Культура Древнего Китая

 
   

Все статьи сайтаКультурологияИсторические типы культуры → Культура Древнего Китая

Культура Древнего Китая. Китайская культура. Конфуцианство

Идейным стержнем Китайской культуры, являлось конфуцианство — философско-этическое учение, возникшее в VI веке до н.э. Основоположником его был мудрец Конфу­ций (551 -479 г.г. до н.э.). Конфуцианство утверждало вечность и неизменность общества и мира в целом. Каждый член об­щества должен занимать предопределенное ему изначально место. Гуманность, милосердие должны пронизывать отношения между людьми. Каждый обязан помогать другому, до­стичь того, к чему сам стремится и не делать того, чего не же­лаешь себе. Эта этическая установка была позже сформул­рована в Библии и получила название золотого правила нрав­ственности.

Конфуций отождествлял общество с государством. Госу­дарство понималось Конфуцием, как большая семья, в кото­ром государь (император) — это «Сын Неба», и «Отец и Мать народа». В подобном государстве господствовали строгие мо­ральные нормы, а не правовые механизмы. Долгое время кон­фуцианство выполняло в Китае функцию государственной идеологии.

Другим важнейшим направлением китайской филосо­фии, являлся даосизм (основоположник Лао-Цзы VI век до н.э.). Центральным понятием даосизма было провозглашено «дао» — путь. С точки зрения даосизма все в мире находится в движении, в изменении, в пути, все непостоянно и конечно. Необходимо следовать установленному миропорядку, соот­ветствующему дао. Чтобы обеспечить себе бессмертие, надо выполнять особые упражнения, напоминающие йогу.

Китайцы долгое время придерживались веры в свою ис­ключительность и все другие народы до середины XVIII века считали варварами.

Культура Древнего Китая. Китайская культура. Живопись

Китайская цивилизация древнейшая из цивилизаций. Уже в X веке до н.э. это была высокоразвитая культура. Китай по­дарил миру иероглифическую письменность, шелк, бумагу, фосфор, компас, плуг, порох, двигатель. Всему миру известны достижения китайской медицины, астрономии, математики.

В Китае не существовало понятия о Боге. Мир не создает­ся Богом, он раскрывается из собственной скрытой основы, как из бутона цветка.

В китайской культуре не было понятия духа и тела, идеи материи. Мир воспринимался нерасчлененным на дух и ма­терию. Человек равен космическим силам Неба и занимает во вселенной центральное место. Подход к любому явлению жизни, начинается, прежде всего, с понятий нравственности (конфуцианство).

Среди категорий китайской культуры самое важное ЦИ. Оно не переводится на русский язык. Понимается примерно так: подобно тому, как лед при нагревании превращается в воду, а вода в пар, так и ЦИ, сгущаясь, становится веществом, истончаясь духом. Все, что есть в мире — это ЦИ, кроме ЦИ ничего нет. ЦИ изначальный дух в первозданной природе. Камень тоже содержит зачатки одухотворенности. ЦИ под­вижно, как все в мире. Вот гора. Она гора, когда возникла, но со временем постареет, рассыплется ветром, станет песком, а рано или поздно из песка возникнет новая гора. Итак, ЦИ — это жизненная энергия, наполняющая мир. 

Китайское мышление отличалось от причинно-следствен­ного, свойственного европейцам. Например, что общего меж­ду металлом, Западом, белым цветом, легким и справедливос­тью. Европеец не увидит здесь связи. Китайцу все ясно: пер­воэлементом во всем этом, является металл.

Культура Древнего Китая. Китайская культура. Инь и ЯнВ основе мышления такого типа лежит теория симпатии. Положительная сфера бытия — Ян, отрицательная — Инь. По­добное взаимодействует с подобным. «Не можешь ты цветка сорвать, чтобы звезды не потревожить», — сказал китайский поэт.

Китайская культура оптимистична. Космос гармоничен, упорядочен, полон жизни и энергии. Небо — это мужское нача­ло, полное заряда Ян. Земля, как противоположность небу — женское начало Инь. Почва знаменует гармонию Ян и Инь.

Пространство: на востоке господствует молодая положи­тельная сила (дерево), обретшая зрелость на юге. Юг — огонь, Запад — металл, Север — вода. Север воспринимался китай­цами, как царство холода и мрака, откуда совершают набеги дикие кочевники. Юг — источник светлой и горячей силы Ян. Это отразилось на планировании китайских городов: они воз­водились строго по квадрату с главными воротами на юге. Ли­цом к югу восседал на троне император. Сначала китайцы счи­тали небо круглым, а землю квадратной. Потом поняли, что небо — это пустота, в которой разлита жизненная сила ЦИ.

Представление о жизни и смерти: «Жизнь лишь плава­ние по течению, смерть лишь отдых в пути». Так представляли себе мир китайцы. Учений о бессмертии души в китайс­кой философии не было. Жизнь и смерть — две непремен­ные фазы единого процесса времени. Жизнь — благо, смерть зло и ее надо преодолеть. Одна из религий, даосизм, разраба­тывала способы продления жизни: особую сексуальную прак­тику, дыхательные упражнения, медитацию, гимнастику.

Искусство и литература: Китайская вселенная строится на красоте. Космос «узорчат», узор позже перешел в значение «письменный знак», письменность, «культура, выраженная в письменном знаке». Одно из главных понятий китайской куль­туры — понятие ВЭНЬ. ВЭНЬ — это космическое начало, вы­ражающее узорчатость, украшение во Вселенной. Шаман обя­зательно имел эту узорчатость-татуировку, как признак свя­щенности. ВЭНЬ — это проявление космоса в человеке. Под­нимая голову вверх, мудрец изучает созвездия. Опуская голо­ву вниз — постигает скрытый смысл звериных и птичьих сле­дов. Результатом этого вглядывания стало появление иерогли­фической письменности и культуры. Письменность, по мне­нию китайцев, несет в себе великое Дао — путь. Отсюда поис­тине благовейное отношение народа к письменному тексту. Занятие литературой — дело благородное и достойное. Но под настоящей литературой понимались не роман, а философс­кая проза.

Культура Древнего Китая. Китайская культура. Китайская живопись

Китайская живопись — это изображение не вещей, а идей, смыслов. Особое место занимает в ней одноцветные картины. Изображение наносится черной тушью на белую бумагу или слегка подкрашенный шелк. Художники стреми­лись передать идею пустотности, воздушной «безосновности» всего сущего. Установка в китайской живописи делалась на поиск гармонии и единства с космосом.

Религия: Конфуцианство вряд ли можно считать религи­ей. Это этико-политическое учение. Было много смешанных верований и культов. Это синкретичное верование, как дао­сизм. Религии Китая допускали существование разных веро­ваний. Не было монотеизма. Буддизм пришел в Китай из Ин­дии и трансформировался. Китаец мог исповедовать одновре­менно три религии: на работе быть конфуциантом, с друзьями и на лоне природы — даосом, наедине с собой буддистом (размышления о жизни и смерти).

Общественные ценности: 

• вера в возможность создания морального общества, что требовало идеальных, высокоразвитых лидеров;

• семья — особый клан, прообраз государства. Человек, который правильно содержит свою семью, может управлять государством;

• идеал благородного мужа, чиновника, монарха.

Огромную роль в древнекитайской культуре играли бла­городство происхождения и наличие высокопоставленных предков.

Правящий слой рекрутировался с помощью экзаменов. Любой житель имел право пройти экзамен на знание конфу­цианских текстов и комментарий литературы и мог получить ту или иную ученую степень.

У простолюдина, успешно сдавшего даже низший уезд­ный экзамен на степень сюцая (расцветающий талант), резко менялась вся жизнь. Он освобождался от налогов, воинской и трудовой повинности, носил халат и головной убор учено­го. Так формировался слой управленцев (мандаринат — ман­дарины — от слова приказывать). Термины «чиновник» и «ин­теллектуал» в китайской культуре совпадали. Все это объяс­няет исключительную ценность образования.

Китайское образование носило отчетливо выраженный гуманитарный характер. Филология, философия, история считались почетными науками. Естественные науки носили прикладной характер. Торговля, бизнес, промыслы котиро­вались не очень высоко. Чиновники смотрели на купцов с презрением. Крестьяне — это «хороший» народ, торговцы — «дурной».

Семья: идеалом служила модель «пять поколений под од­ной крышей». Семья — это клан людей, находящихся в род­ственных отношениях. Главное, чтобы с детства и до смерти китаец чувствовал себя частью клана. Вне семьи он ничто.

Культ предков — часть национальной религии.

Читайте продолжение темы «Культура Древнего Востока»:
Культура Древнего Востока
Культура Древнего
Египта
Культура Древней Индии

Читайте также:
Первобытная культура
Античная культура
Средневековая культура
Культура Западноевропейского Возрождения
Культурное значение Реформации

Культура Нового Времени

   

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей в соцсетях:

   

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *