Культура эпохи Просвещения

 
   

Все статьи сайтаКультурологияИсторические типы культуры → Культура эпохи Просвещения

Культура эпохи Просвещения

XVIII век вошел в историю общественной мысли как эпо­ха Просвещения, как век разума. Разум и Просвещение — основные лозунги эпохи. В то же время это и «галантный век» (Франция). Франция стала гегемоном духовной жизни Евро­пы, а просветительские идеи охватили также Англию, Герма­нию, Италию, Россию. Кризис абсолютизма, буржуазные революции, распространение философских знаний подготови­ли рождение новой культуры. Это выражалось в новом пони­мании самого человека, которого, как считали просветители, можно изменить к лучшему.

Отличительная черта идеологии Просвещения — надеж­на на человеческий разум и гармонию общества через просве­щение людей и развитие их творческого начала.

Франция дало миру таких просветителей, как Ж. -Ж. Руссо, Д.Дидро, Вольтер.

В Англии это — Кавендиш, Филдинг, Дж. Уатт.

В Германии — Лессинг, Гете, Шиллер, Кант.

В России — Ломоносов, Радищев.

В XVIII веке быстро сменяются технологии и достижения, доминирует городская культура, природа представляется че­ловеку, как арена преобразующей, творческой деятельности. Новое понимание культуры как духовного творчества людей входит в массовое сознание западной цивилизации.

Авторитет науки и знания поднимается эпохой Просве­щения на небывалую раннее высоту. Великие французские просветители — Вольтер, Дидро, Руссо дали новое толкова­нии философско-эстетических категорий, таких как красота, гармония, вкус. Эти философы дали образцы всеобъем­лющего анализа художественного процесса, отдельных видов и жанров искусства. Эстетический фактор во всех аспектах художественной культуры становится определяющим.

В частности, Вольтер в статье «Вкус» выдвигает положе­ние об исторической изменчивости культуры народов в за­висимости от переживаемых ими исторических событий. Искусство рассматривается им как мощное средство преоб­разования мира. Вольтер видит в искусстве школу морали, могучее сред­ство просвещения и пропаганды новых идей.

Дени Дидро является самым разносторонним представи­телем французского Просвещения. Он основатель и создатель знаменитой «Энциклопедии искусств, наук и ремесел». Дид­ро соединяет в себе талант философа, теоретика искусства, художественного критика и писателя. Его повесть «Племян­ник Рамо» получила широкую известность.

Культура Немецкого просвещения представлена творче­ством молодых немецких писателей творческого объедине­ния «Буря и натиск». Это И.Г.Гердер, И.В.Гете, Ф.Шиллер, Ф.М.Клинкер и другие. Они в своих работах обосновали прин­ципы:

• исторического подхода к искусству;

• зависимости искусства от природной и социальной среды;

• национальной художественной культуры, свойственной каждому народу;

• убежденности в наступлении «золотого века» искусства.

Творчество поэтов «Бури и натиска» признано оптимиз­мом, верой в возможности человека, обращенностью к инди­видуальным переживаниям людей.

В искусстве XVIII века классицизм приобретает новые черты. Он тесно связан с революционными выступлениями буржуазии по всей Европе, идеалами политической свободы и национальной независимости. Классицизм перестает быть замкнутым, изолированным художественным явлением, он тесно соприкасается с барокко, рококо, сентиментализмом, с народной культурой различных европейских стран. Имена Ф.Шиллера (драма «Братья-разбойники»), И.Гете («Фауст»), Ж.Л.Давида (полотно «Свобода на баррикадах») Моцарта, Баха, Бетховена гремят по всей Европе. Д.Дефо издает свой знаменитый роман «Робинзон Крузо», в котором создает образ энергичного человека будущей буржуазной эпохи.

Во второй половине XVIII века в искусстве формируется сентиментализм — художественное течение, которое про­возглашает естественное чувство определяющим моментом жизненных ценностей. Английский писатель Л.Стерн публикует «Сентиментальное путешествие», герои которого — про­стые люди, представлены эмоционально-насыщено, слезливо, участливо. Ж. -Ж.Руссо в духе сентиментализма создает роман «Новая Элоиза», Н.Карамзин повесть «Барышня-Крестьянка» (и «Крестьянки могут любить»). Мотивы сентиментализма звучат в творчестве Гете, Шиллера, Ричардсона, а в русской литературе в творчестве Н.Львова, В.Жуковского. Излюбленные жанры писателей-сентименталистов — днев­ники, путевые заметки, элегии, романы, насыщенные исповедями и нравоучительными установками.

В культуре XVIII века закладываются основы утилитар­ной морали. («Что полезно, то и добродетельно» И.Бентам), Б.Франклин разрабатывает основные принципы буржуазной морали: «время — деньги», «бережливость и труд к богатству пилу» и т.п.

Читайте продолжение темы «Культура Нового Времени»:
Культура Нового Времени
Культура XVII века
Западноевропейская культура XIX века

Читайте также:
Первобытная культура
Культура Древнего Востока
Античная культура
Средневековая культура 
Культура Западноевропейского Возрождения
Культурное значение Реформации
Культура Европы рубежа XIX-XX веков
Культура Европы XX века

   

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей в соцсетях:

   

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *