Культурное значение Реформации
Все статьи сайта → Культурология → Исторические типы культуры → Культурное значение Реформации
Реформация — это народное движение XVI столетия, направленное против католической церкви и приведшее к возникновению протестантизма. Лидерами этого движения были Лютер в Германии и Кальвин в Швейцарии. Это движение оказало на общественно-европейское общество гораздо более сильное влияние, чем Возрождение. Гуманизм предшествующей эпохи сыграл в возникновении протестантизма двоякую роль: с одной стороны, он подорвал престиж церкви и расчистил путь для Реформации, возвысив светскую ученость и искусство. С другой стороны, Реформация была восстанием не только против католической церкви, но и против гуманизма, т.к. ее деятели отличались фанатичной религиозностью в борьбе за концепцию «новой церкви».
Реформация была вызвана распадом феодального способа производства и зарождением новых капиталистических отношений. Дело в том, что движение за преобразование католической церкви поддерживали бюргеры, мелкие торговцы, ремесленники, крестьяне, которым был присущ религиозный фанатизм и чужд дух нравственной свободы деятелей эпохи Возрождения. Фактически Реформация требовала такой трансформации католической церкви, которая отвечала бы интересам не феодальной власти, а буржуазии.
Толчком к массовому выступлению за Реформацию стал Поступок немецкого монаха Мартина Лютера, который прибил к двери городской церкви знаменитые 95 тезисов, которые осуждали продажу индульгенций, ставшую привычной для католической церкви. Можно было «искупить» самое страшное преступление, купив отпущение грехов за деньги — бумажку — грамоту, которую продавали папские посланники в общественных местах.
Продажа индульгенций стала настолько важной статьей дохода католической церкви, что она вынуждала людей покупать эти бумаги за еще несовершенные грехи. Эта порочная практика вызвала возмущение у верующих — слишком откровенной стала алчность церковнослужителей.
Интересно, что прихожане порицали не право церкви осуждать и миловать грешников, а именно грязную денежно-торгашескую форму отпущения грехов. М. Лютер пошел дальше этого вполне очевидного и понятного морального преступления: он считал, что путем подобного рода торгашеской практики человек освобождается от необходимости внутреннего покаяния. А это нарушало известный евангелистский призыв: «Покайтесь, ибо приблизилось царство Божье!». Получалось, что католическая церковь фактически отбросила главное требование христианства и условие человеческого спасения — внутреннее покаяние человека.
Спасение человека, по мнению М. Лютера, в личной вере человека. Человек настолько грешен, утверждает он, что никакие религиозные заслуги не могут приблизить его к спасению. Спастись можно только верой в искупительную жертву Иисуса Христа. «Нельзя предписывать вере соединяться с добрыми делами, ибо истинная вера не может по сущности своей не оказаться в праведной жизни» — этот тезис повторялся им неоднократно. При этом вера в искупительную жертву Христа не является личной заслугой человека, а выступает как проявление божеской милости — избранности, т.е. по-настоящему веруют лишь те, кого Бог избрал для спасения, — утверждал М. Лютер.
В связи с таким пониманием веры и спасения М. Лютер считал, что нужно ликвидировать монашество, отменить посты, сделать из монастырей школы, упразднить практику паломничества к святым местам и т.п. Нет различия между священниками и мирянами. Каждый имеет право на общение с Богом, а не только священнослужитель, как это трактовалось в догматике католицизма. Лютер идет дальше и отвергает всю церковную иерархию во главе с «бесовским князем» — папой. Он называет папство «антихристовым установлением», ведущим к искушениям и грехам. Папство украло у человека Бога и занялось спекулятивной продажей его милости. По сути, Лютер потребовал возвращения к нравственным принципам раннего христианства, выступал за чистую и искреннюю веру в Бога.
Идейным источником Реформации явилась Библия. Жак Кальвин, Ульрих Цвингли и Мартин Лютер — основные поборники Реформации католической церкви утверждали, что источником истины в религии является не священная устная традиция, а Святое письмо, прежде всего Евангелие. Они настаивали на непререкаемости авторитета писания, на праве каждого верующего иметь собственное понимание его содержания. Дело в том, что до Реформации библия издавалась только на латыни, которая была «мертвым» языком и была недоступна для понимания широким массам верующих. Латынь изучали и знали только священнослужители. Они, а в их лице вся церковь, выступала посредником между Откровением Бога, изложенным в Библии, и людьми. А церковь трактовала Библию в соответствии со священным преданием. В результате такого положения вещей, решение папы в вопросах веры становились последней инстанцией. М. Лютер и его сторонники, отвергая священное предание (в отличие от православия и католичества), провозгласили Библию единственным источником вероучения. Не папские распоряжения и декреты, не устная традиция, а только канонические книги Старого и Нового Завета (Святое письмо) могут быть источником истины. Лютер впервые перевел Библию на немецкий язык и провозгласил право каждого верующего на ее изучение и толкование. Тем самым он лишил католическую церковь права творить от имени Священного писания (ведь все люди одинаково поражены первородным грехом). На таких основаниях сложилось новое направление христианства — протестантизм.
Этика протестантизма отличалась простотой в отношениях между людьми, проповедью ограничения собственных потребностей, отрицательным отношением к роскоши, расточительности, праздности. Это отвечало интересам мелкой буржуазии, присущего капитализму духу предпринимательства, формированию высокой самооценки, исходящей из того, что именно они являются носителями божественной исторической миссии. Воспитание и пропаганда таких нравственных качеств сыграли определенную роль в том, что именно пуритане, вынужденные в результате религиозных и политических гонений мигрировать в начале XVII века из Европы в Северную Америку, стали лидерами западной цивилизации.
Отказавшись от церковной организации католического типа, протестанты открыли путь буржуазно-демократическим свободам, развитию буржуазного индивидуализма. Был упрощен и пышный религиозный католический культ. М. Лютер упразднил монашество, сам сбросил монашеский сан и женился на монашке, что было нарушением монашеского обета безбрачия (целибат). Литургия, которая обычно проводилась на латыни, была сведена к проповеди. Было также отменено почитание икон и мощей, из семи религиозных таинств протестанты стали соблюдать лишь крещение и причастие. Протестанты не признают святых, ангелов, не чтят культ Богородицы, отрицают представление о чистилище. Религиозный культ упростился и стал дешевым. Протестантское духовенство избирается мирянами. Все это было близко первичному христианству.
Сложилась концепция «новой церкви», произошло реформирование католицизма. Стержнем протестантского мировоззрения стало положение: «Все от Бога». Это избавило человека от бесполезных переживаний о ходе мирских дел. Человеку осталось только надеяться на Бога и верить в свое спасение.
Как подчеркивалось, связь Реформации с Возрождением несомненна, но она неоднозначна. Их союз был временным. Союз с молодыми гуманистами был вызван необходимостью последних, в целях национальных интересов, стать под религиозные знамена. Уже в 1521 году между ними произошел идейный разрыв. Учения Лютера в «всеобщем священном сане верующих» опасно действовал на умы — ведь оно допускало духовенство в мир людей как учителей и проповедников Евангелия, создавало гарантии сохранения существующих порядков.
Буржуазный характер протестантизма более четко проявлялся в учении Ж. Кальвина — идеолога Реформации в Швейцарии. Он провозгласил главными ценностями самоограничение, обогащение, аскетизм, выдвинул две идеи: о божественном невмешательстве в закономерности мира (отчуждение Бога от мира) и о том, что люди еще до рождения якобы предопределены — одни к спасению и блаженству, другие — к гибели и вечным мукам. Но это божественное предопределение скрыто от людей, поэтому каждый верующий должен вести себя так, как будто бы он предопределен к спасению. Никто не знает, учит Кальвин, что его ждет, но каждый человек должен думать, что именно он является Божьим избранником. И, напрягая все силы, доказывать своей жизнью, что он достоин спасения.
В бытовом плане, в практической жизни этот аскетизм приобрел характер буржуазной бережливости, привел к сокращению религиозных праздников, увеличению рабочих дней. Добросовестный труд и покорность, по мнению кальвинистов, являются обязанностью человека, предопределенной Богом. Эта установка радикального протестантизма способствовала его разрыву с ренессансным гуманизмом.
Интересно, что и сам Ж. Кальвин, проповедуя скромность, прилежание, постоянный упорный труд и осуждая праздное времяпровождение, скоро приобрел такое влияние в Женеве, что шумная, веселая жизнь этого процветающего города притихла, сменилась серьезностью и строгой религиозностью. Кальвин разработал систему принуждений и наказаний, что бы заставить граждан города молиться и работать. Он наложил запреты на различные увеселения и развлечения, свободное времяпровождение. Дело дошло даже до запрета на художественное творчество, занятие литературой и искусством, а в мелочах до регламентации причесок, одежды, кушаний и т.д. По определению известного культуролога Макса Вебера (1864—1920), честный упорный труд в протестантизме низводится в ранг религиозного подвига, становится своеобразной «мирской аскезой».
Произошло обожествление протестантизмом трудолюбия и ненависти к социальному паразитизму. Кальвинисты запретили монашество и нищенство. Всем был предложен аскетический идеал жизни. Это была логика буржуазного образа жизни, которая в реальном плане рисовалась как безрадостная. По словам Вольтера, «Кальвин широко распахнул двери монастырей, но не для того, чтобы все монахи вышли из них, а для того, чтобы загнать туда весь мир».
Учение М. Лютера и Ж. Кальвина способствовало возникновению новой морали, которая получила название пуританской по названию одной из протестантских сект. Это название стало общим для всех течений и сект — баптистов, пресвитериан, кальвинистов и т.д. Этика пуританства вытекала из религиозного мировоззрения и стиля жизни, которые рекомендовали аскетическую строгость нравов, трудолюбие, высокое чувствово долга, бережливость, мелкое благочестие. Источником нравственных принципов и норм считалась воля Бога.
Читайте также:
Первобытная культура
Культура Древнего Востока
Античная культура
Средневековая культура
Культура Западноевропейского Возрождения
Культура Нового Времени
Культура Европы рубежа XIX-XX веков
Культура Европы XX века
Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей в соцсетях:
Один комментарий
Анонимный
Вильям шекспир мне кажется что всякий муж предпочитает хорошее блюдо без музыки музыке без хорошего блюда
!!!