Философский словарь. П

 
   

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  [П]  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ш  Э  Ю

 

ПАНЛОГИЗМ — это идеалистическая (гегельянская) теория о тождестве бытия и мышления. Согласно панлогизму, все развитие природы и общества является осуществлением разумной, логической деятельности «мирового духа».

ПАНТЕИЗМ (от греч. — все и бог) — это философское учение, согласно которому бог представляет собой безличное начало; это начало находится не за пределами природы, а тождественно с нею. Таким образом, пантеизм растворяет бога в природе, отвергая сверхприродное начало.

ПАРАЛЛЕЛИЗМ. — В философии — учение, пытающееся занять промежуточную позицию между материализмом и идеализмом и полагающее, что материальная и идеальная стороны действительности сосуществуют как два параллельных ряда, что ни одна из этих сторон не предшествует другой, что обе они развиваются параллельно. Таково в философии учение, известное под названием дуализма. В психологии и физиологии это учение известно под именем «психофизического параллелизма», полагающего, что психические процессы протекают параллельно с нервными процессами, однако без внутренней связи с ними.

ПАРТИАРХАТ — историческая ступень в развитии первобытно-общинного строя на стадии его разложения, возникшая после матриархата и характеризующаяся господством мужчины в хозяйстве и в родовых общинах. Патриархат возник в тот период, когда на основе первого крупного общественного разделения труда — отделения скотоводства от земледелия — стали относительно быстро развиваться производительные силы общества, регулярный обмен, частная собственность, рабство. В результате этого процесса начинает разлагаться родовая община и возникает патриархальная семья. Своим исходным пунктом патриархальная семья имеет парную семью. При парном браке были известными не только мать, но и отец. По мере развития на базе общественного разделения труда скотоводства и земледелия, все более возрастала экономическая роль мужчины; он становился во главе хозяйственной деятельности.

ПАТРИСТИКА - христианское богословие I-V вв., апологетика «отцов церкви», отстаивавших догматы новой религии против «языческой» античной философии. Начиная с ІІІ в. патристика не просто отвергает античную философию, а старается приспособить ее наиболее реакционную форму - неоплатонизм для обоснования христианства. Крупнейшие представители: Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Августин.

ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННЫЙ СТРОЙ — первая общественная формация, существовавшая многие десятки тысячелетий у всех народов на ранней ступени их развития. При первобытно-общинном строе основой производственных отношений являлась общая собственность на средства производства. Общей собственностью являлись также жилище, хозяйственный инвентарь и т. п. Каждая первобытная группа людей кочевала, занимаясь собиранием съедобных растений и охотой. В пределах общей собственности на средства производства существовала и личная собственность на предметы домашнего обихода, одежду и т. п. При первобытно-общинном строе не было эксплуатации человека человеком, не было государства. Производство велось при помощи примитивных орудий коллективно, сообща, целыми родами. Продукты также потреблялись сообща, делились поровну. Производственные отношения первобытно-общинного строя возникли на основе низкого уровня развития производительных сил, примитивного состояния орудий производства, отсутствия общественного разделения труда. Только работая сообща, первобытные люди могли добывать средства к жизни и обезопасить себя от нападения хищных зверей или соседних обществ.

На основе образования первого крупного общественного разделения труда — отделения скотоводства от земледелия — производительные силы первобытного общества начинают развиваться значительно быстрее. С ростом их возникает и развивается обмен, появляется частная собственность, экономическое неравенство между отдельными членами общины. Первое крупное общественное разделение труда, вызвавшее появление частной собственности на средства производства, породило рабство. Возникновение рабства в еще большей мере усилило экономическое неравенство и способствовало разложению первобытной общины. Коллективное производство и уравнительное распределение продуктов из формы, способствующей развитию производительных сил, становятся их оковами. На высшей ступени первобытного общества происходит второе крупное общественное разделение труда: ремесло отделяется от земледелия, что способствует дальнейшему разрушению первобытно-общинного строя. В результате появляются богатые и бедные, появляется эксплуатация, классы, возникает государство. Первобытно-общинный строй окончательно разрушается. На смену ему приходит классовое общество — рабовладельческий строй, феодализм.

ПЕРИПАТЕТИКИ — это последователи философии Аристотеля. Название произошло от древнегреческого слова «прогулка», так как Аристотель проводил занятия с учениками во время прогулок. Философская школа Аристотеля (Ликей) была основана в Афинах в 335 г. до н. э. Это был основной центр нерасчлененной еще античной науки. Крупнейшими руководителями (схолархами) перипатетической школы после смерти Аристотеля были: Теофраст из Эфеса, особенно известный своими работами по ботанике; Стратон из Лампсака, развивавший материалистическую тенденцию философии Аристотеля; Андроник Родосский, издавший сочинения Аристотеля; Александр Афродизийский, комментировавший философию Аристотеля в духе материализма.

ПЕРСОНАЛИЗМ (от лат. — личность) — реакционное философское течение воинствующего идеализма. Отличительной чертой этой формы идеализма является признание «личности» первичной реальностью. «Личность» трактуется персонализмом как духовный первоэлемент бытия. Персонализм выдвигает идеалистическую концепцию, рассматривающую природу как совокупность духов — «личностей». Движущей силой всех явлений природы (физических, биологических) является присущее каждому из них духовное начало. Персонализм утверждает, что развитие явлений природы происходит в соответствии с заложенными в них целями, а не на основе причинной обусловленности. Над множеством «личностей», образующих мир, стоит «верховная личность» — бог.

ПЕРЦЕПЦИЯ — восприятие, непосредственное отражение вещей в сознании при посредстве органов чувств.

ПИФАГОРЕЙЦЫ — последователи древнегреческого философа Пифагора (ок. 571-497 до н. э. ). Пифагорейская школа, получившая особенно большое влияние в IV в. до н. э., внесла ценный вклад в развитие математики и астрономии. Однако, абсолютизировав понятие количества и оторвав его от материальных вещей, пифагорейцы пришли к идеализму, приняв количественные отношения за сущность вещей. На этой идеалистической основе выросли пифагорейский символизм и мистика чисел. С развитием школы ее идеалистическая и мистическая тенденция возрастала. Пифагореизм был не только философской школой, но и реакционной политической организацией рабовладельческой аристократии, обосновавшейся в Кротоне (Южная Италия). В эпоху упадка античного рабовладельческого общества пифагорейская мистика чисел была усвоена и воскрешена неоплатониками.

ПЛЮРАЛИЗМ (лат. — множественный) — это идеалистическая точка зрения, согласно которой все существующее состоит из множества самостоятельных, независимых друг от друга сущностей. Так, например, Лейбниц считал, что мир — это бесчисленное множество монад, обладающих способностью самодвижения. Это самостоятельные духовные сущности; между монадами существует предустановленная гармония. Плюрализм — понятие, родственное дуализму и противоположное монизму, который в основе всего сущего видит одно единое начало — материю (материалистический монизм) или же дух, идею (идеалистический монизм).

ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ — представления, характерные для культуры ХХ в., отличающиеся множественностью моделей мира, взглядов на пространство и время.

ПОЗИТИВИЗМ (лат. — положительный) — это идеалистическое философское течение, опирающееся не на «абстрактные умозаключения», а исключительно на «позитивные», «положительные» факты. Характерная черта позитивизма — идеалистическое понимание опыта и науки как совокупности субъективных ощущений, представлений, переживаний, отрицание объективных законов природы и общества. Роль науки сводится к описанию (а не объяснению) фактов, понимаемых лишь как определенные состояния сознания. Родоначальником позитивизма считается французский философ XIX в. Огюст Конт.

ПОЗИТИВИСТСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ — рационалистические представления (на основе данных наук) о пространстве и времени, мире, построенные на убеждениях о безграничности познания мира и возможности его преобразования на основе науки для нужд человека. Родственны технократическим представлениям.

ПОЛИС — город-государство, особая форма социально-экономической и политической организации, типичная для Древней Греции.

ПОЛИТЕИЗМ — многобожие. Характерен для древних религий.

ПОНЯТИЕ — это форма человеческого мышления, с помощью которой познаются общие, существенный признаки вещей, явлений, объективной действительности.

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО — общество, где значение сферы услуг (информации) выше индустрии. Другое название — «информационное общество» — более распространено.

ПОСТУЛАТ (лат. — требуемое) — это термин, означающий суждение, которым пользуются для доказательства как исходным, но не обладающим еще самоочевидностью.

ПРАВО — совокупность государственных установлений и законов, определенным образом регулирующих общественные отношения между людьми.

ПРАВОСЛАВИЕ — одно из главных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в 395 г. Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились в Византии в 9-11 вв. Окончательно сложилось как самостоятельная церковь в 1054. Постепенно разделилось на несколько автокефальных церквей.

ПРАГМАТИЗМ (от греч. — действие, практика) — это реакционное субъективно- идеалистическое течение, характеризующееся отказом от признания объективных законов мира и замена этих законов «переживаниями», ощущениями самих людей, являющихся единственной реальностью. Прагматизм отождествляет реальность с совокупностью субъективного опыта, ощущений; отождествление истинного с практически полезным, выгодным.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — чувственно-наглядный образ явлений внешнего мира. Представления вместе с ощущениями и восприятием составляют чувственное познание.

ПРЕФОРМИЗМ — идеалистическая и метафизическая теория, отрицающая развитие и изменение организмов в процессе их жизни. Преформизм утверждает, что в организме все предустановлено заранее и поэтому в нем может быть только то, что заложено в зародыше творцом. Зародыш является маленьким организмом со всеми органами и свойствами, и поэтому ничего в процессе жизни организма не возникает заново, а только происходит количественное увеличение уже существующего в готовом виде.

ПРИНЦИП — исходная позиция, основанная на знании или вере.

ПРОГРЕСС — поступательное развитие, развитие от низшего к высшему, от простого к сложному.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ — орудия, при помощи которых производятся материальные блага, и люди, приводящие в движение орудия производства и осуществляющие производство материальных благ благодаря известному опыту и навыкам к труду.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ — отношения, устанавливающиеся между людьми в процессе общественного производства материальных благ.

ПРОСВЕЩЕНИЕ, ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ – период с XVII по XVIII в., характеризующийся развитием науки, огромным количеством идейных исканий, яркими политическими событиями, движением просвещения. Родина: Англия, затем Франция, Германия и Россия. Девиз эпохи: все должно предстать перед судом разума! Исходные идеи эпохи: культ науки, разума и прогресс человечества. Призыв эпохи Просвещения: «Имей мужество мыслить самостоятельно». Представители: Пьер Бейль, Жан Мелье, Франсуа Вольтер, Жан-Жак Руссо, Дени Дидро.

ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ — способ ориентации человека в пространстве и времени (пространственно-временном континууме). Основные формы выражения этой ориентации заключаются в способе освоения пространства, перемещения в нем, осознания его неоднородности и ритма, а также конечности своего существования на фоне бесконечного времени, в утверждении смертности и бессмертия, подчинении ритму космоса и природы.

ПРОТЕСТАНТИЗМ – это одно из трех главных направлений христианства. Основатели и вожди Реформации, с которой связано возникновение П., — Мартин Лютер и Жан Кальвин. П. – широкое антикатолическое движение за обновление христианства в Европе (XVI в.). Основная идея П. – спасение человека возможно только верой в искупительную жертву Христа. Священник в П. лишен права исповедовать и отпускать грехи. Единственный источник вероучения – Библия.

ПСИХОЛОГИЯ — наука, имеющая основным предметом изучения психику человека, его сознание как свойства высокоорганизованной материи, способной отражать объективную реальность в виде ощущений и восприятий, представлений, мыслей.

ПУРИЗМ — направление во французском посткубизме, предлагавшее заменить изображаемые объекты «пластическими символами» с целью выявить наиболее полно конструкцию предмета.

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  [П]  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ш  Э  Ю

   

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей в соцсетях:

   

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *