Общество и культура. Проблема культурного прогресса
Единство и отличия общества и культуры
Использование таких близких по смыслу понятий, как «общество» и «культура» требует объяснения их соотношения. Как и в других случаях, имеется несколько различных толкований этого вопроса. Большинство ученых подчеркивают близость, единство общества и культуры. Диапазон мнений включает в себя:
- отождествление общества и культуры;
- утверждение вторичности культуры относительно общества и превращение культуры в некую «часть» социальной жизни;
- постулирование вторичности общества относительно культуры и зависимости социальных характеристик от типа культуры;
- утверждение, что общество и культура — понятия, отражающие единую социальную реальность с различных сторон.
Если отвлечься от теоретических разногласий, то становится очевидным, что культура возможна только в рамках общественной жизни, реальной истории общества. Смысл культурных ценностей определяется обществом, которое их породило; происхождение культуры и направленность культурных изменений, в конечном счете, объясняются особенностями социальной жизни людей. Это свидетельствует о единстве общества и культуры.
Однако не все аспекты общественной жизни имеют отношение к культуре. Иначе говоря, между обществом и культурой существуют отличия. Социальную реальность можно представить как бесконечное число социальных фактов, имеющих некоторые параметры (время, место события, его участники, предметное содержание, причинно-следственные связи).
Факты культуры, число которых неизмеримо меньше, несомненно, являются социальными фактами. Их особенностью является специфическое общественное предназначение: они работают либо как нормативы (правила), либо как образцы (прецеденты) для будущей деятельности людей. Таким образом, в культуре совершается постоянный процесс отбора социальных фактов с точки зрения их значимости для человека и человечества.
Вместе с тем, культура — это не «часть» общества в виде суммы правил и прецедентов. В культуре заключены и принципы их отбора, и сам процесс «испытания» таких фактов, то есть творческая сторона общественной жизни, в отличие от ее рутины.
Наконец, следует отметить, что многие культурологи, обсуждая данный вопрос, подчеркивают кардинальное несоответствие роли насилия в социальной жизни и в культурном процессе. Насилие, как говорится, «повивальная бабка» истории. Войны, бунты, революции, акты агрессии — жестокая, но пока неизбежная составляющая истории общества. Однако для культуры насилие гибельно и в прямом (уничтожение культурных ценностей и их носителей), и в переносном смысле (бессмысленная растрата творческого потенциала человечества на изобретение и создание средств самоуничтожения).
Прогресс культуры
Соотношение общества и культуры имеет еще один существенный аспект. Это касается оценки социокультурного развития, определения его направленности. Иными словами, вопрос заключается в том, существует ли прогресс культуры в общественном развитии. Реальная история человечества дает такое обилие данных, что можно подобрать доказательства для прямо противоположных решений. Например, рост знаний о мире, усиление технологической мощи человечества убеждает нас в прогрессивных культурных изменениях (движение от примитивного, неразвитого воздействия человечества на мир к более высокому уровню практической деятельности). С другой стороны, прогресс в области искусства, религии, морали не очевиден. Всякая последующая во времени стадия в истории искусства вовсе не выглядит шагом «вперед и выше». Религиозные идеи также не соотносятся в простом временном порядке. В сфере нравственности прогресс наиболее сомнителен, если вспомнить жестокий опыт XX столетия с его неисчислимыми жертвами мировых войн, тоталитарных режимов, геноцида.
Действительно, в философии культуры давно существует четко выраженная оппозиция между сторонниками идеи культурного прогресса и ее противниками. Теоретическая борьба отражает противоречивость реальной жизни общества. Всем сторонам в этом споре — и пессимистам, и оптимистам — хотелось бы более светлого и радостного будущего для человечества. Пессимисты своей критикой хотят заставить людей быть более разумными, добрыми, толерантными. Оптимисты вселяют веру в человеческую способность справиться со всеми проблемами. При этом предлагается уточненные определения прогресса культуры, а также выявляется целый ряд его критериев (показателей).
Прогресс культуры — это восходящее, поступательное развитие всех ее видов и форм, которое совершается посредством дифференциации и усложнения способов культурной деятельности, что, в свою очередь, ведет к смене культурных парадигм.
Идею прогресса культуры поддерживает (1) факт изменения всех элементов культуры, (2) признание ценности культуры для отдельного человека и всего человечества и (3) пространственно-временная целостность культуры.
Критериями культурного прогресса являются:
- развитие знаний человечества о мире, развитие науки и техники (технологический критерий);
- усложнение социальной организации человечества (социально-организационный критерий):
- развитие производительных сил и производственных отношений, рост общественного богатства и приобщение к нему все больших масс людей (социально-экономический критерий):
- уважение к человеческой личности, к ее достоинству и свободе (гуманистический критерий);
- осознание глобальной ответственности человечества за природу (экологический критерий);
- осознание ценности разнообразия проявлений жизни (эстетический критерий);
- движение к духовному миру и согласию (религиозный критерий).
Использованная литература:
1.Культурология в вопросах и ответах. Методическое пособие для подготовки к зачетам и экзаменам по курсу «Украинская и зарубежная культура» для студентов всех специальностей и форм обучения. / Отв. Редактор Рагозин Н. П. – Донецк, 2008, — 170 с.
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
1. Сущность культуры
2. Культура и цивилизация
3. Типология цивилизаций
4. Культура информационного общества
5. Понятие культурной политики
Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей в соцсетях: