Мораль и право в системе культуры

 
   

Все статьиКультурологияТеория культурыМораль и право в культуре

Мораль, право, культура

Мораль в системе социальных норм

Мораль — это совокупность норм, правил, принципов, являющихся следствием внутреннего убеждения человека или воздействия на него силы общественного мнения.

Моральная культура составляет «срез» культуры в целом, всех сторон и проявлений. Ее можно определить как достигнутый обществом и индивидами уровень человечности, гуманности в отношениях людей. Мораль опирается на авторитет общественного мнения и нравственные убеждения личности. Моральное или нравственное сознание включает в себя моральные нормы и моральные принципы.

Нормы морали — это правила поведения людей в конкретных жизненных ситуациях.

Назначение норм морали — предоставление людям возможности определять степень соответствия своих действий признанным обществом представлениям о добре и зле, справедливости и несправедливости. Эти нормы возникают стихийно, существуют, как правило, в устной форме, отражаясь в сознании людей. Мораль формируется и поддерживается самим обществом, отвечает уровню его развития, тем общественным представлениям, которые сложились исторически и преобладают в обществе. Выполняются моральные нормы только теми людьми, для которых содержащиеся в них правила авторитетны. Итак, процесс реализации этих норм зависит от уровня информированности, развития и воспитания конкретной личности.

Моральные принципы — более широкие понятия, они носят общечеловеческий характер и обычно формируются как девизы, заповеди, кодексы, согласно которых нужно вести себя не только в конкретной жизненной ситуации, но и в целостной системе общественных отношений. К ним относятся такие положения, как «не укради», «не лги», «уважай ближнего», «чти отца своего» и т. д.

Моральная культура личности воплощается в отношениях человека с другими людьми, а моральная культура общества определяется количеством окультуренных индивидов.

Основными нравственными понятиями являются:

  • добро и зло: противоположные, но взаимосвязанные качества. Добро — позитивное, созидательное, гармоническое качество личности; зло — агрессивное, эгоистическое, раз­рушительное состояние личности. Добрый человек — значит хороший, злой — значит плохой. К основным понятиям морали также относятся:
  • долг — необходимость подчиняться более значимой воле, чем собственная при выполнении нравственных обязательств;
  • совесть — внутренний прокурор, «собственный суд справедливого человека», другими словами, соотношение поступков человека с общепризнанными нормами морали;
  • гуманизм — признание человека высшей ценностью. Основной признак гуманизма выражен в так называемом «золотом правиле нравственности», которое формулируется так: относись к другому так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе. Или, как сказано в Библии, «возлюби ближнего, как самого себя».

Мораль является основой любви, брака и семьи. Взаимоотношения людей в обществе регулируются не только нормами морали, но и правом.

Единство и различия права и морали

Между моралью и правом существует единство и взаимосвязь:

  • мораль и право выполняют регулирующую функцию в обществе, то есть, направлены на социальные связи человека;
  • мораль и право имеют сходные структуры, нормативы и принципы;
  • мораль и право должны соответствовать друг другу и утверждать в обществе принципы добра и справедливости;
  • мораль и право не должны противостоять друг другу.

В то же время между моралью и правом существуют отличия:

  • нормы права — это сумма законов, предписаний, положений, санкционированных государством;
  • нормы морали — «санкционированы» только общественным мнением, то есть они формируются в процессе непосредственного общения людей;
  • нормы права всегда конкретны и однозначны в толковании (например, «Уголовный кодекс»);
  • нормы морали допускают различное толкование и восприятие в зависимости от этнических, религиозных и других особенностей общества;
  • нормы права формируют правила поведения в виде прав и обязанностей;
  • нормы морали существуют не только в виде прав и обязанностей, но и в виде общих принципов, целей, лозунгов и т. п.;
  • нормы права обеспечиваются государственным принуждением;
  • нормы морали обеспечиваются привычкой, внутренним убеждением, моральным, общественным влиянием и другими негосударственными методами.

Значительные отличия права и морали позволяют обществу и государству гибко использовать наиболее приемлемые для конкретной ситуации средства в процессе регулирования общественных отношений. Так, например, обязанность уступать место старшим в общественном транспорте носит моральный характер, а обязанность платить за проезд — правовой.

Итак, мораль и право имеют общее предназначение в процессе регулирования общественных отношений и разное воздействие и значение в обеспечении системности общества.

Право в системе социальных норм

Право — это система общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных или санкционированных государством и охраняемых силой государства, которые регулируют важнейшие общественные отношения.

Правом называют социально-правовые притязания людей: право на жизнь, право на свободу, право на труд и образование и т.д. Это так называемые естественные права человека. Право, отражая моральные установки общества, способствует узаконению некоторых моральных принципов и постепенному сужению сферы применения тех из них, которые утратили свою актуальность.

Признаками права являются:

  • Выражение общей воли. По словам Г. Гоббса, право есть продукт воли тех, кто имеет власть над другими. Для К. Маркса, «право — это возведенная в закон воля господствующего класса»,
  • Нормативное регулирование общественных отношений, то есть право, предписывает человеку: «поступай так, а не иначе». Нормы права носят всеобщий и обязательный характер. («Закон суров, но он есть закон»).
  • Определение меры свободы поведения человека. Это означает, что право выражает меру доступности, реальности прав и свобод личности и меру допустимости ограничения свободы. Принцип свободы был сформулирован во французской Декларации прав человека и гражданина: «свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому».
  • Краеугольным признаком права является то, что оно устанавливается, санкциализируется и поддерживается государством. В рамках отдельного государства оно выступает как государственная воля. В реальной жизни это означает, что государство обеспечивает выполнение признаваемых и действующих юридических норм, так как нет других способов возвести общую волю граждан в закон.

Функции права в обществе состоят в следующем:

  • связывать членов общества юридическими узами в форме правоотношений;
  • согласовывать различные интересы людей общностей, организаций;
  • закреплять экономические основы деятельности человека (право собственности);
  • регулировать с помощью законов позитивные правила поведения с целью закрепления и развития общественных отношений;
  • охранять общезначимые общественные и личные отношения граждан (с помощью запретов, санкций и юридической ответственности).

Право как воплощение социальной справедливости

Цель права — реализация одной из высших моральных ценностей, имеющих общечеловеческое значение, — справедливости.

Справедливость — это категория, содержащая требование соответствия между значимостью отдельных индивидов, деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением за него, преступлением и наказанием.

Назначение права как воплощения социальной справедливости проявляется в том, что:

  • право основывается на принципах гуманизма и справедливости;
  • права и обязанности субъектов находятся в отношениях справедливой взаимности;
  • сам процесс разработки права характеризуется обеспечением справедливых институтов демократии;
  • право обеспечивает равенство субъектов в процессе реализации и защиты их прав, а также установления их обязанностей;
  • право уравновешивает социальные интересы разных групп, существующих на уровне общества;
  • право устанавливает наиболее целесообразные и справедливые средства, формы и виды ответственности, имеющие целью восстановление нарушенных прав, а также интересов общества;
  • выполняя гуманистическую функцию, право предоставляет возможность реализовать в конкретном поведении людей те принципы справедливости, которые наиболее полно отвечают уровню развития общества и государства.

Итак, предоставляя субъектам права равные возможности, налагая равные обязанности и устанавливая равную ответственность, право выступает в качестве средства обеспечения справедливости в реальной общественной практике.

Понятие политической и правовой культуры

Взгляд на государство и право как на историческое достижение цивилизации, оценка их с позиций гуманизма и справедливости вызвали активное использование в юридической науке двух взаимосвязанных понятий — «политическая культура» и «правовая культура».

Понятие «культура» происходит от латинского слова «cultura», которое переводится как «обрабатывание земли», «воспитание», «развитие» и т. п. Сегодня оно главным образом обозначает систему материальных и духовных ценностей, созданных человечеством, своего рода исторический опыт, который передается из поколения в поколение и соответствующим образом влияет на поведение людей. Социальное назначение права детализируется в правовой культуре.

Политическая культура определяется как исторический опыт, память социальных групп и отдельных людей в сфере политики, которые влияют на их политическое поведение.

Этот опыт в обобщенном виде содержит достижения как в сфере международных отношений, так и в сфере внутренней политики. С одной стороны, политическая культура является частью всей культуры общества, с другой же — она связана с конкретной политической системой.

Политическая культура может быть охарактеризована как качественное состояние политической жизни общества и степень зрелости политической системы общества.

В то же время в политической культуре находят отражение не только объективные политические институты, но и политические взгляды, идеи, представления, чувства, которые характеризуют отношение носителей политической культуры к политической жизни.

Правовая культура по аналогии с предыдущим понятием также может быть определена как исторический опыт, влияющий на поведение социальных групп и отдельных людей, но уже в сфере права.

Иногда правовую культуру понимают несколько упрощенно — как категорию, указывающую на уровень понимания, признания и сознательного исполнения правовых предписаний. Исходя из этого правовую культуру разделяют на:

  • общественную, присущую обществу;
  • групповую, характерную для какой-то социальной группы;
  • индивидуальную, характерную для отдельной личности.

Определенный уровень правовой культуры достигается с помощью объективных и субъективных факторов. Объективные — это условия развития общества, а субъективные — правовое воспитание.

Основные задачи правового воспитания

Правовое воспитание — это деятельность юридических и физических лиц, целенаправленно воздействующая на правовое сознание и правовое поведение граждан.

Задача правового воспитания состоит в том, чтобы на основе общих правовоспитательных целей у каждого человека были сформированы:

  • правильная правовая ориентация и уважительное отношение к законам;
  • сознательный выбор правомерных вариантов поведения;
  • уважительное отношение к правоохранительным органам;
  • чувство личной ответственности и сознание неотвратимости наказания за правонарушение;
  • критическое отношение к нарушениям и нарушителям закона;
  • потребность в личном участии в борьбе с правонарушениями;
  • уверенность в необходимости правовых норм для нормальной жизнедеятельности общества и его членов;
  • осознанная привычка соблюдать закон.

Таким образом, правовое воспитание должно воздействовать на разум и чувства человека, подсказывать ему пути правильного поведения в той или иной жизненной ситуации. Правовое воспитание направляет поведение и поступки людей в рамки требований законности. Именно поэтому наряду с формированием правового сознания, повышением уровня правовой культуры молодежи правовое воспитание работает на такую важную социальную функцию, как предупреждение нарушений.

Использованная литература:

1.Афонин В. А., Афонин Ю. В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Луганск: Элтон-2, 2008. – 296 с.

2. Основи правознавства: Проб. підручник для 9 кл. серед. загальноосвіт. шк. / За ред. І. Б. Усенка. — Київ: Ірпінь: ВТФ «Перун», 1997. — 448 с.: іл. — Рос. мовою

3. Основы правоведения. 50 конспектов уроков по программе Министерства образования и науки Украины. 9 класс. — Донецк: Центр подготовки абитуриентов, 2003. — 328 с.

   

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей в соцсетях:

   

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *