Русская культура советского периода

Все статьи сайтаКультурологияКультура России → Русская культура советского периода

Культура России советского периода — явление слож­ное и противоречивое. С одной стороны, в XX веке в русской культуре заявили о себе многие талантливые художники, писатели, музыканты, режиссеры. Этот век дал России также немало гениальных ученых и иссле­дователей.

С другой стороны, в XX в России на практике ут­вердилась идеология марксизма, была создана тотали­тарная система, которая привела к уничтожению ина­комыслия. В художественной культуре господствовали примитивные оценки произведений искусства, многие писатели, художники и деятели культуры были физически уничтожены. С учетом противоречивости и от­сутствия единства культуры советского периода ука­жем на ее отдельные стороны.

В.И.Ленин еще в начале XX века сформулировал принцип партийности литературы, который лег в осно­ву политики партии в области художественной культу­ры. Согласно этому принципу, культура и искусство должны выражать интересы рабочего класса. Считалось, что именно этот класс, как революционный, выражает ин­тересы общества в целом, Октябрьская революция по замыслу ее вождей, должна была коренным образом из­менить положение в сфере духовной культуры. Культу­ра впервые должна была в подлинном и прямом смысле являться собственностью народа, выражать его инте­ресы и духовные запросы. И в тоже время эта культу­ра должна быть пролетарской. Это означало отказ от преемственности, от эволюции, от традиций культур­ного развития. Эволюция, как известно, является наи­более благоприятным путем для культурного процесса.

Первое послеоктябрьское десятилетие в истории культуры России показало, что задача формирования абсолютной пролетарской культуры невыполнима, особенно в сфере искусства. В абсолютизации классового подхода в ху­дожественной культуре особенно выделялись две твор­ческие организации — Пролеткульт и РАПП (российс­кая ассоциация пролетарских писателей). К 30-ым го­дам они прекратили свое существование.

Ряд выдающихся культурных деятелей этого периода — А.Платонов, Е.Замятин, М.Булгаков, М.Цветаева, О.Ман­дельштам активно противостояли «вульгарной» социо­логии искусства, за что были подвергнуты советской критике того периода как чуждые новой культуре эле­менты. Решительные перемены в этот период произош­ли с русским театром. Возник советский режиссерский театр, становление которого связано с именем Е.Б.Вахтангова. Его постановки пьес отличались высокой граж­данственностью и художественной активностью. В этот период большевистское правительство пыталось нала­дить контакт с творческой интеллигенцией России. К тому же многие поэты, даже такие как А.Блок и В.Брюсов, свято верили в революционный переворот во всей цивилизации. Большую роль в установлении та­кого диалога сыграл первый советский нарком просве­щения А.В.Луначарский. Блестящий оратор и эрудит, он в двадцатые годы перекинул «временной мост» меж­ду революцией и миром русской интеллигенции.

30-50-е годы русской культуры вошли в историю как годы тоталитаризма, хотя в официальной идеоло­гии они именовались как годы первых пятилеток, мас­сового трудового героизма и т.п. В СССР было введено всеобщее обязательное образование (начальное, а по­том и семилетнее). Коллективизация сельского хозяй­ства, стахановское движение, первые стройки отража­лись и переживались в общественном сознании очень эмоционально. Перед художниками появилась массо­вая аудитория слушателей, зрителей, читателей. Теат­ры, художественные музеи, концертные залы посеща­ются огромными количествами людей. Развивается ки­носеть, большими тиражами издаются книги, открыва­ются библиотеки. Официальное искусство 30-40-гг. было приподнято-утверждающим, даже пафосным, ма­жорным.

В 1934 г. начал свою работу Первый всесоюзный съезд со­ветских писателей, где основным творческим методом советской культуры был определен социалистический реализм. Этот метод предпи­сывал художникам содержание произведений искусст­ва и творческие принципы. В литературе значительно увеличивается значение исторического романа. Выходят такие романы как «Кюхля» Ю.Тынянова, «Емельян Пугачев» В.Шишкова, «Петр Первый» А.Толстого. Развивается детская литература. Широкую популярность приобретают стихи для детей, написанные В.Маяковским, С.Маршаком, К.Чуковским, С.Михалковым, повести А.Гайдара, В.Каве­рина, Л.Кассиля. В марте 1940 г. завершена публикация романа М.Шолохова «Тихий Дон». Великая Отечествен­ная война, вызвавшая огромный патриотический подъем русского народа с особой силой отразилась в поэзии и песне. Лирика М.Исаковского, Н.Тихонова, С.Щипачева, А.Твардовского, Б.Пастернака, А.Ахматовой, О.Берггольц, К.Симонова,  песня В.Лебедева-Кумача «Священная война» вошли в историю художественной культуры этого периода. Кроме этого, в годы войны было написано одно из величайших произведений XX века - седьмая симфония Д.Шостаковича. Композитор на­чал писать эту симфонию через месяц после начала вой­ны, а продолжил свою работу в осажденном фашиста­ми Ленинграде. Эта музыка высекала огонь из муже­ственных сердец ленинградцев. Симфония, по словам Д.Шостаковича, была посвящена борьбе с фашизмом.

В годы войны с большим успехом в театрах России шли пьесы Л.Леонова («Нашествие»), А.Корнейчука («Фронт»), К.Симонова («Рус­ские люди»). Огромной попу­лярностью пользовались песенные концерты таких со­листов, как К.Шульженко, Л.Русланова, Л.Утесов, С.Лемешев, И.Козловский и др.

В послевоенные годы были созданы такие художественные произведения на документальной основе как «Молодая гвардия» А.Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого.

60-70-е годы в русской художественной культуре связаны с политической и культурной «оттепелью». На становление культуры этого периода большое влия­ние оказал научно-технический прогресс и социально-экономические процессы. Проза В.Шукшина, В.Распутина, Ю.Трифонова, Ч.Айтматова, драматургия А.Вампилова, В.Розова, поэзия В.Высоцкого отразили целый ряд злободневных проблем этого времени. Среди них особое место занимали экологические проблемы, нрав­ственные, эмиграция жителей в города, усложнение жизни и быта в них и др. Киноре­жиссеры Г.Чухрай, С.Ростоцкий, писатели В.Быков, Г.Бакланов, В.Астафьев создают правдивые фильмы и романы о прошедшей войне. В художественной лите­ратуре появляется так называемая «деревенская про­за» (В.Белов, Ф.Абрамов и др.), в которой получили от­ражение мораль деревенского человека, глубокие изме­нения в его сознании, драматизм деревенской жизни в изменившихся условиях, в период вымирания русских деревень («Дом» Ф.Абрамова, «Прощание с Матерой» и «Пожар» Ф.Абрамова).

Проблеме взаимоотношения человека с природой посвящен фильм-панорама «У озера» С.Гераси­мова. Загрязнение озер, расточительство природных ресурсов, уничтожение лесов явились тя­желейшим последствием научно-технической революции. Это не могло не сказаться на духовном мире чело­века, ставшего свидетелем, а нередко и прямым винов­ником экологических проблем.

Особое место в культуре России представляет фе­номен А.Солженицына. Его рассказы «Один день Ива­на Денисовича», «Матренин двор» стали классикой ина­комыслия 60-х годов. В определенной мере эту тради­цию продолжали в своей театральной деятельности те­атры «Современник» и «Таганка», журнал «Новый мир» А.Твардовского. Таким образом, художественная культура пе­риода «хрущевской оттепели» поставила перед советс­ким обществом ряд существенных проблем.

Читайте также:

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Подписаться на новые статьи по e-mail
Новые статьи блога
2 комментария
  • Eu Cigs

    Cпасибо большое!

    2015-01-21 в 11:00 | Ответить
    • admin

      Вам спасибо! Заходите! Всегда рады!

      2015-01-21 в 12:05 | Ответить
;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :mrgreen: :lol: :evil: :cry: :cool: :P :-(