Культура Европы XX века
Все статьи сайта → Культурология → Исторические типы культуры → Культура Европы XX века
В XX веке, по словам В.И.Вернадского, человек впервые в истории Земли охватил и узнал всю биосферу, закончил географическую карту планеты Земля, расселился по всей ее поверхности. Человечество своей жизнью стало единым целым. Это привело к формированию единой общечеловеческой культуры, основанной на:
• индустриализации производства и массовом потреблении;
• интернациональной науке и доступности широким массам образования;
• единых средствах передачи информации и передвижения;
• разнообразии жанров и стилей в искусстве.
Западная культура XX века исключительно мобильна и динамична.
Эта культура основана на предпринимательстве, бизнесе, деловитости. Главные герои современной западной культуры — это люди, умеющие делать деньги. Практицизм, погоня за материальными благами делают эту культуру динамичной, активной, рациональной. Ее организаторы: шоумены, продюсеры, издатели газет и журналов, директора телекомпаний, производители аудио— и видеопродукции взяли на вооружение известную формулу: «время — деньга». Сложившиеся ранее в культуре идеалы человеческого поведения и взаимоотношений разрушены. Кризис гуманистических установок налицо. Сказать, что он наступил неожиданно, нельзя.
Компьютеры и электронные средства связи произвели настоящую революцию, означающую переход к обществу нового типа: «информационному», «электронному», «постиндустриальному», — эпитеты можно продолжать. В жизни человека западного общества изменилось многое: быт, жилье, организация досуга и т.д. Основные массы трудящихся переместились из сельской местности в город, в сферу промышленности и культуры обслуживания, транспорт, связь, торговлю. Возникли маргинальные культуры, вызванные тем, что человек покинул «свой дом», где было все понятно и знакомо, и оказался в «чужой стране». Такие резкие изменения в индустриальном обществе привели к возникновению репрессивной культуры, которая характеризуется тем, что жизненные потребности людей деформируются, люди становятся «винтиками», «одномерными существами», «функционерами», изготовляющими и потребляющими блага.
В XX веке происходит своеобразное «восстание масс», которые настроены враждебно к непонятной и недоступной им элитарной культуре. Современная же массовая культура приучила эти массы к чувственным удовольствиям и наслаждениям, она круто замешана на эротике и эксплуатации чувств страха, одиночества, неуверенности, т.е. она утратила духовность.
В XX веке появляются новые взгляды и течения в области философии. Это:
• фрейдизм — психологическое учение австрийского философа З.Фрейда о врожденных бессознательных структурах для объяснения явлений культуры и процессов творчества;
• феноменология — наука об исследовании сознания, суть которой сводится к тому, что достоверность теоретических предположений основывается на опыте самого сознания;
• экзистенциализм — философское течение, исследующее человеческие проблемы, связанные с бытием личности в так называемых «пограничных ситуациях», с состоянием страха, тревоги, озабоченности, беспокойства.
Кризисные состояния культуры XX века признаются практическими всеми ее исследователями. Они сводятся к ряду противоречий и пороков современной западной культуры и обнаруживаются на таких уровнях как свобода и насилие, массовость и элитарность, натурализм и унификация, технизация и гуманизация.
Свобода, как величайшее достижение западной цивилизации, нашла свое выражение в социальной мобильности, в прозрачности границ, в росте времени досуга, широком выборе профессии, увеличении длительности жизни, т.е. в конечном счете, в увеличении поиска различных путей самореализации личности.
В тоже время в культуре XX века наблюдается необычайный размах насилия и надругательства над человеком (гитлеровские лагеря смерти, крематории, «архипелаг Гулаг» и т.п.).
Следующее противоречие, свойственное культуре XX века — расслоение культуры на элитарную и массовую, или, как говорят социологи, — «культуру для всех» и «культуру для избранных». Это расслоение связано с необратимым процессом урбанизации, с развитием производства, с его усложнением и резким повышением затрат психической энергии человека. В эпоху классического капитализма для восстановления сил достаточно было сна и «грубых наслаждений». Новые типы производства в XX веке неизмеримо увеличивают интеллектуальные нагрузки и в такой же мере расширяют роль художественной культуры в процессах восстановления психической энергии. В условиях, когда молодежь обладает большим резервом свободного времени для общения с искусством и непосредственного участия в художественном творчестве, крен в сторону компенсаторно-развлекательного начала, которым отличается массовое искусство, становится неизбежным.
Кроме того, объем информации в современной культуре огромен. Наука стала малопонятной для непосвященных. В библиотеках лежат миллионы книг, и каждый год к ним добавляются новые миллионы. Глубокие художественные произведения современности нелегки для восприятия, требуют достаточной образованности и умственных усилий для своего понимания. Кино Тарковского и Сабурова, музыка Стравинского, Шнитке, Малера, живопись модернистов, литературные произведения Джойса, Гессе, Борхеса, Хаксли — то, что относят к «высокой литературе», требует для своего понимания определенных познаний в области эстетики, истории искусства, культурологии и т.д. В этой сфере культуры появляется своя элита, сравнительно немногочисленная.
Народная культура в XX веке утратила свою независимость от города. Всеобщая грамотность, радио, телевидение, звуко- и видеозаписи приобщили сельское население к городской культуре и сделали культуру деревни подражательной. «Индустрия культуры» породила производство культурных ценностей (книги, фильмы, газеты, журналы и т.п.) и их тиражирование по законам рынка: товар должен приносить прибыль. Гораздо выгоднее стало ориентироваться на самые простейшие, примитивные вкусы толпы, чем пытаться навязать ей непонятную «высокую» культуру элиты. Так сформировалась «массовая культура», — общедоступная, легкая, развлекательная, упрощенная. Она строится на непосредственных и эмоциональных реакциях публики, не требует от человека ни знаний, ни размышлений.
Полиформизм порождает противоречие между плюрализмом и унификацией форм массовой культуры. Тиражирование одних и тех же материальных ценностей, одни и те же социальные стереотипы, пропагандируемые средствами массовой информации, одни и те же фильмы, детективы, певцы, звезды, кумиры. Сотни миллионов людей получают одни и те же новости, смотрят одни и те же спортивные состязания, получают через сеть магазинов одни и те же стандарты в одежде, мебели, предметах быта. За человека, как неповторимую личность, все решает лидер, авторитет, телеведущий, священник, президент и т.п. Происходит такая стандартизации и унификация идеалов, вкусов, взглядов, что становится страшно. Возникает ситуация «Я — как все», утрата самостоятельности, автономии личности, приводящая иногда к ничем не мотивированной жестокости и ненависти (захват заложников, убийство случайных прохожих и т.п.). Избыточность культуры на этом уровне исчезает, возникает единообразие, примитивное видение мира.
Конфликтность современной западной культуры проявляется и в спорах двух точек зрения на роль техники в нашей жизни. Это спор между техницистами и антитехницистами, который во взглядах на науку породил два противоположных направлениях: сайентизм и антисайентизм. Техницисты наставляют на благотворности и необходимости технического прогресса, блага которого неисчислимы. Но за эти блага приходится рассчитываться. Антитехницисты утверждают, что развитие техники пагубно для человечества. Они предлагают остановить гонку за все новыми техническими достижениями, т.к. это угрожает здоровью и жизни людей, усиливает насилие над природой, развращает человека ростом потребительских наклонностей, стандартизирует людей. Как итоговая принимается такая точка зрения: огульное осуждение техницизации неразумно. Но к голосам критиков техницизма стоит прислушаться, т.к. техника противоречива, и ход научно-технического прогресса дает повод для тревоги.
Эти кризисные состояния способны свести на нет все достижения культуры. Об этом говорит тот факт, что в 20-е годы XX столетия в ряде европейских стран складывались тоталитарные режимы (Италия, Германия).
Особенно сложной проблемой уходящего столетия стала возможность самой жизни на Земле. Большие и малые войны, революции, слепая вера в научно-технический прогресс привели к массовому уничтожению миллионов людей. Стало ясно, что перед человечеством стоят глобальные проблемы, затрагивающие интересы всех стран мира. К ним относятся:
• предотвращение угрозы войны с применением оружия массового поражения;
• преодоление экологического кризиса;
• обеспечение сбалансированного роста народонаселения;
• защита здоровья людей от особо опасных массовых заболеваний и негативных последствий научно-технического прогресса;
• обеспечение растущих потребностей мирового хозяйства в энергии и природных ресурсах и т.д.
Созданы международные организации, объединяющие ученых разных стран в поисках путей «выхода из тупика». Это Римский клуб (1968 г.) и др., возникла такая наука как футурология — наука о будущем человеческого рода. Это, прежде всего, работы американского ученого Тоффлера, японского исследователя Масуды и канадца Мак-Люэна.
Художественная культура XX века отличается разнообразием. Наряду с реализмом в ней формируются две новые художественные системы: модернизм и постмодернизм.
Модернизм (от фр. modern — новейший, современный) — общее условное обозначение направлений искусства XX в., для которых характерен отказ от традиционных методов художественного отображения мира.
Модернизм был подготовлен двумя процессами своего развития: декадентством, т.е. бегством, неприятием реальной жизни, культом красоты как единственной ценности, отторжением социальных проблем, и авангардом, манифесты которого призывали порвать с наследием прошлого и создать нечто новое, противоречащее традиционным художественном установкам.
Декадентство — (букв, упадничество) в искусстве несло пессимистические умонастроения, отказалось от политических и гражданских тем, пропагандировало яркий индивидуализм и эстетизм. Декаденты отстаивали свободу творчества, воспевали относительность нравственных оценок человека. Для их поэзии (Бодлер, П.Верлен, А.Рембо — Франция) характерны мотивы небытия и смерти. В Англии это — О.Уайльд, в Бельгии — Метерлинк, в Австрии — Рильке. В русской поэзии — это А.Белый, Надсон, И.Северянин, Мережковский, Бальмонт, З.Гиппиус. Бальмонт мечтает «В башне с окнами цветными замкнуться навсегда», З.Гипниус пишет стихи на эротические мотивы. Это выражение идейного кризиса общества и его нравственного упадка.
Авангардизм как течение в искусстве призывал к полному обновлению художественных форм и выразительных средств, полностью порвал с художественной традицией. Авангардизм отражает стихийное, анархическое неприятие буржуазной действительности (Джойс, Г.Миллер, К.Малевич и др.). Первоначально связаны с ним были Мейерхольд, Маяковский, П.Элюар, — когда вели поиски новых форм выразительности.
Модернизм включает в себя несколько направлений и течений: кубизм, экспрессионизм, футуризм, деконструктивизм, имажинизм, сюрреализм, абстракционизм и др. В истоках модернизм имел национальную окраску: немецкий экспрессионизм, русский авангард, испанский сюрреализм, французский футуризм, английский имажинизм.
Отличительная черта всех представителей модернизма: интерес к созданию новых форм, демонстративно противопоставленных гармоническим формам классического искусства, а также акцент на субъективность модернистского миропонимания.
Модернизм взращен кризисом европейской культуры. Модернисты — сторонники духовной революции, которая, по их мнению, всегда рождалась из кризиса старого мира. Основные направления и течения модернизма коренным образом преобразовали всю систему художественных средств и приемов. Это выразилось в различных видах искусства в следующем:
• в отказе от художественно-образных закономерностей в изобразительном искусстве;
• в пересмотре ритмической, мелодической и гармонической организованности в музыке;
• в появлении «потока сознания», внутреннего монолога и ассоциативного монтажа в литературе и т.д.
Основные направления модернизма проявили себя в первой половине XX века. Это дадаизм, фовизм, супрематизм, экспрессионизм.
Живопись модернистов строится по принципу противоположности общепринятым канонам художественного творчества, она оставляет простор догадкам и воображению зрителя. Она начинается с программных установок французских художников, прозванных с легкой руки Матисса кубистами. Самое значительное произведение этого направления «Авиньонские красавицы» П.Пикассо, который был и самым значительным художником этого направления (1907 г.). Понятие красоты у художников-кубистов было новым. «Нет ничего безнадежнее, чем бежать с красотой вровень или отставать от нее. Надо вырваться вперед и измотать ее, заставить подурнеть. Эта усталость и придает новой красоте безумие головы «Медузы-горгоны», — пишет Пикассо. Измучить красоту, чтобы она не была совершенством, — таков был эстетический принцип кубистов. Новая красота, провозглашенная ими, лишена гармонии и ясности. Она является результатом связи несоединимого: высокого и низкого. Н.Бердяев увидел и кубизме ужас смерти, сметающий искусство и бытие.
Другое заметное направление модернистской живописи — абстракционизм — побуждал зрителя, прежде всего, смотреть вперед, искать новое, прежде неведомое, открывать, изобретать, переделывать. Основатель этого направления — Василий Кандинский считал, что абстрактный язык живописи может прорваться через внешнее — к внутреннему, через тело — к душе. Художник — «слуга высших целей»; он приобщает душу к Великому Космосу, к грядущему духовному царству. На картинах абстракционистов — вихревое, космическое столпотворение цветных пятен, линий, геометрических фигур — так художник создает образ незнакомого мира, где все смешалось.
Другой ведущий представитель абстракционизма — Казимир Малевич. Его знаменитый «Черный квадрат на белом фоне» появился на выставке в 1913 г. К.Малевич будет пытаться представить его как «планетарный знак», нечто, которое вмещает в себя Все, в том числе и потенции будущего. Это дух романтической утопии, образ мира, сжатый до супрематической фигуры.
Сюрреализм — крупнейшее модернистское течение XX века. Художники: итальянец Кирико, немец — Эрнст, француз — Массой и Танги. Однако все их находки сконцентрировались в творчестве знаменитого испанского живописца, скульптора и графика — С.Дали.
Бог умер — вот истина, о которой вопиют образы, созданные Дали. На его полотнах и мистика, и эротика, и холод чувств смыкаются в одно. Сдвинутый, перемещенный, неузнаваемый мир на его полотнах то цепенеет, то корчится в конвульсиях. Словно вязкая материя, все сплавлено, слито воедино, неясности и загадки всюду, всюду символы биологического соития.
Характерными чертами стиля «модерн» были:
• стремление к эстетизации окружающей человека среды;
• зрелищность и декоративность;
• подчеркнутая активность воздействия на жизненные процессы.
Стиль модерн многолик. В разных видах искусства он принимал разные воплощения. В архитектуре он проявился в подчеркнуто декоративных, раскованных и изощренных пластических формах, иногда в строгих, чисто геометрических решениях.
В живописи — в поэтике символизма, в образах со сложным ритмом, линейной композицией и союзе с декоративным цветовым пятном. Кроме того, модерн пристрастен к определенным темам: это аллегорические мотивы смерти, войны, греха, любви и т.п. (художники М.Врубаль, Б.Кустодиев, К.Сомов).
Первым в XX веке течением модернистского искусства был фовизм. Это была группа французских молодых художников, среди которых наиболее известным был А.Матисс. Для фовистов характерно стремление к яркому свету («Танец» Матисса и др. картины). Максимальная выразительность света, активное влияние цветовой гаммы на композицию — вот характерные признаки фовизма.
Другим направлением модернизма стал дадаизм (в переносном смысле бессвязный детский лепет) — авангардистское представление в западноевропейском искусстве, сложившееся в Швейцарии, Германии и Франции во время Первой мировой войны. Это своеобразный художественный эпатаж как протест против войны (в литературе Франции в группу дадаистов входили Л.Арагон, П.Элюар, А.Бретон, Германии — В.Меринг). Характерный для всех группировок дадаистов протест против буржуазного искусства вылился в отрицание искусства вообще и его художественно-образной природы в частности. Алогизм, импровизация, фотомонтаж, набор звуков, случайные процессы — стали основой творческого процесса у дадаистов. Среди живописцев лидером дадаистов стал М.Дюшан, который пытался представить вещи промышленного производства в качестве произведений искусства.
Экспрессионизм (букв, высший) — разновидность абстрактной живописи, основу которой составляет композиция из простейших геометрических элементов («Черный квадрат» К.Малевича). Основателем его является К.Малевич, который стремился создать единый художественный стиль эпохи. В сюрреализме он видел способ всеобщего движения к освобождению искусства «от действительности» и возобладанию в нем функций жизнестроения.
Постмодернизм — новый, последний на сегодняшний день сверхэтап развития и направления культуры. Это общее направление развития европейской культуры, сформировавшееся в 70-е годы XX века.
Постмодернизм в культуре связан с осознанием ограниченности социального прогресса. Общество боится, что результаты этого прогресса приведут к уничтожению самого времени и пространства культуры. Постмодернизм стремится установить пределы вмешательства человека в процессы развития природы, общества и культуры. Ему свойственны:
• поиски универсального художественного языка;
• бесконечное многообразие стилей, коллажность, эклектизм, субъективизм монтажа;
• сближение и сращивание художественных направлений.
В искусстве постмодернизма происходит сознательная переориентация на компиляцию и цитирование произведений искусства прошлых эпох. Идет процесс иронизирования над художественными произведениями прошлых эпох. Художник перестает быть «творцом», т.к. смысл произведения рождается непосредственно в акте его восприятия («произведение искусства — зритель»). Постмодернистская культура ориентирована на все слои общества: и на «массу», и на элиту. В постмодернистском творчестве широко используются приемы игры при создании произведений искусства. Постмодернистское произведение искусства должно быть обязательно увидено, выставлено напоказ, без зрителя оно существовать не может. Постмодернизм пытается существенно влиять на нехудожественные сферы: политику, религию, информатику и т.д. Теоретическое обоснование постмодернизм получил и работах Ж.Бодрийяра «Система вещей» (1969), Ж. -Ф.Лиотара «Постмодернистское знание» (1979), П.Слотердийка «Волшебное дерево» (1985).
В то же время культура Западной Европы в XX веке накопила огромные культурные ценности, направленные на сохранение среды обитания человека и благоприятных условий для развития личности.
Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей в соцсетях: