Философский словарь. Б

А  [Б]  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ш  Э  Ю

БАРОККО — художественный стиль XVII-XVIII вв., характеризующийся повышенной экспрессией, декоративизмом, динамизмом и иллюзионизмом. Барочное мировосприятие было связано с кризисом Ренессанса и Контрреформацией.

БЕЗОБРАЗНОЕ -преобладание материи над формой, «несдержанное проявление хаотического начала, разбивающего или подавляющего идеальную форму» (В.С.Соловьев). Это значит, что безобразное возникает там и тогда, где и когда одна часть безмерно возобладает над другими, уничтожая равновесие и гармонию целого. Однако безобразное не может и не должно быть для эстетики и искусства «под запретом», ибо оно позволяет еще больше, еще полнее оттенить и оценить свою противоположность — прекрасное. Задача искусства — не «уйти» от безобразного, а вынести ему свой приговор.

БЕССМЕРТИЕ ДУШИ — догмат веры и один из основополагающих принципов религиозной философии, утверждающий вечность, неуничтожимость и независимость от тела психики человека: его воли и сознания. Согласно религиозному вероучению, бессмертие души должно оправдать и объяснить непреходящую ответственность человека за все его дела, поступки и решения; является условием и гарантом воздаяния (награды или возмездия) за истинно или ложно пройденный путь земной жизни.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — понятие, имеющее очень широкий спектр толкования, начиная от автоматических действий человека (не получающих отражения в его сознании) и кончая особой сферой психической реальности, в основном определяющей жизнь и поступки людей. Представление о многослойности психики человека существовало уже в древневосточной философии. В европейской традиции об этом писали Лейбниц и Кант, а концепцию бессознательного создали Э.Гартман и И.Ф.Гербарт. В теории З.Фрейда бессознательное представлено в виде мощной иррациональной силы, определяющей поведение человека. К.Г.Юнгом введено понятие «коллективного бессознательного», характерного для каждого народа и этноса и формирующего его творческий дух, чувства и ценности. В современной глубинной психологии это понятие широко используется для трактовки всех психических форм жизни человека. Здесь оно толкуется как совокупность психических процессов, состояний и схем поведения, не представленных отчетливо в сознании людей. Термин «бессознательное» применяется также для характеристики группового поведения, цели и последствия которого не осознаются членами и лидерами группы. Личное бессознательное и коллективное бессознательное влияют на жизнь индивида и ход исторического процесса. В русской философской традиции апелляция к бессознательному не вела, как правило, к разрыву с интеллектуализмом, а ставила своей целью сочетать интеллектуальное познание с интуицией (в гносеологии, этике и эстетике).

БИДЕРМЕЙЕР — художественный стиль, получивший распространение в Германии и Австрии в 1815—1848 гг., отличался натурализмом, камерностью, сентиментальностью и интимным отображением жизни и быта бюргерских слоев.

БИОЭТИКА (от греч. bios — жизнь и ethos — обычай, нравственный характер) — понятие, относящееся к комплексной дисциплине, которая находится на стыке философии, этики, биологии, медицины и др. Биоэтика появилась в 60-е гг. ХХ в. как реакция на новые проблемы жизни и смерти. Это совпало с ростом интереса к правам человека, в т.ч. и по отношению к собственному телесному и духовному бытию, и реакции общества на угрозу жизни на Земле вследствие обострения глобальных проблем человечества. В настоящее время биоэтика охватывает такие сферы, как этические проблемы аборта, суицида, пересадок органов (включая мозг), новые технологии деторождения (включая суррогатную беременность), генной инженерии, половой самоидентификации человека, отношение к психическому здоровью и т.д. Эти проблемы решаются на основе существующих морально-этических подходов в рамках мировых и национальных религий, гуманистической этики свободомыслия, а также различных правовых систем.

БЛАГО — понятие, обозначающее нечто положительное для телесного и духовного развития человека, ценное для удовлетворения его потребностей. Различают материальные и духовные блага, а среди последних — абсолютное благо, иби Бог, и субъективные блага, т.е. добро, красота, радость и т.д. Понятие блага трактовалось очень широко, в зависимости от исходных установок различных философско-этических школ; под ним понимали и наслаждение и воздержание, и разумность и полезность, и свободу и необходимость. В новоевропейской мысли понятие блага постепенно вытесняется понятием ценности. В христианской этике понятие блага входит в концепцию благодати, исходящей от Бога, а в философских системах анализируется чаще всего в терминах общечеловеческих ценностей. В русской философии (философии всеединства) благо — наряду с истиной и красотой — определяет сущностный уровень «общественного организма» (В.С.Соловьев) и раскрывается в трех состояниях: материальном (экономика), формальном (политика) и абсолютном (духовное единение людей в церкви). Основной, объединяющий признак (и критерий) блага — гармония человека и природы, нравственное совершенствование личности. Благо не сводится к полезности, так как имеет под собой не материальную, а духовную основу.

БЛАГОГОВЕНИЕ — преклонение перед высшим, чувство любви человека к тому, что превосходнее его самого; нравственная основа религии. Чувство благоговения составляет «естественную религию» (В.С.Соловьев) и является врожденным. Оно состоит из любви, из полного подчинения чему-то высшему и таинственному, из сильного чувства зависимости, почтения, страха, благодарности за прошедшее и упования на будущее благо. Чувство благоговения — одно из вечных, незыблемых основ нравственной жизни человечества, наряду с чувствами стыда и жалости.

БЛАГОДАТЬ — нравственное начало в человеке, глубины которого питаются абсолютной, сверхчеловеческой божественной реальностью. Не имеет формы нравственного закона, как, например, «категорический императив»  И.Канта, который требует своего исполнения из уважения к самому закону, но без любви к Богу и внутренней жизни в нем. Благодать — это богочеловеческая основа человеческого существования, без которой вообще нет нравственной жизни; пробуждение человеческой души, воспоминание о Божественном источнике жизни; дарованное Богом человеку высшее, абсолютное начало духовности и нравственности, благодаря чему человек возвышается над природой, хотя и не теряет в себе физической, телесной стороны своего существования. Благодать выше естественного закона, не отменяет, но совершенствует его.

БЛАЖЕНСТВО — отсутствие страданий, когда поступки и действия человека уже не есть средство для достижения какой-либо цели, а являются сами себе целью. «Действительное блаженство предполагает для себя вечность» (В.С.Соловьев), поэтому в реальном, эмпирическом бытии человека оно всегда остается идеалом. Путь к блаженству лежит через самовоспитание человека, осознание им самоценности жизни, преодоление страха смерти.

БОДХИСАТВА — в буддизме, особенно в махаяне, человек, стремящийся к просветлению (бодхи). Бодхисаттвой становится тот, кто решил выйти из круга перерождений (сансары) и достичь состояний будды. Высший нравственный подвиг состоит в том, что, достигнув нирваны — идеального состояния, где утрачивается индивидуальное «я», — они не остаются в этом вечном блаженстве, а возвращаются в наполненный страданиями и иллюзиями мир, чтобы помочь другим существам подняться к истинному бытию. Бодхисаттвы сознательно остаются в тисках закона кармы ради просветления остальных. В махаяне путь бодхисаттвы доступен всем, и потому их великое множество как в нашем, так и в других мирах. Путь бодхисаттвы прошел будда нынешнего мирового периода — Шакьямуни, а также будда будущего — Майтрейя.

БОГ — высший, сверхъстественный объект философской и религиозной мысли и основной предмет религиозного культа. В религиозной философии — абсолютное начало, первопричина мира, физического и нравственного. Наделен такими качествами, как непостижимость для рассудка, единственность (в монотеистических религиях), духовность, самобытность, благость, вечность, беспредельность, неизменность, всемогущество, всеведение и т.д. В истории мысли учение о боге принимало формы теизма, пантеизма и атеизма. Понятие бога в эволюции религии все более наделялось личностными чертами и качествами. Особенно характерно это для философских и теологических систем ХХ в., понимающих идею бога как первичную данность человеческого сознания и задачу человека стать богоподобным существом, соратником и соучастником Бога. Непостижимость для рассудка связана с глубочайшей тайной, которая окружает проявление Бога и является основой для бесконечного богопознания. Существо бога лишено какой-либо материальности и обладает качеством самобытности, т.е. не имеет какой-либо высшей причины своего бытия. Благость — неотъемлемое качество Бога, которая передается человеку. Остальные качества характеризует всеобщность бытия Бога в мире. В христианстве Бог един по существу, троичен в своем личном бытии. Он есть Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой. Как абсолютная полнота бытия и предельное совершенство, Бог воплощает в себе вечные и безусловные ценности: Добро, Красоту, Истину, Свободу, Бессмертие. В ортодоксальном религиозном сознании Бог мыслится как трансцендентная по отношению к миру сущность. В философии пантеизма Бог имманентен к природе, сливаясь с ней в единое целое. Доказать бытие Бога рациональным, логическим путем, несмотря на все усилия в этом направлении католической церкви и схоластического богословия, оказалось невозможным. В религиозном сознании вера в Бога переживается как благодать, откровение.

БОГОИСКАТЕЛЬСТВО — религиозно-философское течение в среде русской либеральной интеллигенции, возникшее накануне революции 1905—1907 гг. Основная идея богоискательства — примирение религиозного сознания и разума, изменение, совершенствование человеческой жизни на основе обновленного христианства. Оказало большое влияние на философию, эстетику, искусство начала ХХ в., в том числе на такие направления художественного творчества, как декадентство и символизм.

БОГОСЛОВИЕ — смотрите ТЕОЛОГИЯ.

БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ – это одна из наиболее общих диалектических закономерностей развития природы, общества и человеческого мышления. Всякий предмет, всякое явление содержит в себе внутренние противоречия, противоречивые стороны, тенденции. Эти стороны и тенденции находятся в состоянии взаимной внутренней связи и в то же время взаимного исключения, отрицания, в состоянии борьбы. В рамках целого одна сторона противоположности не может существовать без другой и одновременно между ними происходит борьба.

БРАТСТВО — понятие социальной утопии Н.Ф.Федорова, обозначающее состояние общества, ведущее к прочному миру и нравственному бытию; объединение всех людей на основе общего дела. Таким делом Н.Ф.Федоров считал дело возвращения жизни отцам, т.е. воскрешение, а также борьбу со смертью. Люди — братья только по отцам, предкам, и забыв об этом, они делаются чужими. Одновременно это совокупно-братско-отечественное действо возвращения сердец сынов отцам, ибо отречение от культа предков ведет к нарушению верности не только отцам, но и Богу отцов. Означает замену патриотизма отечественностью. Если патриотизм есть гордость, самолюбие, а значит порок, то отечественность — любовь к отцам, сокрушение об их смерти, где нет места гордыне, утверждал Н.Ф.Федоров. Он ввел идею братства как проект будущего устройства общества, как рецепт спасения мира от нравственного и духовного одичания.

БРАХМАН — 1) В древнеиндийской религиозной философской литература — духовный Абсолют, безличное духовное начало мира, из которого происходит все остальное. Конкретный проявленный мир возникает из Брахмана и растворяется в нем. Он объективен, но лишен причинно-следственных характеристик и пространственно-временных координат. Постижим только высшей религиозной интуицией, непосредственным озарением, внелогическим усмотрением. Невыразим в ограниченной человеческой речи, способной отображать лишь частности, поэтому даваемые ему определения являются отрицательными (апофатическими): он не то, не то и не это. Брахман — чистое бытие, совпадающее с чистым сознанием: его внутренним саморазличением и самосознанием является Атман, что позволяет строить высказывания типа «Атман равен Брахману», т. е. Атман выступает субъективным аспектом этого вечного и лишенного формы духовного начала. К фундаментальным качествам Брахмана принадлежит не только сознание, но и вечное блаженство (ананда). 2) Член высшей жреческой касты в Индии. В философской литературе термин «брахман», взятый в этом смысле, практически не употребляется.

БРАХМАЧАРЬЯ — принцип целомудрия. Означает чистоту помыслов, слов и дел всегда и при всех обстоятельствах. Этимологически «брахмачарья» — это стремление к Брахме (Богу и Ведам) и путь воздержания. В обычной жизни это путь безбрачия, который обязателен для тех, кто изучает Веды и посвятил себя исключительно познанию Бога. Кроме того, с безбрачием связаны все иные виды самоограничения. Строгий половой самоконтроль, предписываемый брахмачарьей, не может держаться на простом подавлении естественных склонностей, поэтому ищущий проходит сложный путь обуздания всех своих чувств и помыслов, в результате чего плотская любовь заменяется более высокой любовью к Богу.

БУДДА — (от санскр. «будх» — пробуждать, познавать, бодрствовать) — человек, обладающий пробужденным, просветленным сознанием. Собственное имя Будда принадлежит основателю религиозно-философского учения буддизма царевичу Сиддхартха Гаутама, происходившему из аристократического рода Шакья. Он жил предположительно в VI-V вв. до н. э. По легенде, предсказатель обещал маленькому принцу коренное изменение его жизни при столкновении со злом мира, и родители сделали все, чтобы уберечь сына от лицезрения оборотной стороны бытия. Однако, уже будучи взрослым, окруженным любовью и роскошью человеком, Сиддхартха Гаутама все же встретился однажды с видом смерти, болезни и страдания. Тогда, в 29 лет, он стал отшельником, покинул родных и богатство, чтобы найти истину, избавляющую человечество от страданий. В 35 лет в ходе длительной семинедельной медитации ему открылась истина, он стал буддой, т. е. просветленным. В течение сорока пяти лет Будда проповедовал свое учение об избавлении от страданий. Предание приписывает ему способность всевидения и всеслышания, умение летать по воздуху и спускаться глубоко под землю, принимать любой облик, а также иные волшебные качества.

Нарицательное имя «будда» относится ко всякому просветленному человеку, сумевшему угасить свои желания и страсти и следующему по нравственному пути Гаутамы Будды. Соответственно буддийской мифологии во Вселенной происходит своеобразный круговорот будд: одни умирают, другие воплощаются и приступают к выполнению своих нравственных обязанностей. Они воплощаются параллельно в разных мирах, и их всех никто не знает, кроме Гаутамы. До Гаутамы на земле существовало 27 будд, он является 28-м, а за ним должен последовать Майтрейя как будда грядущего Мирового периода.

БУДДИЗМ – религиозно-философское учение, возникшее в Древней Индии в VI-V вв. (основатель Сиддхартха Гаутама из рода Шакья) до н. э. и ныне являющееся одной из трех влиятельных мировых религий наряду с христианством и исламом. Философия буддизма учит о существовании двух родов бытия: сансара - бытие проявленное и нирвана - бытие непроявленное. Проявленное бытие представляет собой бесконечный флуктуирующий поток дхарм - элементов мирового вещества, составляющих предметы и физической, и психической природы. Дхармы ежесекундно вспыхивают и угасают, потому мир пребывает в непрерывном изменении. Человек есть сочетание дхарм, которые распадаются после его смерти и образуют новую комбинацию. Буддисты отрицают существование вечного атмана - человеческой души. Однако между прежним и новым сочетанием дхарм есть связь, определяемая кармой - мировым законом причинности. После смерти человек может перевоплотиться в животное, и это новое существо и в своем качестве, и в своей судьбе будет предопределено кармой. Данная человеческая жизнь - лишь результат прежних существований. Главная жизненная задача человека - освободиться от сансары — колеса перевоплощений, потому что проявленная жизнь есть страдание. Оно порождается желаниями, которые также служат связующими звеньями кармы. Избавиться от желаний — значит избавиться от новых рождений и новых страданий. Нирвана — идеальное конечное состояние, где человеческая индивидуальность растворяется в непроявленном. Достичь людям этого состояния помогают бодхисатвы — те, кто уже просветлен, может уйти от мира, но избрал для себя миссию спасения ближних. В наши дни буддизм распространен в странах Юго-Восточной Азии, в Тибете (в форме ламаизма), в Японии и Китае (дзен-буддизм), в Монголии, в Индии. В России — в Бурятии и Калмыкии.

БХАКТИ-ЙОГА — путь к Богу через любовь. Предполагает интенсивное эмоциональное отношение к Абсолюту, беззаветную преданность ему, постоянную память о Боге во всех делах и всех состояниях. Бог должен стать единственной целью, на которую направлена страсть души бхакты — человека, посвятившего себя Богу. На низших своих ступенях способна вырождаться в негативное явление — фанатизм, когда страстная любовь к своему богу сочетается с ненавистью к чужим богам. Однако на высшем уровне для бхакты не остается ничего чужого в мире, потому что весь мир выступает как проявленный Бог. Бхакта без насилия над собой отрекается от всего конкретного, личностного, маленького и ограниченного и направляет все силы души к Абсолюту, который светится через эфемерный облик единичных вещей. Привязанность к Богу выступает непривязанностью ко всему, что не есть Бог. В бхакти-йоге высшей формой любви является Пара-бхакти, когда человек любит Бога, ничего у него не прося в ответ и ничего не ожидая, полностью погружаясь в свое переживание, которое совпадает с высшим познанием Бога. В отличие от христианства любовь бхакты к Богу не знает страха, ибо ее сила способна побеждать всякий страх.

БЫТИЕ — реальность, существующая независимо от человека, всякое существование вообще. Это философское понятие, обозначающее природу, материю, внешний мир, объективную реальность в отличие от сознания, мышления, ощущений. Категория онтологии, с помощью которой определяется нечто, что есть сущее как таковое, вне и независимо от человека и его сознания. Понятие бытия ввел в философию Парменид, основоположник элейской школы (VI-V вв. до н.э.). До этого предметом размышления философов были сущие вещи. Вопрос о бытии связан с признанием или, наоборот, отрицанием Абсолюта, а также абсолютной Истины, Добра и Красоты. С точки зрения русских философов (напр., Н.А.Бердяева), бытие дано нам вначале, до всяких форм человеческой деятельности: практической и теоретической. Его нельзя дедуцировать, т.е. выводить из чего-либо. Надо исходить из него как изначально данного нашему целостному сознанию, т.е. сознанию, в котором нет еще деления на субъект и объект. Знание не есть ни отражение бытия, ни конструирование его: оно самораскрытие бытия, происходящее в недрах самого бытия. Проблема бытия — стержень мировоззрения и сознания людей, а также один из главных критериев классификации философских систем. В русской философии (философии всеединства) — проявление сущего. Если сущее — вещь, то бытие — совокупность свойств вещи. Такая трактовка категории бытия как предиката, проявления сущего, существенно отличается от европейско-рационалистической (гегелевской) его трактовки, где чистое бытие выступает лишь как исходная, наименее содержательная абстракция, равная «ничто». В философии В.С.Соловьева категория бытия проявляет себя трояким образом: как воля (в сфере практической деятельности), как представление (в сфере познания) и как чувство (в сфере творчества).

БЮРОКРАТИЯ — социальный слой, выполняющий функции управления в обществе.

А  [Б]  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ш  Э  Ю

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Подписаться на новые статьи по e-mail
Новые статьи блога
Комментариев нет

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :mrgreen: :lol: :evil: :cry: :cool: :P :-(