Философский словарь. А

 
   


[А]  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  
У  Ф  Х  Ц  Ш  Э  Ю

 

АБСОЛЮТ — (лат. absolutus — безусловный, неограниченный, безотносительный, совершенный) — вечная неизменная первооснова мира, первоначало всего Сущего, которое мыслится единым, всеобщим, безначальным, бесконечным и противостоит всякому относительному и обусловленному Бытию. Термин А. впервые был применен в конце 18 в. М. Мендельсоном и Ф. Якоби, которые использовали его для обозначения категории “Бога, или Природы” в философии Спинозы; введен в широкое употребление Шеллингом (1800). Синонимы: Абсолютный Дух, Абсолютная идея, Беспредельность, Абсолютный Разум, Мудрость, Абсолютное Сознание и Абсолютное Бытие. А. в религиях — Божество; в философиях — Абсолютная идея или Материя; в искусстве — Красота; в науке — истинное знание; в жизни человека — достижение идеального Совершенства. В религиях понятие Бога тождественно с понятием А.: христианство— Бог Отец и Христос; мусульманство — Аллах; индуизм — Брахман; буддизм — Ади-Будда; даосизм — Дао и т.п. Понятие А. было распространено в различных версиях и в философских системах: у Пифагора это Единица; у Платона — Единое или Благо; у Конфуция — Поднебесная; у Аристотеля — “Перводвигатель”; у Шанкары — Брахман; у Фихте — Абсолютное “Я”; у Гегеля — Абсолютная идея.

АБСОЛЮТИЗАЦИЯ - (лат. absolutus — безусловный) — абстракция наиболее высокого порядка, результатом которой являются так называемые абсолютные объекты, ничем не обусловленные, существующие сами по себе. В идеалистических философских системах А. сопряжена с поиском вечной, бесконечной, духовной первоосновы мира, выражаемой пограничным понятием (“абсолютный дух”, абсолютное “Я” и т.д.). Такого рода языковые конструкции, описывающие принципы причинности и первого основания, принимаются в качестве реальных принципов восприятия, понимания, реконструкции действительности. Представление о самостоятельном существовании пустоты, или вакуума, имевшие место в науке Нового времени, нашли отражение в идее существования “абсолютного пространства”, не связанного с чем-либо внешним, безусловного, что было критически воспринято Лейбницем, утверждавшим, что “не существует пространства без материи”. В науке А. — придание статуса исключительности какому-либо свойству объекта, позволяющее решать научные проблемы, гипотетически конструировать объекты иной природы и на этой основе получать новое знание о реальных объектах и их свойствах (“абсолютно твердое тело”, “абсолютно непроводящее тело”, “абсолютная величина (модуль)” и др.). А. в науке — достижение определенной полноты, которую невозможно реализовать в процессе эмпирического познания.

АБСОЛЮТИЗМ — политический режим, характерный для абсолютной монархии, при которой политическая власть принадлежит одному человеку — монарху (королю, царю, султану и т. д.).

АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ — основополагающее понятие гегелевской философии, выражающее безусловную полноту всего сущего и в то же время само являющееся этим единственно подлинно сущим.

АГНОСТИЦИЗМ (от греч. — непознаваемое) — это идеалистическое учение, утверждающее, что мир непознаваем, что человеческий разум ограничен и за пределами ощущений ничего знать не может.

АБСОЛЮТНОЕ — высшая, неизменная самодостаточная сущность. Оно есть безусловное бытие и в этом смысле противостоит бытию обусловленному, относительному. В философии В. С. Соловьева Абсолютное называется также Абсолютно-сущим, или Сверхсущим. Оно не может быть непосредственным объектом познания, но составляет его единственный и универсальный источник.

АБСТРАКЦИОНИЗМ (АБСТРАКТИВИЗМ) — это художественное направление, возникшее в конце ХІХ в. и получившее развитие в ХХ в., характеризуется абстрагированием от изображаемых конкретных материальных объектов. В абстрактивизме выделяют абстрактный экспрессионизм (В. Кадинский) и конструктивный геометризм (П. Мондриан, К. Малевич), также именуемый еще минимализмом. Особенностью абстракционизма является отказ от фигуративного изображения.

АБСТРАКЦИЯ (от лат. abstractio — отвлечение) — а) сторона, момент, часть целого, фрагмент действительности, нечто неразвитое, одностороннее, фрагментарное (абстрактное); б) процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих познающего субъекта в данный момент свойств (абстрагирование); в) в узком смысле — результут абстрагирующей деятельности мышления: различного рода «абстрактные предметы», представляющие собой как отдельно взятые понятия и категории («белизна», «развитие», «мышление» и т.п.), так и их системы (наиболее развитые из них — математика, логика и философия). Существуют различные виды абстракций — отождествления, изолирующая, актуальной бесконечности и др.

АВИДЬЯ  (санскр. — отсутствие знания) — важнейшее понятие древней и современной индийской философии, означающее иллюзорные представления повседневного человеческого сознания о действительности; невежество обыденного ума, естественное проявление его принципиального несовершенства. В адвайта-веданте это субъективная сторона майи — объективной мировой иллюзии. Авидья представляет нам мир в виде множественного и дробного, наполненного индивидуальными конечными предметами, в то время как истинным является лишь целостный, единый и бесконечный Брахман — объективный дух, составляющий сущность бытия. Именно авидья порождает переживание индивидуального «я», которого на самом деле не существует. С «я», в свою очередь, связаны все человеческие привязанности, приносящие страдания, привязанность к собственной жизни, к другим людям и т.д. Авидья затемняет путь к Брахману, однако она не есть проявление неких «злых начал» и может быть устранена с помощью «видьи» — знания. «Видья» открывается человеку на пути самосовершенствования: отказа от иллюзии «я», от привязанностей ко всему земному, контроля над чувствами.

АВТАРКИЯ — в экономическом смысле — политика, направленная на обособление национального хозяйства страны, на противопоставление его другим государствам. В философии — внутренняя самоуспокоенность, самоудовлетворенность и самоизоляция духа, осознающего себя независимым от внешнего мира и других людей. Состояние автаркии в реальной жизни всегда остается недостижимым, что для содержания духовной жизни человека имеет позитивное значение, поскольку именно внутренняя сосредоточенность души побуждает к творчеству, к философствованию. Поэтому проблема автаркии выходит за рамки индивидуальной этики, обретая социальное, общекультурное значение.

АВТОРИТЕТ — признание лидерства того или иного лица (или организации) без насилия, внешнего принуждения, основанное на доверии к чужому разуму и опыту, которые оцениваются и признаются человеком как безусловно превосходящие его собственные возможности. Различают внешний авторитет (существующий в силу традиции) и внутренний (духовный), предполагающий свободное решение, согласие индивида принять ту или иную систему норм и ценностей. Внешний авторитет равносилен догматизму. Внутренний авторитет формируется свободным развитием духа — веры и разума.

АВТОРИТАРИЗМ — политический режим, при котором власть контролируется в руках одного человека или группы лиц и сопровождается ограничением прав и свобод социальных и политических институтов или общества в целом.

АГОН — отличительная черта греческого быта — неудержимое стремление к любым состязаниям.

АГНОСТИК — приверженец агностицизма.

АГНОСТИЦИЗМ (от греч. agnostos — непознаваемый, неизвестный) — гносеологическая концепция, отрицающая (полностью или частично) возможность объективного познания мира человеком; философское учение о принципиальной непознаваемости бытия, отрицающее саму возможность выявления его закономерностей и постижения объективной истины. Его нельзя представлять как концепцию, отрицающую сам факт существования познания, ибо этот факт агностицизм не отвергает. Он ведет речь не о познании, а о выяснении его возможностей и о том, что оно собой представляет в отношении к реальной действительности. Элементы агностицизма можно обнаружить в самых различных, в том числе противоположных, философских системах. Поэтому неверно отождествлять всякий идеализм с агностицизмом. Представители агностицизма уловили некоторые реальные трудности процесса познания: невозможность «полного постижения» вечно изменяющегося бытия, его субъективное «проломление» в органах чувств и мышлении человека — ограниченных по своим возможностям и т.п. Со второй половины ХХ в. термин «агностицизм» употребляется в литературе чаще всего при характеристике тех или иных учений, встречающихся в истории философии.

АДВАЙТА-ВЕДАНТА  (санскр. адвайта — недвойственность) — религиозно-философское направление, характеризующееся последовательным монизмом: Абсолют-Брахман выступает здесь как единственная реальность, а всякая множественность иллюзорна. Основоположник адвайты — индийский религиозный философ Шанкара (конец VIII-IX в.). Эмпирический мир, по его мнению, объективен, но не реален, ибо за всякой дробностью и подвижностью кроется ее субстрат — чистое бытие, Абсолют. Эмпирическая точка зрения может быть заменена трансцендентной, при которой знание проникает за покров иллюзии — майи, преодолевается авидья (незнание) и открывается путь к освобождению. Продолжая пребывать в теле и в мире, человек становится свободен от них, поскольку его душа (джива), изначально тождественная высшему Брахману, исходно сверхэмпирична. Таким образом, знание есть чистое тождество души и Брахмана, в котором исчезают любые дифференциации.

АДЖИВИКА — одна из школ древней индийской философии, тяготеющая к фатализму и не признающая авторитета Вед.

АДЛ — справедливость, порядочность; одна из моральных категорий исламской этики, восходящая к качествам Аллаха. Для человека следование справедливости означает уклонение от зла и дурных поступков и руководство велением совести. Особенно актуальным это становится при исполнении важных общественных или гражданских обязанностей. Утрата данного качества приводит к необходимости покаяния и совершения соответствующих искупительных действий.

АКАША - бесконечное, вездесущее вещество вселенной, что повсюду присутствует и все пронизывает, не имея собственной конкретной формы, но давая основу для многообразия вещей. Все, что представляет собой комбинацию элементов, что выступает как зримое, ощутимое, слышимое, есть проявление акаши, однако сама она настолько тонка, что не воспринимается человеческими органами чувств. При появлении мира существовала только эта субстанция, когда мировой цикл завершится, предметы вновь обратятся в акашу, и очередной цикл начнется с нее. Акаша возникает в мире благодаря пране — своему энергетическому началу. В ряде философских течений Индии акаша рассматривается как «чистое отсутствие», лишенность препятствия или просто пустое пространство. В буддийской практике медитации поощрялось отождествление акаши (пустого пространства) с нирваной. Известна метафора бескачественного Брахмана как образа бесконечной акаши.

АКСИОЛОГИЯ (от греч. axia — ценность и logos — учение) — учение, исследующее духовные ценности и их соотношение с миром реальностей. Понятие ценности впервые появляется у Канта, для которого они сами по себе не имеют бытия. Предпосылкой аксиологии служит разведение бытия и долженствования. Оно характерно для тех направлений философии XIX и ХХ вв., в которых высшей духовной способностью человека признается воля. Явления ценности в них рассматриваются как внесоциальные феномены. Неокантианство, неотомизм, интуитивизм трактуют ценность с позиции объективно-идеалистической философии как потустороннюю сущность вне пространства и времени. Логический позитивизм рассматривает ценность как явление сознания, субъективное отношение человека к оцениваемым объектам. Натуралистические теории ценности понимают ее как выражение естественных потребностей человека. На самом деле ценности не являются сверхъестественными или естественными свойствами, а представляют собой специфические социальные явления. Сама по себе природа — вне человека — не обладает никакими ценностями, оценка есть выражение присущих обществу социальных отношений.

АКСИОМА — исходное положение теории, принимаемое без логического доказательства.

АЛОГИЗМ - это отрицание логического мышления, как научного средства достоверного познания.

АЛЬ-ИНСАН АЛЬ-КАМИЛ — суфийское понятие, обозначающее Совершенного Человека. В определенном смысле соответствует индуистскому термину дживан-мукта, буддийскому — бодхисаттва, христианскому — богочеловек.

АЛЬТРУИЗМ (от лат. — другой) — это бескорыстная забота о благе других людей, не считающаяся с личными интересами.

АМОРАЛИЗМ - это отрицание всякой морали, отказ от нравственности, стремление обосновать бесчеловечность, презрение к совести и чести.

АМПИР — это художественный стиль, возникший во Франции в начале ХІХ в. при Наполеоне Бонапарте. Его основой было искусство Рима. Этот строго и жестко регламентированный классицизм распространился в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве.

АНАЛИЗ (греч. analysis — разложение, расчленение) — мысленное или физическое разделение предмета как некоторой целостности на его отдельные части, составные элементы. Анализ не должен упускать качество предметов, ибо в каждой сфере познания есть предел членения объекта (например, до молекул, химических элементов, атомов), за которыми исследователь переходит в качественно иной мир свойств и закономерностей. Выделяют различные виды анализа: простой и сложный, качественный и количественный и т.д. Как логический прием, тесно связан и противоположен синтезу.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — широко распространенное направление западной философии ХХ в., в котором анализ языковых средств и выражений рассматривается как подлинный источник постановки философских проблем и единственно правомерный метод их решения. Основные черты, общие всем течениям аналитической философии: «лингвистический поворот», абсолютизация анализа, освобождение от историко-философских предпосылок, размывание граней между философскими и частнонаучными проблемами.

АНАЛОГИЯ (от греч. analogia — соответствие, сходство) — установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами; познание путем сравнения. На основании сходства делается соответствующий вывод — умозаключение по аналогии. Его общая схема такова: объект В обладает признаками a, b, c, d; объект С обладает признаками b, c, d, следовательно, объект С возможно обладает признаком а. Тем самым аналогия дает не достоверное, а вероятное знание. Вероятность выводов по аналогии может быть повышена, если при выявлении сходства предметов акцент будет сделан на внутренние, существенные признаки, а их число будет максимально широким.

АНАМНЕСИС (АНАМНЕЗИС) — (греч. — припоминание), 1)идея-метафора древнегреческой философии, в соответствии с которой путь к истинному познанию лежит через воспоминание души о ее пребывании в более реальном и совершенном мире. Как философское понятие кристаллизовалась у Платона. В отличие от более общего понятия памяти, анамнесис характеризует процесс логического и морального преображения, который следует из «собранности» в памяти разрозненных моментов действительности; 2)в христианстве часть евхаристической молитвы (анафоры), на которой вспоминаются дела истории спасения человечества, в том числе Тайная Вечеря. Название происходит от слов Иисуса Христа, сказанных во время Тайной Вечери: «Сие творите в мое воспоминание (анамнесис)» (Лк. 22:19; 1Кор. 11:24). В состав анамнесиса входят установительные (тайноустановительные) слова. Анамнесис может присутствовать и в других внелитургических богослужениях.

АНАРХИЗМ — социально-политическая теория и течение, отрицающее необходимость государства и политической власти в обществе и выступающее за полную отмену государства как политического института.

АНАФЕМА (греч. anathema) — в христианстве церковное проклятье, отлучение от церкви.

АНАФОРА (греч. άναφορά, от άναφέρω — возносить) — центральная часть Божественной литургии; во время анафоры совершается пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Анафора именуется также евхаристической молитвой.

АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ — протестантская;  в Великобритании — государственная. Возникла в 16 в. По культу и орг. принципам ближе к католической, чем другие протестантские церкви.

АНИМИЗМ (от лат. – дух, душа) – это термин, обозначающий одушевление явлений предметного мира, вера в существование душ и духов. Одна из ранних форм религии в первобытном обществе.

АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР — это изображение животных в живописи, скульптуре, графике.

АНТИНОМИЯ (греч. — противоречие законов) — это термин, означающий противоречию между двумя взаимоисключающими положениями, признаваемыми в равной степени истинными. Немецкий философ Кант доказывал, что разум в своем стремлении познать мир неизбежно впадает в противоречия с самим собой, которые он не в силах разрешить.    Кант различал четыре антиномии: 1) мир конечен во времени и в пространстве; мир бесконечен во времени и пространстве; 2) все в мире просто и неделимо; нет ничего в мире простого, все сложно и делимо; 3) в мире существует свобода; нет в мире свободы, все необходимо; 4) существует первопричина мира; не существует превопричины мира. Антиномии, по Канту, присущи лишь человеческому разуму. Какова же сущность самих вещей, мы ничего сказать не можем.

АНТИСЦИЕНТИЗМ (от греч. anti — против и scientia — знание, наука) — характерная для общественного сознания ХХ в. философско-мировоззренческая позиция, сторонники которой подвергают резкой критике науку и технику, которые, по их мнению, не в состоянии обеспечить социальный прогресс, улучшение жизни людей. Исходя из негативных последствий НТР, обострения экологической ситуации, военной опасности, антисциентизм в своих крайних формах вообще отвергает науку и технику, считая их силами, враждебными и чуждыми подлинной сущности человека. Противоположная позиция — сциентизм.

АНТИХРИСТ (Анти-Христос) — в православной христианской теологии и философии воплощает абсолютное Зло, принимающее — и в этом его особая опасность для людей — личину Добра. Антихрист — религиозный самозванец, обманом и хитростью, а не духовным подвигом добывающий себе достоинства подлинного Спасителя человечества. В антиутопии В. С. Соловьева («Краткая повесть об Антихристе») и в философской публицистике С. Л. Франка («Крушение кумиров») тема Антихриста разрабатывалась как тема трагедии мировой истории: рокового заблуждения всей человеческой цивилизации, ступившей на ложный, гибельный для нее путь. Разоблачить Антихриста, не дать ему обмануть себя в критические эпохи истории — значит сохранить историю, спасти человечество. Смысл аллегории Антихриста в том, что невозможен, изначально гибелен и ложен путь к сколь угодно заманчивой цели, если он избирает для ее достижения недобрые, не освященные любовью и состраданием к людям средства. Исторически ложен тот путь, который требует в качестве уплаты за «прогресс» духовную, нравственную деградацию личности или «слезу ребенка» (Ф. М. Достоевский).

АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП — фундаментальное положение, все более широко входящее в современную науку и философию. Требует рассматривать Вселенную как сложную самоорганизующуюся систему, важнейшим элементом которой является человек. Тем самым устанавливается связь человека как наблюдателя с физическими параметрами Вселенной в различных ее формообразованиях и на разных уровнях, формируя взгляды на Вселенную как «человека-размерный» объект. Выражает все более углубляющееся включение в науку (в т. ч. и в естествознание) человеческой деятельности и преодоление разрыва между объектом и субъектом, сближение мира и природы и мира и человека.

АНТРОПОКОСМИЗМ — философское и общенаучное воззрение, согласно которому человек, его мысль и деятельность ставятся в центр мировой эволюции, а затем и сами выступают мощнейшим фактором ее. В концепции антропокосмизма существенное значение имеет уподобление человеческого индивида вселенной — параллель «микро-» и «макрокосмоса», что получило особое развитие в философии персонализма (в русской мысли — у Г.С.Сковороды, Н.А.Бердяева). Идеи антропокосмизма развивали также Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Ф.Лосев и др. мыслители XIX-XX вв.

АНТРОПОЛОГИЯ – это наука о человеке, о происхождении, поведении, социальном и культурном развитии рода человеческого.

АНТРОПОЛОГИЗМ (от греч. — человек, учение) — это философский принцип, рассматривающий человека, как преимущественно биологическое существо, вне связи с конкретно-историческими общественными отношениями. Философское учение о человеке как о «естественном» существе, исключающее дуализм «тела» и «души». В России выступал философской предпосылкой революционно-демократических, социалистических и народнических идей (А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, П.Л.Лавров и др.). Антрополочизм выдвигает понятие человека в центр мировоззрения. В этом его сильная, творческая сторона. Но абсолютизация антропологизма приводит к натурализму — сведению человека к его чисто природной, биологической основе, к недооценке социально-исторических факторов в формировании физического и духовного склада людей различных эпох, культур и классов.

АНТРОПОМОРФИЗМ — это уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (от греч. — человек, центр) — это точка зрения, согласно которой человек есть центр мироздания. А. связан с религиозным представлением о божественной сущности человека. Центром культуры и философии объявляется человек.

АПАТИЯ (от греч. apatheia — бесстрастие) — 1) безразличное, безучасное отношение к окружающему; состояние, при котором снижены или полностью утрачены внутренние побуждения, интересы, эмоциональная реакция. 2) Одно из основных понятий этики стоицизма, полная свобода души от страстей и аффектов. Выдвинуто Стилпоном (мегарская школа), развито стоиком Зеноном из Китиона, Эпиктетом.

АПАРИГРАХА — этический принцип, добродетель и обет, который дает человек, практикующий йогу. Буквально означает неприятие, отказ от даров, какой бы острой ни была в них нужда. Принимая дары, человек как бы загрязняет свою душу, утрачивает свободу, попадает в кабалу привязанностей. Крайнее толкование этой заповеди заключается в отказе от всякой собственности, в исполнении обета не обладать ничем. Такой обет дают отшельники, питающиеся дикими плодами и кореньями или же невыпрошенным подаянием. Для человека, живущего «в миру», принцип апариграха невыполним во всей полноте, поэтому он сводится к необладанию ненужными вещами. Поскольку трудно определить понятия «нужного» и «ненужного», допускается различная степень строгости принятого обета.

АПОЛОГЕТЫ (от греч. apologeimai) — 1) собирательное название раннехристианских писателей, главным образом 2-3 вв., защищавших принципы христианства от критики нехристианских философов. Среди них — Юстин Мученик, Ориген, Тертуллиан; 2) апологет — ярый приверженец какой-либо идеи, направления, социального устройства.

АПОРИЯ (от греч. — затруднение) — это термин, означающий неразрешимое противоречие, встречающееся при каком либо рассуждении, логическое затруднение.

АПОСТЕРИОРИ (от лат. — из последующего) — в противоположность априори означает: после опыта, из опыта, из фактов.

АПРИОРИ (от лат. — изначально) — до опыта, до фактов. Отсюда «априорное утверждение» означает утверждение, основывающееся лишь на отвлеченных соображениях «чистого» разума, не опирающегося на опыт и практику.

АРХЕТИП (от греч. arche — начало и typos — образ) — 1) прообраз, первоначальный образ, идея. В философии Платона — объективно существующий идеальный образец, эйдос. 2) В аналитической психологии К.Г.Юнга архетипы — структуры «коллективного бессознательного», присущие от рождения всем людям. Это закодированная в структуре головного мозга некая возможность представлений, «дремлющие мыслеформы». Архетипы являются человеку через сны, образы, мифы, выступают регулирующими принципами творчества, составляют основу общечеловеческой символики. Важнейшие архетипы: Анима, Анимус, Мать-земля, Отец, Старый мудрец, Тень, Персона, Самость. Архетипы не могут быть схвачены разумом, они — тайна.

АСКЕТИЗМ (от греч. – упражнения, подвиг) – это способ поведения, характеризующийся сознательным отказом от естественных желаний, жизненных благ и удовольствий ради достижения спасения, высшего смысла; ведущий принцип многих религий – индуизма, буддизма, христианства, ислама. В христианстве — соучастие в «страданиях» Христа. По В.С.Соловьеву, аскетизм имеет нравственное значение не сам по себе, а только в соединении с альтруизмом — с человеколюбием, жалостью и милосердием. В противном случае он несет в себе смерть, разрушение, зло. Антипод аскетизма — гедонизм (этический принцип, отводящий высшее благо жизни удовольствию, чувственным наслаждениям). Идеал аскетизма, если отбросить его крайности, содержит в себе рациональный смысл: утвердить приоритет духовных ценностей над ценностями низшего уровня (преходящими, материальными).

АСТЕЯ — этический принцип и добродетель, связанная с освобождением от жадности, от желания силой или хитростью присвоить себе то, что принадлежит другим. Означает «не укради!». Нельзя присваивать себе чужой собственности, если она не дана тебе самим ее обладателем. Собственность свята, она глубоко связана с самой жизнью человека и лишать его собственности — значит покушаться на его жизнь. Эта добродетель основана на любви к другим; нельзя любить человека и одновременно лишать его приобретенного достояния. В интерпретации М.Ганди астея означает также отказ от эксплуатации других, например, эксплуатации рабочих на капиталистических предприятиях. В наиболее жесткой своей форме принцип астеи сближается с принципом апариграхи.

АТАРАКСИЯ (греч. atarfxia — невозмутимость) — понятие древнегреческой этики о душевном спокойствии, безмятежности как высшей ценности (см. также Апатия); развито Демокритом, Эпикуром, представителями стоицизма, скептицизма.

АТЕИЗМ (от греч. — отрицание, бог) — это научно обоснованное отрицание религии, веры в чудеса, в загробную жизнь и т.д.

АТМАН — фундаментальное понятие индийской философии, берущее начало в Ведах и характерное для абсолютного большинства философских школ. Означает всепроникающее субъективное духовное начало, «Я», душу. Противостоит Брахману как высшей объективной духовной реальности и вместе с тем тождественен ему. Атман — самосознание Брахмана, составляет глубинную суть человеческого «я», не сводится ни к чувствам, ни к уму, но принадлежит им. Это чистое сознание, не подверженное изменениям и тождественное для всех существ и предметов. Атман — во всем, все одушевляет, и потому человеку нет нужды искать бога вне самого себя. А существующий в глубине нашего эмпирического «я», и есть Бог. Он — истина, он — помощник, он не подвержен никаким внешним иллюзиям и порокам. Ищите в себе единого Бога и Единственную жизнь Вселенной! Нет «разных людей», «разных личностей», мы все — проявления Атмана, его внешнее раскрытие. Внутри человека и собаки, друга и врага находится все то же вечное начало, и осознание нашего фундаментального единства есть путь к избавлению от страха и вражды.

АТОМ (греч. — неделимое) — мельчайшая частица вещества, обладающая свойствами соответствующего химического элемента. Атом, будучи целостным материальным образованием, «химическим индивидуумом» (Менделеев), вместе с тем представляет собой сложную систему, которая может быть разложена на более простые части — на атомное ядро и электроны. Одинаковые или различные атомы, связываясь друг с другом, образуют более сложные частицы — молекулы. Таким образом, атом представляет собой определенную ступень в ряде усложняющихся форм материи. Физические и химические свойства атома — его размер, валентность, способность излучать определенный спектр, электрическая поляризуемость и др. — определяются структурой атома и происходящими в нем процессами. Вместе с тем в известных пределах эти свойства изменяются в зависимости от тех физических условий, в которых атом существует, в частности в зависимости от того, в какую, притом более сложную, систему входит атом.
Продолжение об атоме читайте тут...

АТРИБУТ — это неотъемлемое свойство предмета, без которого предмет не может ни существовать, ни мыслиться.

АХИМСА (анинса, санскр.) — непричинение вреда живому, из чего следует недопустимость убийства. Выражает идею единства природы, взаимосвязи всего живого, направлена на все живые существа без ограничений. Идея ахимсы исторически восходит к добрахманистски-ведийским представлениям, получила яркое выражение в джайнизме. С точки зрения джайнистов, нельзя не только убивать или причинять вред другим, но даже допускать мысль или разговор об убийстве или нанесении вреда. Питаться можно только недвижущимися живыми организмами вроде растений. Более мягкий вариант ахимсы, которому следует большинство индусов, содержится в древнем законе Ману, позволяющем убийство в целях самообороны и жертвоприношение животных. Ахимса вменяет человеку любовь и глубокое сострадание ко всему существующему. Этот принцип ненасилия не может соблюдаться формально, он должен корениться в сердце. Применять на практике любовь и сострадание нужно несмотря на то, что до конца ненасилие никогда не реализуется. Ахимся — удел сильных, так как насилие — это выражение слабости и страха.

АУМ — это священное слово в восточном эзотеризме. Получило статус в Упанишадах. Наделяется энергией миросозидания.

[А]  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ш  Э  Ю

   

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей в соцсетях:

   

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *