Культура Европы XX века

 
   

Все статьи сайтаКультурологияИсторические типы культуры → Культура Европы XX века

Культура Европы XX века

В XX веке, по словам В.И.Вернадского, человек впервые в истории Земли охватил и узнал всю биосферу, закончил гео­графическую карту планеты Земля, расселился по всей ее по­верхности. Человечество своей жизнью стало единым целым. Это привело к формированию единой общечеловеческой куль­туры, основанной на:

• индустриализации производства и массовом потреб­лении;

• интернациональной науке и доступности широким массам образования;

• единых средствах передачи информации и передви­жения;

• разнообразии жанров и стилей в искусстве.

Западная культура XX века исключительно мобильна и ди­намична.

Эта культура основана на предпринимательстве, бизне­се, деловитости. Главные герои современной западной куль­туры — это люди, умеющие делать деньги. Практицизм, по­гоня за материальными благами делают эту культуру динамич­ной, активной, рациональной. Ее организаторы: шоумены, продюсеры, издатели газет и журналов, директора телеком­паний, производители аудио— и видеопродукции взяли на вооружение известную формулу: «время — деньга». Сложив­шиеся ранее в культуре идеалы человеческого поведения и взаимоотношений разрушены. Кризис гуманистических ус­тановок налицо. Сказать, что он наступил неожиданно, нельзя.

Компьютеры и электронные средства связи произве­ли настоящую революцию, означающую переход к обществу нового типа: «информационному», «электронному», «постин­дустриальному», — эпитеты можно продолжать. В жизни че­ловека западного общества изменилось многое: быт, жилье, организация досуга и т.д. Основные массы трудящихся пере­местились из сельской местности в город, в сферу промыш­ленности и культуры обслуживания, транспорт, связь, торгов­лю. Возникли маргинальные культуры, вызванные тем, что че­ловек покинул «свой дом», где было все понятно и знакомо, и оказался в «чужой стране». Такие резкие изменения в индус­триальном обществе привели к возникновению репрессив­ной культуры, которая характеризуется тем, что жизненные потребности людей деформируются, люди становятся «вин­тиками», «одномерными существами», «функционерами», из­готовляющими и потребляющими блага.

В XX веке происходит своеобразное «восстание масс», ко­торые настроены враждебно к непонятной и недоступной им элитарной культуре. Современная же массовая культура при­учила эти массы к чувственным удовольствиям и наслажде­ниям, она круто замешана на эротике и эксплуатации чувств страха, одиночества, неуверенности, т.е. она утратила духовность.

В XX веке появляются новые взгляды и течения в области философии. Это:

фрейдизм — психологическое учение австрийского фи­лософа З.Фрейда о врожденных бессознательных структурах для объяснения явлений культуры и процессов творчества;

феноменология — наука об исследовании сознания, суть которой сводится к тому, что достоверность теоретических  предположений основывается на опыте самого сознания;

экзистенциализм — философское течение, исследую­щее человеческие проблемы, связанные с бытием личности в так называемых «пограничных ситуациях», с состоянием страха, тревоги, озабоченности, беспокойства.

Кризисные состояния культуры XX века признаются практическими всеми ее исследователями. Они сводятся к ряду противоречий и пороков современной западной куль­туры и обнаруживаются на таких уровнях как свобода и на­силие, массовость и элитарность, натурализм и унификация, технизация и гуманизация.

Свобода, как величайшее достижение западной цивили­зации, нашла свое выражение в социальной мобильности, в прозрачности границ, в росте времени досуга, широком вы­боре профессии, увеличении длительности жизни, т.е. в ко­нечном счете, в увеличении поиска различных путей саморе­ализации личности.

В тоже время в культуре XX века наблюдается необычай­ный размах насилия и надругательства над человеком (гитле­ровские лагеря смерти, крематории, «архипелаг Гулаг» и т.п.).

Следующее противоречие, свойственное культуре XX ве­ка — расслоение культуры на элитарную и массовую, или, как говорят социологи, — «культуру для всех» и «культуру для из­бранных». Это расслоение связано с необратимым процессом урбанизации, с развитием производства, с его усложнением и резким повышением затрат психической энергии человека. В эпоху классического капитализма для восстановления сил до­статочно было сна и «грубых наслаждений». Новые типы про­изводства в XX веке неизмеримо увеличивают интеллектуаль­ные нагрузки и в такой же мере расширяют роль художествен­ной культуры в процессах восстановления психической энер­гии. В условиях, когда молодежь обладает большим резервом свободного времени для общения с искусством и непосред­ственного участия в художественном творчестве, крен в сторону компенсаторно-развлекательного начала, которым отли­чается массовое искусство, становится неизбежным.

Кроме того, объем информации в современной культуре огромен. Наука стала малопонятной для непосвященных. В библиотеках лежат миллионы книг, и каждый год к ним до­бавляются новые миллионы. Глубокие художественные про­изведения современности нелегки для восприятия, требуют достаточной образованности и умственных усилий для свое­го понимания. Кино Тарковского и Сабурова, музыка Стра­винского, Шнитке, Малера, живопись модернистов, литера­турные произведения Джойса, Гессе, Борхеса, Хаксли — то, что относят к «высокой литературе», требует для своего по­нимания определенных познаний в области эстетики, исто­рии искусства, культурологии и т.д. В этой сфере культуры появляется своя элита, сравнительно немногочисленная.

Народная культура в XX веке утратила свою независи­мость от города. Всеобщая грамотность, радио, телевидение, звуко- и видеозаписи приобщили сельское население к го­родской культуре и сделали культуру деревни подражатель­ной. «Индустрия культуры» породила производство культур­ных ценностей (книги, фильмы, газеты, журналы и т.п.) и их тиражирование по законам рынка: товар должен приносить прибыль. Гораздо выгоднее стало ориентироваться на самые простейшие, примитивные вкусы толпы, чем пытаться навя­зать ей непонятную «высокую» культуру элиты. Так сформи­ровалась «массовая культура», — общедоступная, легкая, развлекательная, упрощенная. Она строится на непосредственных и эмоциональных реакциях публики, не требует от человека ни знаний, ни размышлений.

Полиформизм порождает противоречие между плюра­лизмом и унификацией форм массовой культуры. Тиражирование одних и тех же материальных ценностей, одни и те же социальные стереотипы, пропагандируемые средствами массовой информации, одни и те же фильмы, детективы, пев­цы, звезды, кумиры. Сотни миллионов людей получают одни и те же новости, смотрят одни и те же спортивные состяза­ния, получают через сеть магазинов одни и те же стандарты в одежде, мебели, предметах быта. За человека, как неповто­римую личность, все решает лидер, авторитет, телеведущий, священник, президент и т.п. Происходит такая стандартиза­ции и унификация идеалов, вкусов, взглядов, что становится страшно. Возникает ситуация «Я — как все», утрата самосто­ятельности, автономии личности, приводящая иногда к ничем не мотивированной жестокости и ненависти (захват залож­ников, убийство случайных прохожих и т.п.). Избыточность культуры на этом уровне исчезает, возникает единообразие, примитивное видение мира.

Конфликтность современной западной культуры прояв­ляется и в спорах двух точек зрения на роль техники в нашей жизни. Это спор между техницистами и антитехнициста­ми, который во взглядах на науку породил два противополож­ных направлениях: сайентизм и антисайентизм. Техницис­ты наставляют на благотворности и необходимости техничес­кого прогресса, блага которого неисчислимы. Но за эти блага приходится рассчитываться. Антитехницисты утверждают, что развитие техники пагубно для человечества. Они предла­гают остановить гонку за все новыми техническими дости­жениями, т.к. это угрожает здоровью и жизни людей, усили­вает насилие над природой, развращает человека ростом по­требительских наклонностей, стандартизирует людей. Как итоговая принимается такая точка зрения: огульное осужде­ние техницизации неразумно. Но к голосам критиков техни­цизма стоит прислушаться, т.к. техника противоречива, и ход научно-технического прогресса дает повод для тревоги.

Эти кризисные состояния способны свести на нет все до­стижения культуры. Об этом говорит тот факт, что в 20-е годы XX столетия в ряде европейских стран складывались тотали­тарные режимы (Италия, Германия).

Особенно сложной проблемой уходящего столетия стала возможность самой жизни на Земле. Большие и малые вой­ны, революции, слепая вера в научно-технический прогресс привели к массовому уничтожению миллионов людей. Стало ясно, что перед человечеством стоят глобальные проблемы, затрагивающие интересы всех стран мира. К ним относятся:

•  предотвращение угрозы войны с применением оружия массового поражения;

• преодоление экологического кризиса;

• обеспечение сбалансированного роста народонаселе­ния;

• защита здоровья людей от особо опасных массовых за­болеваний и негативных последствий научно-технического прогресса;

• обеспечение растущих потребностей мирового хозяй­ства в энергии и природных ресурсах и т.д.

Созданы международные организации, объединяющие ученых разных стран в поисках путей «выхода из тупика». Это Римский клуб (1968 г.) и др., возникла такая наука как футу­рология — наука о будущем человеческого рода. Это, прежде всего, работы американского ученого Тоффлера, японского исследователя Масуды и канадца Мак-Люэна.

Художественная культура XX века отличается разнооб­разием. Наряду с реализмом в ней формируются две новые художественные системы: модернизм и постмодернизм.

Модернизм (от фр. modern — новейший, современный) — общее условное обозначение направлений искусства XX в., для которых характерен отказ от традиционных методов ху­дожественного отображения мира.

Модернизм был подготовлен двумя процессами своего развития: декадентством, т.е. бегством, неприятием реаль­ной жизни, культом красоты как единственной ценности, от­торжением социальных проблем, и авангардом, манифесты которого призывали порвать с наследием прошлого и создать нечто новое, противоречащее традиционным художествен­ном установкам.

Декадентство — (букв, упадничество) в искусстве несло пессимистические умонастроения, отказалось от политичес­ких и гражданских тем, пропагандировало яркий индивидуализм и эстетизм. Декаденты отстаивали свободу творчества, воспевали относительность нравственных оценок человека. Для их поэзии (Бодлер, П.Верлен, А.Рембо — Франция) характерны мотивы небытия и смерти. В Англии это — О.Уайльд, в Бельгии — Метерлинк, в Австрии — Рильке. В русской поэзии — это А.Белый, Надсон, И.Северянин, Мережковский, Бальмонт, З.Гиппиус. Бальмонт мечтает «В башне с окнами цветными замкнуться навсегда», З.Гипниус пи­шет стихи на эротические мотивы. Это выражение идейного кризиса общества и его нравственного упадка.

Авангардизм как течение в искусстве призывал к полно­му обновлению художественных форм и выразительных средств, полностью порвал с художественной традицией. Авангардизм отражает стихийное, анархическое неприятие буржуазной действительности (Джойс, Г.Миллер, К.Малевич и др.). Первоначально связаны с ним были Мейерхольд, Мая­ковский, П.Элюар, — когда вели поиски новых форм выразительности.

Модернизм включает в себя несколько направлений и те­чений: кубизм, экспрессионизм, футуризм, деконструктивизм, имажинизм, сюрреализм, абстракционизм и др. В ис­токах модернизм имел национальную окраску: немецкий эк­спрессионизм, русский авангард, испанский сюрреализм, французский футуризм, английский имажинизм.

Отличительная черта всех представителей модернизма: интерес к созданию новых форм, демонстративно противо­поставленных гармоническим формам классического искус­ства, а также акцент на субъективность модернистского ми­ропонимания.

Модернизм взращен кризисом европейской культуры. Модернисты — сторонники духовной революции, которая, по их мнению, всегда рождалась из кризиса старого мира. Ос­новные направления и течения модернизма коренным обра­зом преобразовали всю систему художественных средств и приемов. Это выразилось в различных видах искусства в сле­дующем:

• в отказе от художественно-образных закономерностей в изобразительном искусстве;

• в пересмотре ритмической, мелодической и гармони­ческой организованности в музыке;

• в появлении «потока сознания», внутреннего монолога и ассоциативного монтажа в литературе и т.д.

Основные направления модернизма проявили себя в пер­вой половине XX века. Это дадаизм, фовизм, супрематизм, экспрессионизм.

Живопись модернистов строится по принципу противо­положности общепринятым канонам художественного твор­чества, она оставляет простор догадкам и воображению зри­теля. Она начинается с программных установок французских художников, прозванных с легкой руки Матисса кубистами. Самое значительное произведение этого направления «Ави­ньонские красавицы» П.Пикассо, который был и самым зна­чительным художником этого направления (1907 г.). Понятие красоты у художников-кубистов было новым. «Нет ничего безнадежнее, чем бежать с красотой вровень или отставать от нее. Надо вырваться вперед и измотать ее, заставить по­дурнеть. Эта усталость и придает новой красоте безумие го­ловы «Медузы-горгоны», — пишет Пикассо. Измучить кра­соту, чтобы она не была совершенством, — таков был эстети­ческий принцип кубистов. Новая красота, провозглашенная ими, лишена гармонии и ясности. Она является результатом связи несоединимого: высокого и низкого. Н.Бердяев увидел и кубизме ужас смерти, сметающий искусство и бытие.

Другое заметное направление модернистской живописи — абстракционизм — побуждал зрителя, прежде всего, смотреть вперед, искать новое, прежде неведомое, открывать, изобретать, переделывать. Основатель этого направления — Васи­лий Кандинский считал, что абстрактный язык живописи может прорваться через внешнее — к внутреннему, через тело — к душе. Художник — «слуга высших целей»; он приобщает душу к Великому Космосу, к грядущему духовному царству. На картинах абстракционистов — вихревое, космическое столпотворение цветных пятен, линий, геометричес­ких фигур — так художник создает образ незнакомого мира, где все смешалось.

Другой ведущий представитель абстракционизма — Казимир Малевич. Его знаменитый «Черный квадрат на белом фоне» появился на выставке в 1913 г. К.Малевич будет пытаться представить его как «планетарный знак», нечто, которое вмещает в себя Все, в том числе и потенции будущего. Это дух романтической утопии, образ мира, сжатый до супрематической фигуры.

Сюрреализм — крупнейшее модернистское течение XX века. Художники: итальянец Кирико, немец — Эрнст, фран­цуз — Массой и Танги. Однако все их находки сконцентри­ровались в творчестве знаменитого испанского живописца, скульптора и графика — С.Дали.

Бог умер — вот истина, о которой вопиют образы, создан­ные Дали. На его полотнах и мистика, и эротика, и холод чувств смыкаются в одно. Сдвинутый, перемещенный, неуз­наваемый мир на его полотнах то цепенеет, то корчится в кон­вульсиях. Словно вязкая материя, все сплавлено, слито вое­дино, неясности и загадки всюду, всюду символы биологичес­кого соития.

Характерными чертами стиля «модерн» были:

• стремление к эстетизации окружающей человека среды;

• зрелищность и декоративность;

• подчеркнутая активность воздействия на жизненные процессы.

Стиль модерн многолик. В разных видах искусства он при­нимал разные воплощения. В архитектуре он проявился в подчеркнуто декоративных, раскованных и изощренных пла­стических формах, иногда в строгих, чисто геометрических решениях.

В живописи — в поэтике символизма, в образах со слож­ным ритмом, линейной композицией и союзе с декоративным цветовым пятном. Кроме того, модерн пристрастен к опреде­ленным темам: это аллегорические мотивы смерти, войны, гре­ха, любви и т.п. (художники М.Врубаль, Б.Кустодиев, К.Сомов).

Первым в XX веке течением модернистского искусства был фовизм. Это была группа французских молодых худож­ников, среди которых наиболее известным был А.Матисс. Для фовистов характерно стремление к яркому свету («Танец» Матисса и др. картины). Максимальная выразительность све­та, активное влияние цветовой гаммы на композицию — вот характерные признаки фовизма.

Другим направлением модернизма стал дадаизм (в пере­носном смысле бессвязный детский лепет) — авангардистс­кое представление в западноевропейском искусстве, сложившееся в Швейцарии, Германии и Франции во время Пер­вой мировой войны. Это своеобразный художественный эпа­таж как протест против войны (в литературе Франции в группу дадаистов входили Л.Арагон, П.Элюар, А.Бретон, Германии — В.Меринг). Характерный для всех группировок дадаистов протест против буржуазного искусства вылился в отрицание искусства вообще и его художественно-образной природы в частности. Алогизм, импровизация, фотомонтаж, набор зву­ков, случайные процессы — стали основой творческого процесса у дадаистов. Среди живописцев лидером дадаистов стал М.Дюшан, который пытался представить вещи промышлен­ного производства в качестве произведений искусства.

Экспрессионизм (букв, высший) — разновидность абст­рактной живописи, основу которой составляет композиция из простейших геометрических элементов («Черный квад­рат» К.Малевича). Основателем его является К.Малевич, ко­торый стремился создать единый художественный стиль эпо­хи. В сюрреализме он видел способ всеобщего движения к освобождению искусства «от действительности» и возобла­данию в нем функций жизнестроения.

Постмодернизм — новый, последний на сегодняшний день сверхэтап развития и направления культуры. Это общее направление развития европейской культуры, сформировав­шееся в 70-е годы XX века.

Постмодернизм в культуре связан с осознанием ограни­ченности социального прогресса. Общество боится, что ре­зультаты этого прогресса приведут к уничтожению самого времени и пространства культуры. Постмодернизм стремит­ся установить пределы вмешательства человека в процессы развития природы, общества и культуры. Ему свойственны:

• поиски универсального художественного языка;

• бесконечное многообразие стилей, коллажность, эклек­тизм, субъективизм монтажа;

• сближение и сращивание художественных направле­ний.

В искусстве постмодернизма происходит сознательная пе­реориентация на компиляцию и цитирование произведений искусства прошлых эпох. Идет процесс иронизирования над художественными произведениями прошлых эпох. Худож­ник перестает быть «творцом», т.к. смысл произведения рож­дается непосредственно в акте его восприятия («произведе­ние искусства — зритель»). Постмодернистская культура ори­ентирована на все слои общества: и на «массу», и на элиту. В постмодернистском творчестве широко используются при­емы игры при создании произведений искусства. Постмодер­нистское произведение искусства должно быть обязательно увидено, выставлено напоказ, без зрителя оно существовать не может. Постмодернизм пытается существенно влиять на нехудожественные сферы: политику, религию, информати­ку и т.д. Теоретическое обоснование постмодернизм получил и работах Ж.Бодрийяра «Система вещей» (1969), Ж. -Ф.Лиотара «Постмодернистское знание» (1979), П.Слотердийка «Волшебное дерево» (1985).

В то же время культура Западной Европы в XX веке накопила огромные культурные ценности, направленные на сохранение среды обитания человека и благоприятных условий для развития личности.

   

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей в соцсетях:

   

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *