение на каменной плите или надгробии, то почти всегда фигура человека изображается в фас, а голова и ноги — в профиль. Это объясняется тем, что одним из источников живописи была пиктография — переходная форма к иероглифическому письму. Изображение вельможи или фараона в групповой композиции отличалось тем, что его фигура всегда была в полтора — два раза графически выше остальных (простых) людей.
Мифологию, религию и культуру древних египтян помогают представить найденные археологами «Тексты пирамид» — сложная система молитв, гимнов, заклинаний, которыми сопровождались похоронные царские ритуалы. К подобного рода источникам относятся и «Тексты саркофагов», которые сохранялись на саркофагах эпохи Среднего царства (XXI — XVIII ст. до н.э.), а также «Книга мертвых».
Вселенная, согласно представлениям египтян, создана богом Солнца, родившимся из бутона голубого лотоса — символа жизни. Жизнь — это вечная борьба света и мрака, добра и зла. Египтяне обожествляли животных и растения — это особенность их религии. Каждое божество выступало в виде какого-либо животного, рыбы или птицы. В египетской мифологии много божеств, но выделялась триада главных: Амон (Ра), Мут — богиня неба, их сын Хор. Особо выделялся также Осирис — бог подземного царства, его жена Исида — богиня плодородия, символ супружеской верности и материнства. Хор — символ власти фараона, Шу — бог ветра, Нут — богиня неба, Тефнут — богиня влажности. Геб — бог земли, Сет — бог луны, Неферт — богиня красоты.
Духовный мир древних египтян был тесно связан с их верой в потустороннюю жизнь. Основным условием загробной жизни считали сохранение телесной оболочки умершего. Поэтому такое огромное значение придавалось бальзамированию и обеспечению покойника необходимыми на том свете вещами. Культ мертвых, идея бессмертия, неуничтожимость человеческой сущности нашел отражение не только в традиции бальзамирования, но и в египетской скульптуре (статуя Рамсеса II, золотая маска Тутанхамона), в живописи (росписи гробниц), в архитектуре (пирамиды фараонов).
Символами египетской культуры являются не только фараоны, но и сфинксы (олицетворение тайной премудрости), и боги Ра, и Осирис, и анкх — египетский крест с петлей — «ключ Нила» — атрибут богов и власти. Это культура рабовладельческого общества и такой его разновидности, как рабовладельческая деспотия. Достижения древнеегипетской культуры велики — это монументальная каменная архитектура, пирамиды, папирусы, техника ирригационных работ, зачатки медицинских знаний, математические и астрономические познания, скульптурный портрет, литературные памятники, идея социальных законов, чиновничий аппарат. Исторические рамки этой культуры — начало V-IV тысячелетия до н.э., конец XI-IV век до н.э. Ее значение в том, что она послужила прототипом других культур ближнего Востока. Многие ее достижения через греческую и римскую античность были включены в последующую общечеловеческую культурную традицию.
Читайте продолжение темы «Культура Древнего Востока»:
Культура Древнего Востока
Культура Древнего Китая
Культура Древней Индии
Читайте также:
Первобытная культура
Античная культура
Средневековая культура
Культура Западноевропейского Возрождения
Культурное значение Реформации
Культура Нового Времени
Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей в соцсетях: