Философский словарь. Ю
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ш Э [Ю]
ЮМ ДАВИД (1711—1776) – английский буржуазный философ, историк и экономист. В философии Юм – субъективный идеалист, агностик. Вопрос о том, существует объективная реальность или нет, Юм считает неразрешимым. Он утверждает, что мы не только не знаем, каковы вещи сами по себе, но даже не знаем, существуют ли они реально. В этом отличие агностицизма Юма от кантовского, признающего существование «вещи в себе». Причинная связь для Юма – не закон природы, а привычка. Отрицая материальную основу вещей и причинность, Юм приходит к выводу, что в человеческом сознании есть лишь поток психических восприятий и что наука сводится к простому описанию этого потока, она не в состоянии постичь какие-либо законы.
ЮМИЗМ – это учение английского философа Юма и его последователей.
ЮНГ КАРЛ ГУСТАВ (1875—1961) — швейцарский психолог и культуролог, основатель аналитической психологии. Вначале соратник и популяризатор З. Фрейда. В 1913 г. порывает с ним на основе теоретических расхождений и создает собственное учение. Выступил против фрейдовского натурализма и пансексуализма, считая, что психоанализ конкретен и его нельзя вести всегда по одной заданной схеме. Главная идея Юнга состоит в том, что кроме личностного бессознательного, являющегося резервуаром вытесненных влечений, существует более глубокий пласт внутреннего мира — коллективное бессознательное, которое обладает всеобщей сверхличной природой. Его содержание составляют архетипы. Это некие доопытные структуры, служащие регулирующим принципом формирования творческого материала. Архетипы не осознаются при применении аналитической техники, выражают себя в переживаниях и образах конкретных людей, в культурных и религиозных традициях, зашифрованы в эзотерической символике. Они являются через сны, мифы, отклонения в поведении. Ведущие архетипы: Анима (женское начало), Анимус (мужское начало), Тень (низший человек в нас, личное бессознательное), Персона (совокупность социальных масок), Самость (наше истинное интегральное «Я», к которому мы лишь бесконечно приближаемся через процесс индивидуации). Архетипы изначально связаны с тем, что не охватываются разумом, они — тайна, они сакральны. В них заключена колоссальная энергия, могучая безличная сила. Люди тянутся к этим вечным образцам и одновременно боятся их, потому и выражают их в символах, которые и приоткрывают, и скрывают мощь бессознательного. Кризис традиционных символов в современном мире ведет к вулканическому выбросу бессознательного, к агрессии, войнам, деморализации. Разрушая древние символы, интеллект оставляет вокруг себя пустыню. Основные работы: «Психологические типы», «Отношение между „я“ и бессознательным», «Об энергетике души», «Действительность души», «О психологии бессознательного», «Психология и алхимия».
Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей в соцсетях: