Философский словарь. З

 
   

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  [З]  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ш  Э  Ю

 

ЗАБЛУЖДЕНИЯ — знания, не соответствующие своему предмету, не совпадающие с ним. Будучи неадекватной формой знания, заблуждение главным своим источником имеет ограниченность, неразвитость или ущербность социальной деятельности (прежде всего чувственно-предметной). Заблуждение по своей сути есть искаженное отражение действительности, возникающее в результате абсолютизации результатов познания отдельных ее сторон. Заблуждения многообразны по своим формам: научные, вненаучные, ложь, дезинформация, иллюзии, утопии, ошибки и т.п. Те или иные конкретные заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо «сходят со сцены», либо превращаются в истинные знания. Важнейшие предпосылки преодоления заблуждений — изменение и совершенствование породивших их социальных условий, зрелость предметной деятельности (практики), развитие и углубление знаний. Противоположность заблуждения — истина.

ЗАКОН (научный) — связь (отношение) между явлениями, процессами, которая является: объективной, существенной, конкретно-всеобщей, необходимой, внутренней, повторяющейся, устойчивой. Стабильность, неизменность (инвариантность) законов всегда соотносится с конкретными условиями их действия, изменение которых снимает эту инвариативность и порождает новую, что и означает изменение законов, их углубление, расширение или сужение сферы их действия, их модификация и т.п. Поэтом любой закон есть конкретно-исторический феномен: с изменением соответствующих условий, с развитием практики и познания одни законы сходят со сцены, другие появляются, меняются формы действия законов, способы их использования и т.д. Многообразие видов реальных взаимосвязей служит объективной основой существования многих форм (видов) законов, которые классифицируются по тому или иному основанию: физические, биологические, законы мышления, общие, частные и т.д. Открытие законов — главная основа научного познания.

ЗАПАД — термин, используемый в социальной философии и культурологии для обозначения специфической цивилизации, в основе которой лежит романо-германская культура. Запад имеет четыре начала: византийское христианство, германское рыцарство, эллинскую эстетику и философию, римскую муниципальность (городское начало). Борьба этих начал сформировала специфические мировоззренческие установки: в области христианской религии — забота о всеобщем практическом благе; в области морали — идею одинаковых личных прав каждого; в области государственного устройства — ориентацию на демократию, равенство экономическое, умственное, половое и т.д.

ЗЛО — категория этики, выражающая безнравственное, противоречащее требованиям морали, заслуживающее осуждения поведение людей. Это моральное зло; ему противоположно добро. Социальное зло — понятие, под которое подводится вся совокупность процессов, явлений, действий, противоречащих интересам и жизненным потребностям человека или общества; социальному злу противостоит благо.

ЗНАК — материальный объект, выступающий как представитель другого объекта, свойства или отношения и несущий определенную информацию. Различаются языковые и неязыковые знаки, а среди последних — копии, признаки и символы. Развитие духовной жизни и культуры человечества связано с эволюцией знаковых систем, что особенно характерно для науки и искусства.

ЗНАНИЕ — содержание мышления об объекте, построенное по типу технологической идеи: его можно претворить в вещь, процесс, прибор, т.е. бесконечное число раз и контролируемо воспроизвести в форме объекта. Знание всегда рецептурно: указывает возможные способы действия с объектами, описывает эти действия, имеет вид рецепта поведения человека с миром знаемых вещей.

   

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей в соцсетях:

   

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *