Философский словарь. Р

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  [Р]  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ш  Э  Ю

РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЙ СТРОЙ — это первое классовое, антагонистическое общество, возникшее на развалинах первобытно-общинного строя, на основе развития производительных сил общества, на основе развития частной собственности, роста экономического неравенства.

РАСА — это биологическая группа людей, сложившаяся на ранних ступенях развития человечества. Расы различаются по таким признакам, как цвет кожи, форма и цвет волос, черты лица, строение тела и пр.

РАСИЗМ — это человеконенавистническая теория, в основе которой лежат представления о природном неравенстве людей и об обусловленности истории человеческого общества и культуры вечными и неизменными биологическими законами.

РАССУДОК И РАЗУМ — два вида познания в философии Канта и Гегеля. Согласно учению Канта, «всякое наше знание начинается благодаря чувствам, переходит затем к рассудку и заканчивается затем в разуме». Рассудок вносит порядок, объединяет данные чувств по присущим ему самому законам. Это упорядочение материала чувств согласно априорным законам рассудка и есть познание. Познание субъективно и нисколько не отражает и не может отражать предметный мир «вещей в себе». Но наше познание стремится выйти за узкие пределы, положенные ему природой, оно стремится постигнуть вещи таковыми, каковыми они являются сами по себе. Это — область разума. При этом разум впадает в неизбежные противоречия: он приходит к противоречащим друг другу заключениям, которые в равной мере можно обосновать и которые в то же время друг друга исключают (например, мир имеет и не имеет начала во времени и пространстве; материя может и не может быть бесконечно делима и т.п.). Кант утверждал, что переход к разумному познанию есть максимальное отдаление от опыта, от предметов внешнего мира. Тот факт, что разум впадает в противоречия, был для Канта доказательством слабости разума, неправомерности его попыток постигнуть мир «вещей в себе».

Различие рассудка и разума у Гегеля выступает как различие низшего и высшего способов мышления и познания. Рассудочное мышление — это «конечное мышление», это мышление, характерное для формальной логики, для метафизики. Рассудок порождает только конечные, метафизические определения. Он приходит к неизменным утверждениям, противостоящим друг другу. Так, для рассудка жизнь и смерть суть явления противоположные и друг с другом не связанные. Разумное мышление, по Гегелю, — это мышление диалектическое. Исследуя природу самого мышления и создаваемых им понятий, он показывает внутреннюю взаимосвязь противоположных утверждений и их взаимные переходы друг в друга.

РАЦИОНАЛИЗМ (лат. — разумный) — это направление в теории познания, признающее разум единственным источником истинного знания в противоположность эмпиризму, который считает единственным источником познания чувственный опыт. Виднейшими представителями рационализма были Декарт, Спиноза.

РЕАЛИЗМ — наиболее полное и правдивое отражение реальности в художественной культуре, сближающееся с натурализмом, но не тождественное ему. Понятие довольно сложное для дефиниции в системе художественной культуры. В искусстве XVIII в. выделяют «просветительский реализм», а в ХІХ в. критический (социально-критический) и социально-утверждающий реализм.

«РЕАЛИЗМ» СРЕДНЕВЕКОВЫЙ — это направление в средневековой схоластике, утверждавшее, что общие понятия («универсалии») имеют реальное и объективное существование и предшествуют существованию единичных вещей. «Реалисты» выдвигали два положения: 1) «универсалии суть реальности» и 2) «универсалии существуют раньше вещей».

РЕАЛЬНОСТЬ — действительность, обладающая существованием.

РЕГЛАМЕНТ — система предписаний.

РЕЛИГИОЗНО-МИСТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ — характеризуются модернизацией традиционных религиозных представлений в сторону аксиологизации (наделения мира ценностными характеристиками), в личностном аспекте выступают как обобщение человека и Бога. В пространственном и временном отношениях характерно стремление дополнить пространственно-временные взгляды представлениями, построенными на религиозно-нравственной основе.

РЕЛЯТИВИЗМ (лат. — относительный) — это идеалистическое учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания. Признавая относительность знаний, релятивизм отрицает объективность познания, считает, что в наших знаниях не отражается объективный мир.

РЕЛЯТИВИСТСКИЙ ХАРАКТЕР ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ — представления о пространстве и времени, характеризующиеся относительностью, изменчивостью, сменой одних представлений другими.

РЕФЛЕКСИЯ (лат. — внутреннее отражение) — это термин, употребляющийся в теории познания буржуазной философии. Познание, по мнению Локка, складывается, с одной стороны, из ощущений, вызываемых действием внешних предметов на наши органы чувств, с другой стороны, — из наблюдения деятельности нашей души. Это восприятие «внутренней деятельности нашей души» Локк называет рефлексией. Гегель под рефлексией понимал опосредованное познание, т.е. отражение сущности явления. Рефлектировать о предмете — значит размышлять о нем.

РИТА — закон мира в Упанишадах.

РИТМ — чередование элементов в пространстве и времени, форма выражения динамики и движения.

РИТУАЛ — вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий.

РОМАНТИЗМ — последнее по универсальности идейное и художественное движение в европейской культуре, охватившее все виды искусства в конце XVIII — первой трети XIX в. Эстетическая система романтизма противостояла классицизму и была порождена кризисом просветительской идеологии. Отражение индивидуального мира и многомерности объективной действительности характерно для художественного сознания романтизма.

РУССО ЖАН ЖАК (1712—1778) – выдающийся французский просветитель, демократ, идеолог мелкой буржуазии, деист. Наряду с существованием бога признавал существование бессмертной души. В духе дуализма учил о материи и духе как двух извечно существующих началах. Материю считал пассивной и мертвой. В теории познания стоял на позиции сенсуализма, выводя все знания на ощущения. Признавал врожденность нравственных идей. Считал, что «науки способствуют порче общественных нравов». Науки развивают цивилизацию, которой нет без государства, а государство – это частная собственность, основная причина безнравственности. Руссо – автор теории общественного договора (часть людей следит за соблюдением порядка – государство, за это все остальные их содержат). Источник неравенства – частная собственность. Тирания – высшая степень неравенства.

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  [Р]  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ш  Э  Ю

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Подписаться на новые статьи по e-mail
Новые статьи блога
Комментариев нет

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :mrgreen: :lol: :evil: :cry: :cool: :P :-(