Культура Европы рубежа ХІХ-ХХ веков

 
   

Все статьи сайтаКультурологияИсторические типы культуры → Культура Европы рубежа ХІХ-ХХ веков

Культура Европы рубежа ХІХ-ХХ веков

Культура Европы рубежа ХІХ-ХХ веков основана на пред­принимательстве, бизнесе деловитости. В культуре этого пе­риода произошли серьезные изменения:

• происходят решающие исторические события (буржу­азная революция 1905 г. в России, Первая мировая война и др.);

• совершаются невероятные научные открытия (ген ста­новится главным понятием современной биологии, квант ста­новится ключевой категорией физики);

• создаются бессмертные произведения искусства («Ти­хий Дон» М.Шолохова и др.);

• осуществляются на практике смелые технические за­мыслы (полет человека в космос и др.);

• европейский тип культуры охватывает Америку, Авст­ралию, другие страны и континенты.

Вот наиболее значимые достижения культуры этого пе­риода: 

1880 г. — начало применения железобетона в качестве строительного материала;

1885 г. — Даймлер и Бенц построили и запустили первый автомобиль;

1890 г. — К.Циолковский разрабатывает теоретические основы космонавтики;

1895 г. — изобретение кинематографа (братья Люмьер);

1896 г. — открытие естественной радиоактивности.

Все это говорит о том, что XX век в Европе в основных сферах культуры: науке, технике, искусстве начинался с осоз­нания людьми того, что они увидели время и мир в движении. В искусстве на «стыке веков» тоже произошел своеобраз­ный «взрыв». Новое поколение художников увидело мир иным (импрессионизм, модернизм), осознало цену мгновения как единицы времени. Динамика развития научных и худо­жественных открытий привела ученых и художников к отка­зу от привычного представления о мире. Воображение, полет фантазии, по словам Эйнштейна, стало естественным путем к научным и художественным открытиям. Не случайно на рубеже ХІХ ХХ веков с целью поощрения самого ценного, оригинального, выдающегося в различных областях культу­ры была учреждена Нобелевская премия. Ее можно считать общечеловеческой культурологической традицией.

Отказ от классического мышления в науке и искусстве, поиски нового современного пути развития цивилизации по­родили в культуре XX века не только оптимизм. На протяже­нии всего XX века писатели, художники, философы, публи­цисты говорили о загнивании западной культуры, о прибли­жении катастрофы и даже гибели культуры. Чем были выз­наны такие пророчества?

Глобальные кризисы XX века: две мировые войны, экономические катаклизмы, экологические катастрофы стали яв­лением, затронувшим все страны и народы. Это породило пессимистические настроения, ощущение кризиса. А.Вебер счи­тает, что технический прогресс, материальные условия не должны диктовать свою волю человечеству, иначе произой­дет утрата «духовного начала». Другой известный мыслитель современности Р.Гвардини утверждает, что кризис современ­ной цивилизации заключается «в утрате гуманного».

В этом же русле высказываются Н.Бердяев, Э.Гуссерль, Х.Ортега-и-Гасесет, которые считают, что кризис культуры связан либо с утратой связи человека с Богом (Н.Бердяев), либо с крахом рационалистических и гуманистических установок. Речь идет о том, что современная западная культура разрушает привычную форму жизни, создает почву для возникновения новой болезни XX века: дефицита переживания живого человечес­кого чувства. «Забвение бытия», «конец человека», «порож­дение западной культуры», — такими броскими фразами говорят о «глобальном кризисе» культуры и человечества такие известные западные философы как М.Хайдеггер, Г.Марсель, Т.Адорно.

Тревога не напрасна. Технический прогресс разрушает Природную среду, превращает общество в «мегамашину», подавляет личность. Это приводит к «дегуманизации» искусст­ва, к тому, что примитивное и стандартизированное массо­вое искусство захлестывает общество и культуру.

Технический прогресс, «быстрые технологии» одно вре­мя вызвали веру в прогресс общественных отношений и рас­цвет культуры. Однако очень скоро «ускорение научно-тех­нического прогресса» привело громадные массы людей к ощущению чуждости и абсурдности происходящих событий.

В искусстве конца XIX века формируется постимпрес­сионизм, такое художественно-образное видение мира (жи­вопись), которое отличается интересом и философским, сим­волическим началом бытия, стремлением «вжиться» в приро­ду, овладеть глубочайшей правдой жизни, создать монумен­тальные образы природы и человека (творчество П.Сезанна, В.Ван-Гога, П.Гогена, А.Тулуз-Лотрека).

 

Читайте также:

Первобытная культура
Культура Древнего Востока
Античная культура
Средневековая культура 
Культура Западноевропейского Возрождения
Культурное значение Реформации
Культура Нового Времени
Западноевропейская культура XIX века
Культура Европы XX века

   

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей в соцсетях:

   

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *