Культура эпохи Просвещения
Все статьи сайта → Культурология → Исторические типы культуры → Культура эпохи Просвещения
XVIII век вошел в историю общественной мысли как эпоха Просвещения, как век разума. Разум и Просвещение — основные лозунги эпохи. В то же время это и «галантный век» (Франция). Франция стала гегемоном духовной жизни Европы, а просветительские идеи охватили также Англию, Германию, Италию, Россию. Кризис абсолютизма, буржуазные революции, распространение философских знаний подготовили рождение новой культуры. Это выражалось в новом понимании самого человека, которого, как считали просветители, можно изменить к лучшему.
Отличительная черта идеологии Просвещения — надежна на человеческий разум и гармонию общества через просвещение людей и развитие их творческого начала.
Франция дало миру таких просветителей, как Ж. -Ж. Руссо, Д.Дидро, Вольтер.
В Англии это — Кавендиш, Филдинг, Дж. Уатт.
В Германии — Лессинг, Гете, Шиллер, Кант.
В России — Ломоносов, Радищев.
В XVIII веке быстро сменяются технологии и достижения, доминирует городская культура, природа представляется человеку, как арена преобразующей, творческой деятельности. Новое понимание культуры как духовного творчества людей входит в массовое сознание западной цивилизации.
Авторитет науки и знания поднимается эпохой Просвещения на небывалую раннее высоту. Великие французские просветители — Вольтер, Дидро, Руссо дали новое толковании философско-эстетических категорий, таких как красота, гармония, вкус. Эти философы дали образцы всеобъемлющего анализа художественного процесса, отдельных видов и жанров искусства. Эстетический фактор во всех аспектах художественной культуры становится определяющим.
В частности, Вольтер в статье «Вкус» выдвигает положение об исторической изменчивости культуры народов в зависимости от переживаемых ими исторических событий. Искусство рассматривается им как мощное средство преобразования мира. Вольтер видит в искусстве школу морали, могучее средство просвещения и пропаганды новых идей.
Дени Дидро является самым разносторонним представителем французского Просвещения. Он основатель и создатель знаменитой «Энциклопедии искусств, наук и ремесел». Дидро соединяет в себе талант философа, теоретика искусства, художественного критика и писателя. Его повесть «Племянник Рамо» получила широкую известность.
Культура Немецкого просвещения представлена творчеством молодых немецких писателей творческого объединения «Буря и натиск». Это И.Г.Гердер, И.В.Гете, Ф.Шиллер, Ф.М.Клинкер и другие. Они в своих работах обосновали принципы:
• исторического подхода к искусству;
• зависимости искусства от природной и социальной среды;
• национальной художественной культуры, свойственной каждому народу;
• убежденности в наступлении «золотого века» искусства.
Творчество поэтов «Бури и натиска» признано оптимизмом, верой в возможности человека, обращенностью к индивидуальным переживаниям людей.
В искусстве XVIII века классицизм приобретает новые черты. Он тесно связан с революционными выступлениями буржуазии по всей Европе, идеалами политической свободы и национальной независимости. Классицизм перестает быть замкнутым, изолированным художественным явлением, он тесно соприкасается с барокко, рококо, сентиментализмом, с народной культурой различных европейских стран. Имена Ф.Шиллера (драма «Братья-разбойники»), И.Гете («Фауст»), Ж.Л.Давида (полотно «Свобода на баррикадах») Моцарта, Баха, Бетховена гремят по всей Европе. Д.Дефо издает свой знаменитый роман «Робинзон Крузо», в котором создает образ энергичного человека будущей буржуазной эпохи.
Во второй половине XVIII века в искусстве формируется сентиментализм — художественное течение, которое провозглашает естественное чувство определяющим моментом жизненных ценностей. Английский писатель Л.Стерн публикует «Сентиментальное путешествие», герои которого — простые люди, представлены эмоционально-насыщено, слезливо, участливо. Ж. -Ж.Руссо в духе сентиментализма создает роман «Новая Элоиза», Н.Карамзин повесть «Барышня-Крестьянка» (и «Крестьянки могут любить»). Мотивы сентиментализма звучат в творчестве Гете, Шиллера, Ричардсона, а в русской литературе в творчестве Н.Львова, В.Жуковского. Излюбленные жанры писателей-сентименталистов — дневники, путевые заметки, элегии, романы, насыщенные исповедями и нравоучительными установками.
В культуре XVIII века закладываются основы утилитарной морали. («Что полезно, то и добродетельно» И.Бентам), Б.Франклин разрабатывает основные принципы буржуазной морали: «время — деньги», «бережливость и труд к богатству пилу» и т.п.
Читайте продолжение темы «Культура Нового Времени»:
Культура Нового Времени
Культура XVII века
Западноевропейская культура XIX века
Читайте также:
Первобытная культура
Культура Древнего Востока
Античная культура
Средневековая культура
Культура Западноевропейского Возрождения
Культурное значение Реформации
Культура Европы рубежа XIX-XX веков
Культура Европы XX века
Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей в соцсетях: