Философский словарь. Э

 
   

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ш  [Э]  Ю

 

ЭВОЛЮЦИЯ И РЕВОЛЮЦИЯ. — Эволюция — медленное, постепенное нарастание количественных изменений; революция — быстрое коренное, качественное изменение.       Метафизическое представление о развитии сводится к признанию лишь количественного изменения, постепенного, эволюционного роста. Диалектический материализм утверждает, что движение имеет двоякую форму: эволюционную и революционную. Эволюционно происходят незначительные, скрытые, непрерывные, количественные изменения, которые подготавливают коренные, качественные, революционные изменения. Качественные же изменения совершаются скачкообразно. Поэтому развитие нужно понимать не только как количественное изменение, но и как развитие скачкообразное, революционное, как перерывы постепенности, превращение количества в качество. Таким образом, эволюцию и революцию нельзя отрывать друг от друга; они неразрывно связаны между собой, и действительное развитие есть единство эволюции и революции.

ЭКЗЕГЕТИКА  (от греч. exegetikos — разъясняющий), то же, что герменевтика — (от греч. hermeneutikos — разъясняющий, истолковывающий) — искусство толкования текстов (классической древности, Библии и т. п.), учение о принципах их интерпретации.

ЭККЛЕСИОЛОГИЯ (ЭККЛЕЗИОЛОГИЯ) (греч. «учение о Церкви») – раздел богословия, занимающийся уяснением мистического смысла и спасительного предназначения Церкви Христовой.

ЭКЛЕКТИКА, ЭКЛЕКТИЗМ — это механическое соединение разнородных идейных направлений, взглядов, теорий. Эклектики пытаются сочетать материализм с идеализмом.

ЭКСПРЕССИОНИЗМ — направление в немецком модернизме, характеризовавшееся отображением субъективного восприятия действительности художником в подчеркнуто гротесковых, динамично-экспрессивных, экзальтированных и фантастических формах.

ЭКУМЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ (от ойкумена) — движение христианских (первоначально протестантских) церквей за объединение всех христианских церквей.

ЭЛЕАТЫ ИЛИ ЭЛЕЙЦЫ — это древнегреческая философская школа VI-V вв. до н. э., возникшая в г. Элее (в Южной Италии). Главные представители: Ксенофан из Колофона (ок. 580-488 до н. э.), Парменид из Элеи (вторая половина VI — первая половина V в. до н. э.), Зенон из Элеи (ок. 490-430 до н. э.) и Мелисс с острова Самос (V в. до н. э.). Против стихийного диалектического учения милетской школы и Гераклита об изменчивой первооснове вещей элейская школа выдвинула учение о неизменной сущности истинного бытия и иллюзорности всех видимых изменений и различий. Это метафизическое положение влекло за собой отрицание значения чувственного опыта для познания и в дальнейшем послужило одним из источников идеализма Платона. Доводы элеатов против диалектики, в особенности выдвинутые Зеноном доказательства противоречивости движения (апории Зенона), вопреки их метафизическим выводам сыграли положительную роль в развитии античной диалектики: они остро поставили проблему — как выразить в логических понятиях противоречивый диалектический характер объективных процессов движения и развития.

ЭМПИРИЗМ (греч. — опыт) — это философское учение, считающее чувственный опыт единственным источником знаний. Существует как идеалистический, так и материалистический эмпиризм. Идеалистический эмпиризм (Беркли, Юм, Мах, Авенариус, Богданов и т. д. ) ограничивает опыт совокупностью ощущений или представлений, отрицая, что в основе опыта лежит материальная природа. Материалистический эмпиризм (Ф. Бэкон, Гоббс, Локк) считает, что в основе чувственного опыта лежат предметы материальной природы.

ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ (философия «критического опыта»), или махизм — это субъективно-идеалистическое философское течение, возникшее во второй половине XIX в. в Германии и Австрии. Теория эмпириокритицизма создана Авенариусом и Махом. Эмпириокритики понимали опыт субъективно-идеалистически, как сумму человеческих переживаний, ощущений. Они утверждали, что в основе всех явлений лежат «элементы мира», или, что то же, «элементы опыта». Каждая вещь есть «комплекс элементов».

ЭМПИРИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ — жизнь на уровне опытных данных, повседневного опыта, лишенного углубленного размышления. Понятие близко к обыденному сознанию и мышлению.

ЭНЕРГИЯ — это мера движения материи. Понятие энергии появилось в науке во второй половине XIX в. в связи с открытием закона сохранения и превращения энергии. Специфическим, качественно-своеобразным физическим и химическим формам движения соответствуют определенные виды энергии – механическая, тепловая, электромагнитная, химическая и т.п. С помощью понятия энергии выражается количественная и качественная неуничтожимость материального движения, его способность к бесконечным превращениям из одной формы в другую. Энергия сохраняется количественно, она неуничтожима. Все виды энергии взаимопревращаются.

ЭНТЕЛЕХИЯ – это философский термин в философии Аристотеля, означающий внутреннюю цель, которая лежит в основе развития материи и определяет весь процесс ее развития. В идеалистических учениях витализма энтелехия означает мистическую, нематериальную «жизненную силу», являющуюся источником и основой жизни.

ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ – идейные предшественники французской буржуазной революции конца XVIII в., объединившиеся вокруг издания «Энциклопедии» (1751—1780). Наряду с философами, учеными и публицистами в «Энциклопедии» принимали участие виднейшие французские инженеры, моряки, специалисты военного дела, врачи. Во главе «Энциклопедии» стоял материалист Дидро. Ближайшим помощником Дидро был Даламбер. В числе сотрудников «Энциклопедии» были Вольтер, Гельвеций, Гольбах, Кондильяк, Руссо, выдающиеся естествоиспытатели Бюффон, Леруа и др. Энциклопедисты были людьми различных политических взглядов: наряду со сторонниками «просвещенного абсолютизма» были республиканцы и сторонники буржуазной демократии, но все они отрицательно относились к феодальному строю и выступали против сословных привилегий, в защиту прав «третьего сословия» с буржуазией во главе.

ЭПИКУР (341-270 до н.э.) – выдающийся материалист и атеист эпохи эллинизма, радикальный просветитель древности. Эпикур отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из признания вечности материи, обладающей внутренним источником движения. Философия Эпикура признает бытие вещей вне сознания человека и независимо от него. Возрождая атомизм Левкиппа-Демокрита, Эпикур вносит в него оригинальные изменения, высказывает гениальные догадки, подтвержденные дальнейшим развитием науки. Все существующее, по Эпикуру, есть результат движения и столкновения атомов. Для объяснения возможности столкновения атомов, движущихся в пустом пространстве с одинаковой скоростью, Эпикур вводит понятие спонтанного (внутренне обусловленного) «отклонения» атома от прямой линии. Этот взгляд противостоит учению Демокрита о необходимости, отрицающему случайностью.

В теории познания Эпикур – материалист-сенсуалист. Основой познания он признает ощущения, которые сами по себе всегда истинны, так как исходят из объективной реальности; ошибки возникают из истолкования ощущений. Эпикур развивает материалистическую теорию «идолов», согласно которой от поверхности тел исходит непрерывный поток мельчайших частиц, проникающих в органы чувств и вызывающих образы вещей. Утверждая материальность и смертность души, Эпикур выступает против невежества и суеверия, порождающих страх перед богами и смертью. Цель философии, по Эпикуру, — счастье человека, для достижения которого следует освободиться от предрассудков, овладеть знанием законов природы. Эпикур пытается построить этическую теорию разумного наслаждения, в основе которой лежит индивидуалистический идеал уклонения от страданий и достижения спокойного и радостного состояния духа. Как идеолог рабовладельческого общества Эпикур считает наиболее разумным для человека не деятельность, а покой, атараксию.

ЭСТЕТИКА – это наука об искусстве, теория искусства, исследующая вопросы о сущности искусства, об отношении его к действительности, о методе художественного творчества, о критериях художественности, о видах и жанрах искусства и т.д.

ЭСХАТОЛОГИЯ (от греч. eschatos — последний, конечный и ... логия) — религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Различают индивидуальную эсхатологию, т. е. учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирную эсхатологию, т. е. учение о цели космоса и истории и их конце.

ЭТИКА (от греч. – нрав, характер, обычай) – это учение о морали, о ее происхождении и развитии, о правилах и нормах человеческого поведения, об обязанностях людей по отношению друг к другу, к обществу, к родине, к государству и т.д.

 

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ш  [Э]  Ю

   

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей в соцсетях:

   

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *